Владимир  Жестков Грандмастер

Как появились выражения «водить за нос» и «втирать очки»?

Наверное, это в человеческой природе заложено: во все времена и у всех народов были ловкачи, которые обманывали доверчивых людей, вымогая у них деньги, ценные вещи, имущество. Естественно, что это тут же нашло свое отражение в народном творчестве. Появилось множество пословиц, поговорок, идиом на эту тему.

Всего-то и делов - «втереть очко», и выигрыш у тебя в кармане Nikita Starichenko , Shutterstock.com

Сегодня хочется напомнить всем широко известные идиомы, которые вы слышали множество раз, но возможно, не знаете, откуда они взялись. Поговорим о таких широко распространенных выражениях, как «водить за нос» и «втирать очки». Разумеется, все мы прекрасно знаем их значение — обманывать, вводить в заблуждение, представлять дело в ином, выгодном для говорящего, смысле. Но ведь откуда-то они появились? Вот и постараемся докопаться до самого начала.

А прежде всего, давайте, нос свой подставляйте, а я вас за него повожу. Не хотите? Боитесь, что больно будет? Ну, если в прямом смысле, то тогда конечно, а если в переносном — все мы на это легко попадаемся.

Откуда же к нам это пришло, да так прочно в язык наш забралось?

Существует несколько версий. Первая и, возможно, самая основная основана на том, что в старину на ярмарках было очень распространенное развлечение — цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо, заставляя их за подачки всякие фокусы вытворять, обманывая этим зрителей. Ну, а пока народ, широко раскрыв от удивления глаза и рот, взирал на этакие чудеса, подельники этих же цыган быстренько чистили карманы простодушных сограждан.

Я видел подобное представление в далеком детстве, потом все это было запрещено, но каково же было мое удивление, когда в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого столетия, то есть на том самом большинству из нас памятном переломе в жизни нашей страны, я увидел цыган, одетых в свои яркие наряды, которые водили по улицам Стамбула покорных и хорошо обученных бурых мишек, вытворяющих всякие, казалось бы, совсем уж невозможные для медведей вещи. Турок на это бесплатное представление набегало со всех сторон множество великое, и тут же в толпе мелькали ловкие руки, очищавшие карманы любопытствующих. Вскоре и цыгане, и их подопечные исчезли, но это уже власти страны подсуетились и это дело запретили.

Кажется, очень достоверно, но вот еще одна версия. В тех странах, где верблюд основное не только транспортное средство, но и основной помощник для выживания, можно увидеть такую поразительную картинку. Идет человек, даже еще совсем маленький, то есть ребенок, а за ним важно вышагивает «корабль» пустыни. Оказывается, верблюда ведут за тоненькую веревочку, которая привязана к кольцу, продетому в нос животному. Мы же эту веревочку издали не видим, вот и удивляемся.

А уж если на те живописные полотна посмотреть, на которых караваны верблюдов изображены, то там отчетливо эти веревки видны. Вот и бредут они один за другим, а попробуйте отказаться, если вас за нос тянут. Ну, уж о кольцах, продетых в нос свирепых быков или здоровенных хряков, я помолчу, там все безо всякого обмана. Вот они и землю не разрывают, и очень даже покорными становятся.

Но есть и еще одна, пусть и не такая убойная, как предыдущие, но все же версия. Всем известно, что ослы — необычайно упрямые животные, упрутся — их с места не сдвинешь. Вот люди и надумали обманку использовать: перед носом животного вешают на ниточке морковку, которую ослы очень даже уважают, вот осел и идет за лакомством, пытаясь до него дотянуться.

Напоследок приведу небольшую такую притчу, из древних времен до нас дошедшую.

Сократа спросили, какая часть человеческого тела самая нечувствительная. Мудрец ответил не задумываясь:

 — Нос, конечно. Моя бабушка всю жизнь водила дедушку за нос, а он этого совершенно не чувствовал.

А теперь снимите, пожалуйста, очки те, кто их носит, а то я их вам втирать начну. Ну, переносное значение этого выражения мы уже знаем, а вот откуда оно взялось — это, конечно, вопрос. И мне сразу же показалось, что к тем самым очкам, которыми многие из нас пользуются, оно отношение имеет вряд ли.

