• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Питер де Хох, «Деревенский дом». О чем думают женщины?

На картинах голландского художника Питера де Хоха мы можем наблюдать самые разнообразные сюжеты из жизни людей того времени. При ближайшем рассмотрении они вызывают разные эмоции, в зависимости от сюжета. Деревенская сцена, несмотря на яркие краски, наводит на нерадостные раздумья…

optimarc , Shutterstock.com

Добротный, с претензиями на монументальность деревенский дом: высоченные окна, пилястры с капителями, черепичная крыша. Если отталкиваться от картин современников Питера де Хоха, это — не деревенский дом. Это — дом в предместье, где селились ремесленники и торговцы. Профессию владельца точно назвать невозможно. Может быть, это дом ткача (весь инструментарий — внутри дома).

Через калитку в деревянном заборе видны деревья на берегу речки. Солнце не дошло до полудня, на землю ложатся еще длинные тени. Под открытым окном — приступочка, рядом с которой служанка чистит и моет большой медный таз.

Слева за штакетником — дерево (видимо, там сад и огород). Перед штакетником за столиком сидит кавалер с трубкой, который пристально смотрит на девицу нехилой комплекции (по крайней мере, снизу). Дама держит в руке рюмочку граммов на 400 и выжимает в нее лимон.

Мужчина положил шляпу на стол, держит в руках трубку, как бы готовясь закурить. Но он не может оторвать от девицы хитрый взгляд, буквально сверлит ее. Он ждет. Его лицо выдает нешуточный интерес к молодухе, он как бы о чем-то ее спрашивает. Или предлагает что-то не совсем приличное: уж слишком хитрое у него лицо.

Может быть, он сватается? Но судя по его одежде — почти нищий, бедный ремесленник, торговец или служащий. И он спрашивает, пойдет ли она за него.

Ему есть прямой интерес жениться на ней: у нее — хороший дом (папа построил), богатую и знатную найти не светит, знатную и бедную нет резона брать в жены (у самого ничего нет). Да и репутация у него подмоченная: таскается по кабакам, играет в карты, пьет, скандалит. А богатенькую из своего круга — отчего же: и дом будет, и женщина под боком. Захочет погулять и попьянствовать — да кто ж его остановит?

Надо полагать, что какой-то разговор был накануне, а жених с утра пришел за ответом. Может быть, она попросила время для раздумий? Судя по ее позе (уж очень напряженно она держится), решения у нее нет. Ей не очень хочется идти за бедного. Но у него — какое-никакое положение в обществе, во всяком случае — не батрак. Глядишь, если не она, то дети будут дворянами. С другой стороны — нищий (или почти нищий), да еще поди и гуляка. Как с таким жить? И выбора особого нет — женихов войны повыбили, да болезни поуносили.

За этой сценой наблюдает пожилая женщина, скорее всего, мать молодки. Она смотрит на все это с сожалением. Дочка давно вышла из возраста, в котором можно выйти замуж, засиделась в девках. Ну, откажет она, что будет? Мужика в доме нет уже лет двадцать, все потихоньку приходит в негодность: там кусок витража выпал, там кирпичи с конька отвалились. Авось, этот на что-нибудь сгодится. По крайней мере, может сделать законных детишек. А так — вся жизнь у дочки пройдет в одиночестве.

А может быть, он ей предлагает просто какое-то содержание? Вряд ли у него на это есть деньги. А если есть — может быть, и это надо принять? Кто знает, может быть, так будет лучше, чем маяться в одиночку?

Вот и думают женщины — куда податься, что решить?

Статья опубликована в выпуске 14.04.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: