Мира Сим Мастер

Любовь победила, но выживет ли она? Английский фильм 1995 года «Гордость и предубеждение». Часть 1

Как мы любим романтичные фильмы со счастливым концом! Когда бедная Золушка, несмотря на старания злой мачехи (сестры жениха, богатой соперницы — выбирайте, что больше нравится), завоёвывает сердце прекрасного принца. Заключительные кадры: они выходят из церкви, садятся в свадебную карету и едут навстречу счастливой семейной жизни. И мы верим, что они будут вместе до самой смерти…

Ahuli Labutin, Shutterstock.com

К своему стыду должна признаться, что не читала знаменитый роман Джейн Остин, послуживший основой для этого фильма. Вообще, роман «Гордость и предубеждение» почти побил рекорды по количеству экранизаций, эта — седьмая, в 2005 году был снята последняя. На мой взгляд, английская экранизация книги, вышедшая на канале BBC в 1995 году — самая удачная! Про этот фильм я и хочу рассказать.

…У мистера и миссис Беннет пять дочерей, и это очень печально! Каждую нужно выдать замуж, что очень проблематично без нормального приданого. Младшие две дочери — дурочки, каких ещё поискать — только и знают, что веселиться на местных балах и заглядываться на военных. Средняя — со странностями: или читает, или выдаёт семье проповеди на жизненные темы. Только две старшие дочери радуют мистера Беннета, это Дженни и Элизабет (будем называть её Лизи). Дженни — девушка спокойная, даже слишком, умная, красивая, довольно образованная, короче — просто создана, чтобы стать кому-то идеальной женой по меркам того времени. На неё-то и обращает внимание новое лицо в тех краях — мистер Бингли, недавно купивший там особняк.

Представляю, какая титаническая работа была сделана создателями фильма, чтобы максимально точно воспроизвести обстановку того времени, начиная с особенностей этикета (поклоны, приветствия, знакомства) и заканчивая внешними атрибутами. Платья, экипажи, дома, мебель в них — всё удивительно передаёт дух эпохи того времени.

Молодые люди сразу влюбились друг в друга, да вот беда — Чарльз Бингли не делает нигде шагу без своего друга, мистера Дарси, которому совершенно не нравится, что Бингли обратил внимание на девушку явно не своего круга. К тому же, Дарси при первой же встрече очень нехорошо отозвался о сестре Джейн, Лизи: видите ли, она да, мила, но совершенно не в его вкусе и никогда не завоюет его внимания. А как загорелись его глаза, когда он впервые увидел её!.. Мы ясно видим, что эти слова — неправда, очень ему понравилась Лизи! Просто аристократическая гордость и спесь не позволяют ему вслух сказать о своей мгновенной симпатии к бедной леди.

Мало того, что на протяжении почти всего фильма Дарси пытается убить в себе любовь к Лизи, так он ещё и друга убедил в том, что Джейн к нему равнодушна полностью и ему совершенно не подходит! Бедная Джейн ждёт своего принца, даже отправляется в Лондон, чтобы иметь возможность случайно где-то столкнуться с Чарльзом Бингли, и ни сном ни духом, что он так же страдает, как она, искренне веря в её равнодушие…

Сюрприз — к Беннетам нагрянул кузен Коллинз, который за неимением у мистера Беннета сыновей когда-нибудь унаследует всё, что имеет семья… Донельзя смешной, откровенно глупый и самодовольный, он убеждён, что Лизи должна дать немедленное согласие на его предложение вступить с ним в брак. Увы, разочарование — Лизи ему отказывает. Он недолго тоскует — в тот же день соседка Беннетов, Шарлотта, находит способ утешить отверженного мужчину и соглашается выйти за него замуж. Актёр Дэвид Бамбер, особенно запомнившийся зрителям по сериалу «Борджиа» и фильму «Рим», просто восхитителен своей несуразностью и «достойностью». Ведь по меркам того времени не ум и не красота были главным её признаком, а богобоязненность, порядочность (каков, бесспорно, мистер Коллинз!) и, конечно, деньги!

Дарси врывается (по-другому не скажешь!) к Лизи и делает ей предложение. И как! Одновременно с признанием в любви он ей заявляет, что понимает абсурдность их союза — не поймут ни родственники, ни друзья этого мезальянса. То есть смысл его тирады: «Я вас люблю, выходите за меня замуж, но вы мне не пара и надо мной весь бомонд будет смеяться». Как думаете, что ему ответила Лизи? Правильно, выставила!

А тут новая беда — самая младшая дочь Беннетов Лидия сбежала под покровом ночи с местным негодяем-офицером. Красивый, учтивый, обходительный, не имеющий за душой ничего кроме долгов, он даже и не думает на ней жениться, что страшный позор для семьи! Тень распутной младшей сестры автоматически падает на остальных, кто их теперь тем более возьмёт замуж?

А Дарси всё борется со своими чувствами… Сцена, где он от переизбытка чувств ныряет в пруд, была признана в Англии самой сексуальной сценой в фильмах той поры. Англичане вообще мастера этого дела — снимать фильмы без единого поцелуя, но с таким сексуальным накалом! Не менее волнующий в этом плане эпизод — когда Дарси приглашает Лизи на танец во время бала. Эти взгляды, эти касания рук, эти прерывистые вздохи обоих… Видно невооружённым взглядом, что они влюблены друг в друга, но ни один под страхом казни другому в этом не признается! Дарси — потому что он аристократ с 50 000 годовых, из старинного рода, и ему не подобает обращать внимание на бедную девушку из провинции. Лизи — потому что она это прекрасно понимает и ни на что не надеется…

А тем временем семейство Беннетов безуспешно пытается найти беглую Лидию и заставить подлеца-офицера жениться на ней, чтобы избежать огласки и всеобщего позора. Удалось ли это им, в чьём лице они неожиданно нашли помощь, как дальше развивались отношения Лизи и мистера Дарси — вы узнаете во второй части

Обновлено 11.06.2015
Статья размещена на сайте 21.04.2014

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я смотрела этот фильм с удовольствием. Дарси (Колин Фёрт) просто великолепен.
    Спасибо, Мира, что напомнили!

    Оценка статьи: 5

  • Смысл пересказа - заинтересовать фильмом тех, кто его не смотрел
    Анализ фильма ждёмс во второй части, к тому же его элементы есть и в первой (жаль, если Вы их не увидели)

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 21 апреля 2014 в 20:23 отредактирован 21 апреля 2014 в 20:26

    В чем смысл пересказа содержания фильма? Лучше Джейн Остин не напишешь, анализа достоинств сериала не видно.
    А они есть - и немало. Чего стоят хотя бы точно воссозданные костюмы, интерьеры и типы женской красоты. Так точно воссоздать в фильме типажи такой эстетически трудной, строгой и короткой эпохи, как ампир - честь и хвала искусствоведам и художникам.
    Я уже не говорю о воспроизведении манер и нравов - сами актеры признавались, что штудировали изо всех сил все возможные поведенческие кодексы той эпохи.