Хотя имеется такая гипотеза, что возникло оно, поскольку встречались очки, неверно показывающие действительность. Делалось все это для одурачивания людей. Но из этого же не могло появиться такое повсеместно встречающееся выражение? Надо искать дальше.

А вот это, по-видимому, именно то, что нам надо. Очки — это ведь и цифры на игральных картах. Даже игра такая карточная до сих пор имеется и широко популярна — очко, и были люди, для которых карточная игра становилась смыслом жизни. Ну, а там, где азарт, всегда где-то рядышком идет обман, попытка раскрутить игрока, там крутятся шулеры. Вот и придумали они, как обыгрывать с использованием обмана наиболее азартных богатеньких заядлых игроков. Для этого начали «втирать очки», превращая семерку в пятерку или четверку, прямо во время игры вклеивая «очко» или замазывая его особой белой массой. Естественно, что в данном случае «втирать очки» означало «жулить», а уже на его основе появились такие до сих пор широкое используемые понятия, как «очковтирательство» и, соответственно, «очковтиратель» — тот самый ловкач, который умеет выдать недостаток за достоинство, а совсем плохое — за очень хорошее.

Белый порошок, о котором идет речь чуть выше, готовился особым способом и назывался «липок». Делали его так: брали две части самого чистого свечного сала и одну часть лучшего белого воска, а уж затем стапливали их вместе и использовали для намазывания карт. Не будем описывать здесь технологию шулерства, желающие всегда смогут найти ее в специальной литературе, наша задача — объяснить происхождение фразеологизма. Так вот, специалисты склоняются именно к такой ее трактовке. Еще у Грибоедова в «Горе от ума» есть такая фраза:

Там моську вовремя погладит,
Там впору карточку вотрет.

А уже в словаре Даля 1881 года издания выражение «втереть очки» занимает свое законное место среди других метких слов русского народа. Правда, там оно еще в своем очевидном варианте: «Втереть очки, надеть на кого (кому на нос) очки, одурачить», но уже вскоре его трактуют именно так, как приведено нами выше.

С выражением «втирать очки», как ни странно, связано и такое выражение, как «липа» в смысле «фальшь», «подделка». Идет оно от того самого «липка», которым мазали карты.

Ну, а в заключение разрешите привести вам еще некоторые синонимы выражений «водить за нос» и «втереть очки» из словаря Даля — приставить нос, надуть, перехитрить, поймать на фуфу, отвести глаза, обвести вокруг пальца, оставить на бобах, наставить нос, втереть, оставить с носом, нагреть, обвертеть вокруг пальца, оставить в дураках, наклеить нос. Синонимов много, а смысл один — обмануть. Вот так-то.

Обновлено 3.05.2014
Статья размещена на сайте 2.05.2014

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев

    Пришло в ассоциацию:
    Петух - муж не птицы. Петух - плохое слово. Зато из петуха хорошая уха!
    Зато пингвин - птица о-го-го!!!

    Оценка статьи: 5

  • Время вносит коррективы. Сегодня и петух - не птица, и очко - не карта....

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев, как ни странно, мне тоже всегда так же казалось, спасибо ШЖ, узнал много нового

    Оценка статьи: 5

  • Интересная статья

    Оценка статьи: 5

  • "Отчего у евреев носы длмнные?" – "Моисей 40 лет водил за нос по пустыне. Посмотрим, какие у вас носы будут, когда большевики вас поводят". Анекдот 1920-х годов, причём придуманный в самом Кремле. Кажется, вычитал я это в "Записках бывшего секретаря Сталина" Бориса Бажанова, а придумал Карл Радек. Другой вопрос от него: "Какая разница между Моисеем и Сталиным? Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин из Политбюро".

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 4 мая 2014 в 02:21 отредактирован 4 мая 2014 в 09:16

    Имхо, мне всё казалось, что втереть очки это так старательно их протирать, что они становятся матовыми и сквозь них ничего не видно, что и требовалось. "Втирать очки" это как крем, мазь в кожу. Карточное очко вряд ли "тут стояло".

    Оценка статьи: 5