Карин Андреас Мастер

Почему в Армении строят церкви?

Во всех армянских церквях 24 апреля раздастся поминальный звон по жертвам геноцида 1915−23 годов в Османской Турции. Армяне пойдут на холм Цицернакаберд в Ереване к мемориальному комплексу памяти. Из-за рубежа приедут потомки тех, кто смог спастись. На холме несколько дней будет звучать скорбная музыка Комитаса.

Церковь св. Степаноса Фрунзик Аракелян, личный архив

24 апреля 1915 года была арестована армянская элита Стамбула: писатели, музыканты, врачи, юристы и вместе с ними композитор Комитас. После ареста их сослали в глубь Анатолии, где Комитас стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Благодаря влиятельным людям, Комитас был возвращен в Стамбул, но пережитый кошмар не оставлял его. Комитаса поместили в психиатрическую клинику, затем увезли во Францию. Почти 20 лет до конца своих дней он провел в лечебнице близ Парижа. Большинство его рукописей были уничтожены.

Трудно найти хоть одну армянскую семью, в которой не узнали горечь потерь. Несколько поколений выросло в разных странах — потомки тех, кто смог избежать участи полутора миллионов, ставших жертвами тех кровавых дней.

В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Основными организаторами геноцида считаются лидеры младотурок Талаат, Джемаль, Энвер и Шакир. Партия младотурков, свергнув султана, хотела прийти к власти и обратились к армянским партиям за помощью, обещав отделение Западной Армении от Османской империи. Армяне поверили и помогли им. Младотурки пришли к власти, но не собирались делить территорию.

Теперь им нужно было «избавиться» от армян. Младотурки хотели построить новое мусульманское государство — вслед за армянами пострадали греки, ассирийцы и болгары. Союзниками в осуществлении этой идеи стали курды. Им они обещали Курдистан на территории Западной Армении, если курды «освободят» его от армян. Под «освобождением» понималась резня или депортация армян в направлении Сирийской пустыни Дер Дзор. Сейчас курды в этом откровенно признаются, потому что турки их обманули. Вот почему курды встали на путь терроризма — они еще надеются создать Курдистан со столицей Диарбекир.

Были среди них и милосердные — они забирали в свой дом детей, а девушек на выданье брали в жены.

Как осуществлялся замысел турков?

Шла Первая мировая война, и все здоровые армянские мужчины от 18 до 60 лет были призваны в армию. Около 100 000 армянских солдат османской армии были разоружены и затем убиты — они не принимали участие в сражениях. Мирное население разоружали, точнее отбирали всё, что могло быть оружием защиты, вплоть до кухонных ножей. Некоторых убивали сразу в их доме. Мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места, где их убивали. Стариков, женщин и детей сгоняли в пустыню, где они были обречены на смерть от банд мародёров или от голода и жажды.

Были чиновники, которые не подчинялись приказу уничтожать армян. Их лишали должностей, назначая тех, кто был особенно жесток.

В некоторых городах и провинциях армяне оборонялись.

Армянское население, жившее в районе горы Муса-лер, недалеко от Антиохии, в июле 1915 года бежало в горы и там организовало успешную оборону, отражая атаки османских войск в течение семи недель. Около 4000 человек были спасены французским военным судном.

Сопротивлялись армяне в Урфе, Муше, Зейтуне и Ване.

Вместе с населением уничтожалось культурное наследие: армянские памятники и церкви взрывались, рукописи сжигались, кладбища распахивались под поля, армянские кварталы городов разрушались или занимались турками, курдами, черкесами и переименовывались.

Многие храмы были разрушены, ещё большее их число преобразовано в мечети и караван-сараи или используются как зернохранилище и загоны для скота.

Есть государства, чьи руководители отвергают факт геноцида, цинично заявляя: пусть историки разбираются. Они надеются, что очевидцев нет в живых, а у потомков достаточно других забот. Но память жива. Хотя я родилась и выросла в СССР, мои деды и бабушки рассказывали то, что видели своими глазами. Чаще принято вспоминать о геноциде на территории Западной Армении. Однако и в Восточной Армении тоже были жертвы.

В 1918 году власть от младотурков перешла к Кемалю Ататюрку, но политика осталась прежней.

Аппетиты турков простирались дальше Западной Армении: они грезили о стране Туран, населённой туркоговорящими мусульманами, включая Кавказ и Среднюю Азию. На пути их планов была Восточная Армения. И здесь они задумали добиться своего чужими руками, призвав на помощь банды — уверили их, что армяне богаты, а церкви полны сокровищ.

В Восточную Армению хлынули многочисленные и хорошо организованные банды. Здесь в Армении их называли таджиками, но то были бандиты разных национальностей. Им противостоял лишь Эриванский гарнизон. Мирное население оборонялось как могло.

Кто-то смог защититься, а кто-то нет. От рук бандитов погибли два старших брата моего деда Мисака. Сам он чудом спасся, тогда ему было десять лет.

Одна банда двинулась к высокогорному селу Дарпас, в нескольких километрах от Сисиана. Там от рук бандитов погиб мой прадед-священник. Банда ворвалась в село и в поисках сокровищ направилась к церкви. Они все перерыли, но ничего не нашли. Озлобленные бандиты сожгли священника в центре села на глазах у селян и его семьи.

Сыновья священника, которым было около десяти лет, поклялись построить храм на месте гибели отца. Обещание выполнили правнуки священника. Вот почему была построена церковь в селе Дарпас и получила имя святого, которое носил священник после возложения его в сан. Согласно традиции, во дворе церкви установили хачкар (крест-камень) в память о священнике Степаносе.

На общем фоне тех событий гибель священника — всего лишь капля в море, но память потомков жива.

Несмотря на кровавые планы младотурков, армяне выжили и у Мисака есть много правнуков.

Обновлено 23.04.2014
Статья размещена на сайте 18.04.2014

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень интересное название статьи. И интересно кончается статья - один из ответов на название. Интересно было и читать, не ощущая упрёков к туркам, как народу. Ведь современное поколение не может дать ответ за поколение, которое совершало убийство. Оно может только принять или отвергнуть путь стариков. Поэтому очень ценю в этой статье то доброе , что не забылось у народа-жертвы о других народах.

  • Вчера на Yahoo на главной были обалденные фотографии манифестаций в США и...в Турции. Посмотрите в архиве сайта.
    У президента слово в горле застряло, а народ Турции оказался честнее. Спасибо туркам, которые вышли на улицы.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, и у нас показали. Я написала в комментариях.
      К нам каждый год приезжают журналисты, писатели-турки, чтобы в этот день пойти к мемориалу. Есть такие.
      И мы не забываем, что несмотря на угрозу жизни были такие турки, которые спасали армян: прятали и забирали к себе детей.
      Хорошее тоже помним, не только плохое.

  • у вечного огня

  • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 25 апреля 2014 в 19:38 отредактирован 25 апреля 2014 в 19:39

    24 апреля до поздней ночи людской поток шел к мемориалу. Вот фотографии сделанные в 20.15 время ереванское

  • Конечно во многих странах прошли шествия с флагами и лозунгами осуждающими геноцид и политику отрицания. Но шествие в Стамбуле это новость!

    • Карин, в 1940 году молодой армянский филолог и философ из Румынии Левон Карапет Палджян, прочитав «Сорок дней Муса-дага», сказал, что придет время, и армянин с турком будут вместе читать эту книгу. Левон Карапет Палджян – это мирское имя Католикоса Всех Армян Вазгена Первого...

  • Карин Андреас, известная россиянка армянского происхождения возмутилась по поводу сноса памятника Ленину в Украине. Ее возмущение, видимо, помешало ей вспомнить о том, что в Армении памятник Ленину был демонтирован гораздо раньше и для этого были веские причины. Армения оказалась единственной страной, для советизации которой Ленин обратился за помощью к Турции. Турция объявила войну Армении, получив от Ленина помощь, оружием и деньгами. Потом Ленин щедро расплатился с Турцией, передав ей не только Западную (Турецкую) Армению, которой обещал право на самоопределение, но и часть Восточной (Русской) Армении, вместе с Араратом…
    Между прочим, эта же россиянка, будучи уроженкой Сочи, не возмутилась демонтажу в поселке Волконка Лазаревского района города Сочи памятника генералу русской армии Андранику Озаняну.

    • Валерий Хачатуров, люди часто попадают под влияние момента. Не удивлюсь, что историю вообще мельком проходила.
      Сегодня в Стамбуле прошло шествие с лозунгами осуждающими геноцид - вот это более существенно.

  • Всем армянам и мои искренние соболезнования.

    Никогда не пройдёт и не забудется боль и скорбь, как никогда не смыть клейма позора.

    Оценка статьи: 5

  • Вчера проскользнула новость о том, что Турция впервые признала факт "событий 1915 года". Как на это отреагировали в Армении?

    • Марк Блау, и я вчера услышала по новостям полный текст напечатанный в их прессе. Смысл таков все пострадали в войне: армяне, турки, курды и все остальные народы.
      Видите ли "война виновата".
      А чем нынешняя политика отличается?
      Мы видим сирийский Кесаб.
      Но вот убийство журналиста Гранта Динка в 2007 вызвало возмущение всего общества без национального различия - это радует, уже есть сдвиги в сознании.
      Может это "соболезнование" есть уступка.

      • Карин Андреас, Эрдоган не произнес главного слова - геноцид. Он СОЖАЛЕЛ. Так что грош цена. Вот я кого-то кулаком в морду тресну, а потом скажу, что сожалею, но моему кулаку тоже было больно. Турция должна выговорить это слово и покаяться. Иначе ей нет места в Европе, где вот уже третье поколение немцев несет бремя раскаяния. Европа Эрдогана не поймет. Пусть выговорит. Это принципиально как война или резня. Это равносильно отрицанию факта холокоста. Мне вчерашнее заявление показалось кощунственным, вроде извинения Жирика. Мерзость!

        Понятно, что там снова бабло - Армяне могут потребовать репараций жертвам геноцида. Но кровь за собой надо Турции смывать - 21 век на дворе. Нельзя такой стране оставаться янычарами.

        Оценка статьи: 5

        • Лаура Ли, вы правы! Армяне требуют признать факт геноцида, а не сожалеть.
          Это заявление - лицемерие, хотя некоторые официальные лица Европы и США поспешили одобрить сей шаг.
          Деньги всему причина. страховые компании и банки должны выдать значительные суммы. В США вроде через суд обязали их, но потом приостановили, потому что «все эти события происходили за тысячи миль от США, следовательно штат Калифорния не несёт никакой ответственности перед этими людьми», и «Федеральное правительство США не приняло решение о признании геноцида армян».

          • Карин Андреас, естесственно: Турция - наш союзник, а маленькая Армения кто? А тем более теперь, после согласия вступить в Таежный Союз.
            Сказать честно, для наших американских армян это было шоком. Очень не одобряют.

            Оценка статьи: 5

            • Лаура Ли, был такой Севрский мирный договор — один из договоров Версальско-Вашингтонской системы, создание которой ознаменовало завершение Первой мировой войны. Подписан 10 августа 1920 года в городе Севр (Франция) странами Антанты и присоединившимися к ним государствами (Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и Арменией), с одной стороны, и правительством Османской империи — с другой.
              Взятки знают, что с ним стало.

            • Лаура Ли, все правильно, но будем честны - кто нас окружает?
              Иран более дружественная страна, чем Грузия, которая дружит с Турцией. Иран и Сирия тогда в 1915-1923гг приютили многих беженцев. А великие державы много чего обещали... богатство армян прикарманили и замолчали, надеялись на принцип: - нет человека, нет проблемы.
              Вообще удивительно: как выжил народ в Восточной Армении - разорен, масса беженцев, голод, эпидемия чумы. в 1918 Турция уже с Ататюрком во главе воевала с молодой республикой Армения. В мае было Сардарабадская битва: юнцы, монахи, старики даже с вилами воевали..

  • Валерий Хачатуров Мастер 24 апреля 2014 в 04:48 отредактирован 24 апреля 2014 в 08:00

    Карин, в армянской среде можно услышать высказывания о том, что турки приступили к уничтожению армян после того, как армяне стали орудием русской политики. Мол, именно это стало основной причиной Геноцида, а до 19 века, османы были "нормальным народом".
    Услышав такие мысли подобных «мудрецов», Комитас, думается, тронулся бы умом в очередной раз.

    Нельзя забывать, что предшественницей Геноцида 1915 г. была Сасунская резня 1894 года. Сасунская резня была началом массовых погромов армян в Турции в конце XIX века, а в тот период искать русский след в Сасуне – бессмысленно. В самой России в тот период очень многие страдали арменофобией.

    • Валерий Хачатуров, после поражения в Русско-турецкой войне (1877—1878) в Западную Армению хлынули беженцы, которые переносили свою ненависть на местных христиан.

      • Карин Андреас, Была еще и Балканская война.
        Доброволец из отряда Андраника рассказывал Л. Троцкому.
        «Выходят санитары и уносят раненого. Меня в Филиппополь отправили, там я 10 дней в госпитале лежал. Царица к нам приходила, про все расспрашивала. Я ей сказал: "Вам уже хорошо. Вы турок в Азию выгоните, а нам в Армении от них хуже вдвое станет". А царица говорит: "Подождите, и вам будет хорошо". Подарила вот эту открытку, для утешения, значит...»
        Из очерка Л. Троцкого. «Андраник и его отряд»

  • Валерий Хачатуров Мастер 24 апреля 2014 в 04:16 отредактирован 24 апреля 2014 в 04:23

    Нельзя душой болеть за Палестину,
    Забыв про наш Нагорный Карабах!
    Нас в шорах держит ханжество и страх
    Но совесть ведь одна, а истина – едина.
    Нельзя оплакивать и сикхов, и индийцев,
    И жертвы прочие насильственной борьбы,
    Забыв, что и меж нами кровопийцы,
    Забыв про сумгаитские гробы.

    Эти стихи написал после трагических событий в Сумгаите Всеволод Тихомиров, доцент кафедры теоретической физики Кубанского гос. университета.
    Когда некоторые политики кубанского разлива были озабочены вычислением «армянского процента» среди живущих ныне в крае, Тихомиров посоветовал переключиться на подсчет числа армянских воинов, погибших при освобождении Кубани: на Кубани воевали три армянские дивизии и армянский кавалерийских полк...

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 24 апреля 2014 в 00:57 отредактирован 24 апреля 2014 в 08:47

    Дорогая Карин. Сегодня скорбный день для армян всего мира. Но не только для самих армян, но и для многих народов, которые пропустили через себя армянскую боль геноцида, еврейский ужас холокоста, цыганский кали траш и другие жуткие человеческие трагедии, которыми, увы, богата история.

    Поэтому позвольте и мне, грешной, принести Вам и в Вашем лице всем армянам свои искренние соболезнования и разделить Вашу скорбь в этот день. Вместе нам будет легче оплакивать невинных.

    Я Вам расскажу историю, которая в свое время вызвала у меня слезы радости вместо слез обиды. Армянская такая история:
    случился Спитак, все эти жуткие жертвы, мертвые вперемежку с живыми. В Питере мы узнали буквально сразу же - мне позвонили из Банка крови (моей редкой группы с минусовым резусом всегда не хватает) и велели нестись бегом сдавать кровь. Так и узнала одной из первых в городе, причем со всеми подробностями масштаба гибели людей, о которых широкой публике не сообщали: много искалеченных детей, у которых погибли родители. Сироты-калеки. И их везут на лечение в Питер.

    На первой же эмоции я стала звонить в горком Ленинграда - помочь мне получить пусть даже самого больного ребеночка. У самой трое, а где трое, там и четвертый. В райкоме обещали помочь и дело закрутилось на самом высоком уровне. И вот когда дело дошло уже до Еревана на уровне усыновления детей, которых отправили самолетами в Военно-медицинскую академию на лечение, меня застопорила инструктор Обкома Еревана - можешь навещать в больнице, можешь ухаживать как сиделка, но ребенок должен вернуться в Армению.

    Я, конечно, пошла в амбиции и поперла на тетку как танк. И тогда эта, видимо достаточно пожилая армянка мне сказала:
    Детка-джан, послушай, дорогая, нас так много вырезали, нас так раскидало по миру, что есть угроза полной ассимиляции армян как нации, как народа. Нам каждый армяненочек дорог на вес золота - он должен вырасти АРМЯНИНОМ в армянской семье. А какие колыбельные ты знаешь по-армянски? Кем он у тебя вырастет - русским? Пожалей ты нас, отступись и не жалуйся. Подумай, и ты должна меня как мать понять.

    И знаете, Карин, я отступилась. Хотя наши горкомовские очень давили на меня - как же, мероприятие по интернациональной дружбе я им сорвала. Детки вернулись в Армению, их разобрали по армянским семьям. Но я просто очень хорошо поняла как этот геноцид сидит в каждом из армян, как это отпечаталось в народе и никогда не будет забыт.
    Вот такая армянская грустная и радостная история, Карин.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, большое спасибо за отзыв и понимание!
      У нас до геноцида не было детских домов и приютов. Дети никогда не были ничейными. Хорошо бы вернуть вековые традиции.

  • Валерий Хачатуров Мастер 19 апреля 2014 в 16:27 отредактирован 19 апреля 2014 в 16:29

    Захватнические тирании и их преемники постоянно подменяют историю и историческую картографию. Так, составляющей частью пантюркизма является «картографическая война», «объявленная» армянским географическим названиям.
    Армения и армяне упоминались еще в Сан-Стефанском мирном договоре 1878 г., а «армянонаселенные районы» – в 61-ой статье Берлинского конгресса. Однако, в атмосфере вмешательства Германии и других государств, направленного на провал русско-турецких переговоров по русскому проекту «армянских реформ», в Соглашении от 26 января 1914 г. название Армения (ныне – Западная Армения) под давлением младотурков было заменено географическим словосочетанием «Восточная Анатолия». Преступные младотурецкие власти подменяли названия захваченных ими же западноармянских территорий при совершении массовых погромов, приведших к самому страшному преступлению в истории человечества – Геноциду армян 1915 г., ставшему пиком геноцидальной политики Османской империи.

    «Переименование» западной части Армянского нагорья в «Восточную Анатолию» абсолютно безосновательно. Вместе с уничтожением армянских исторических памятников (Евфрат, Арацани, Беркри, Маназкерт, Коговит, Арарат, Сурб Григор (Святой Григорий) и др.) турки уничтожали, либо искажали (Карасу, Мурад су, Мурадие, Малазгирт, Баязет, Агри-даг, Сипкор и др.) названия многих территорий в захваченной ими Западной Армении. Картографические переименования, искажение исторической принадлежности археологических памятников фальсифицирует общую глубинную картину истории цивилизационного развития Армянского нагорья.

    Эдуард Даниелян

    ВОПРОС СОХРАНЕНИЯ АРМЯНСКИХ ТОПОНИМОВ В КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

  • До 1960 года турецкая политика заключалась в планомерном уничтожении исторических свидетельств пребывания армян на территории Турции.
    В конце 1980-х и в начале 1990-х британский историк и писатель Уильям Далримпл нашёл свидетельства продолжающегося разрушения армянских исторических памятников. Хотя многие памятники ветшали из-за землетрясений или по невниманию властей, а также из-за крестьян-златоискателей, ищущих армянские сокровища, зарытые, как они считали, под церквями, есть и явные случаи преднамеренного разрушения.

  • Самая большая книга в Матенадаране весит двадцать семь с половиной килограммов, а размер ее 75 на 55 сантиметров и поражает своей грандиозностью и массивностью. Это «Проповеди Муша» (арм. Մշո ճառընտիր), написанные около 1200 года в Тароне. В «Проповедях» шестьсот страниц, все из телячьей кожи. В тот год, когда эту книгу изготовили, пришли иноземцы, владельца ее убили, и она попала к мусульманскому судье-кади. Монахи из Муша собрали пожертвования и выкупили рукопись у кади. В монастыре в Западной Армении рукопись хранилась до трагических событий 1915 года. Ее спасли от гибели две женщины. Бежав от резни, они захватили с собой «Проповеди», разделив книгу пополам. Рукопись переходила из рук в руки. Одна половина попала в Эчмиадзин. Спустя долгое время, по счастливой случайности, нашли закопанную во дворе армянской церкви близ Эрзрума вторую половину рукописи. После долгих скитаний обе половины книги соединились в Матенадаране.
    А самая маленькая книга весит 19 граммов – это церковный календарь XVI века.