Евгений Жарков Грандмастер

Комикс «Первый мститель: Другая война» (2014). Супергеройское шпионское кино?

Незадолго до премьеры продолжения «Первого мстителя» студия Marvel объявила о своем намерении ежегодно выпускать на экраны как минимум три-четыре экранизации комиксов собственного сочинения. Впрочем, уже в 2014-м сей план готов к исполнению, учитывая появление второго «Тора», сиквела «Нового Человека-Паука» и грядущих «Стражей галактики».

Другими словами, новость — никакая не новость, а свершившийся факт: Marvel клепает блокбастеры, как пирожки, стремительно опережая своих прямых конкурентов в лице DC Comics (Бэтмен, Супермен и прочие) и Hasbro (Трансформеры).

…После того как Стив Роджерс, он же Капитан Америка, славно повоевал за отечество, разрушил злодейские планы нацистской «Гидры», проспал полвека во льдах и поприсутствовал в команде «Мстителей» на защите Земли от инопланетных захватчиков, ему стало тоскливо. И скучно, и грустно, и некому морду набить. Периодически работодатель в лице сверхзасекреченной организации «ЩИТ» подбрасывает Капитану работенку, но редкие миссии по спасению тех или иных сотрудников/данных/прототипов не ласкают тщеславие железобетонного Роджерса, откровенно скучающего в отсутствии глобального противника.

Беда приходит оттуда, откуда точно не ждали. «ЩИТ» рушится изнутри, обнажая гнилые язвы в лице предателей, крыс, кротов и прочих мерзких субъектов, засевших в самом чреве последней линии безопасности. И пока остальные супергерои и члены команды «Мстителей» прохлаждаются, Капитан Америка вынужден практически в одиночку противостоять новым врагам, чья жизнедеятельность грозит нарушить хрупкий баланс сил. После дерзкого покушения на жизнь главы «ЩИТа» Ника Фьюри Роджерс оказывается один на один с Системой, которая всерьез подозревает супергероя в саботаже. Однако наш супермен из прошлого не привык решать свои проблемы бегством: Капитан наряжается в родной обтягивающий костюмчик и бросается на амбразуру…

Не секрет, что в нынешнем голливудском процессе режиссер не является незаменимой фигурой. Только если вы не Мартин Скорсезе или Питер Джексон, то есть персоны, заработавшие себе репутацию и авторитет миллионами вырученных долларов и годами кропотливого труда. Постановщики попроще неизменно становятся разменной монетой, особенно, если речь идет об экранизации очередного марвеловского продукта. Вот почему выбор на должность режиссеров сиквела «Первого мстителя» был очевиден и неочевиден одновременно: продюсеры посчитали, что братья Энтони и Джо Руссо достаточно профессиональны, чтобы снять хорошее кино, и достаточно безызвестны, чтобы не тянуть одеяло на себя и не пытаться встревать в творческий процесс со своим, никому не нужным, «авторским видением».

Миссия осложнялась тем, что первый «Первый мститель» (уж простите за тавтологию) оказался слабым звеном в цепочке комиксных блокбастеров Marvel. В том же 2011 году картина Джо Джонстона сумела обойти на повороте приквел «Люди Икс: Первый класс», но уступила в прокате своему непосредственному конкуренту — ленте Кеннета Браны и Джосса Уидона «Тор». Причем не только в финансовом аспекте, но и по оценкам зрителей, коим возрожденный образ Капитана Америки показался менее интересным, нежели приключения скандинавского бога на Земле.

Тем не менее после «Мстителей», в коих Стив Роджерс-Капитан Америка-Крис Эванс раскрылся как полноценный персонаж, студия приняла решение продолжить эту ветку. Только теперь любое, даже номинальное поражение, означало бы бросить тень на весь киносериал, который, как ни крути, является самым прибыльным и успешным семейством блокбастеров современного Голливуда.

Так как на равных «сражаться» с Железным Человеком или Тором создателям «Первого мстителя» и не снилось, то на этот раз комикс мимикрировал под политический триллер, причем для пущей узнаваемости жанра в кадр пригласили маститого ветерана Роберта Редфорда. Именно он в свое время сыграл в блестящем шпионском детективе «Три дня Кондора» (1975), параллели с которым угадываются в сюжете второй части «Первого мстителя» на каждом шагу.

Братья Руссо, чья фильмография не блещет откровениями (за исключением, пожалуй, милой криминальной комедии «Добро пожаловать в Коллинвуд» 2002 года), должного опыта постановок столь масштабных проектов не имели, а посему их художественный стиль в фильме не угадывается. По сути, «Первый мститель: Другая война» (в оригинале картина называется «Капитан Америка: Зимний солдат») одновременно похож и не похож на предыдущие комиксы Marvel. Та же смесь экшна, гаджетов, грубоватого юмора и пафоса. В силу того, что Капитану Америке по статусу предназначено быть символом нации, Крису Эвансу приходится нести на своих прокаченных плечах весь груз морализаторства, тогда как Железный Человек (Роберт Дауни мл.), Тор и Халк просто получают фан от собственных приключений. В этом плане Стив Роджерс сильно смахивает на Человека-Паука: последний тоже является «супергероем поневоле», поэтому вечно занимается самокопанием и самоедством.

Несмотря на перекос в политические интриги, фильм братьев Руссо не скатывается к нудятине, но для комикса слишком тяжеловесен. Однако именно драматические нотки и детективная интрига таки позволили картине взять реванш над своим номинальным конкурентом: второй «Тор», хоть и немного, но все же проиграл в этой условной «битве титанов». Оказалось, что упорный крепыш с титановым щитом более человечен и глубок, нежели длинноволосый бог с топором-бумерангом. Правда, отношения с прекрасной агентессой Наташей Романофф дальше платонических по-прежнему не продвинулись, но есть все шансы, что в будущих фликах киносериала эти двое станут ближе друг к другу.

К сожалению, экшна не так много, как хотелось бы. Студия настаивала на том, чтобы графические спецэффекты использовались по минимуму. Мол, если мы косим под политический триллер 70-х, то и визуально фильм не должен цеплять одними компьютерными сполохами. Но нынче подобные заявления воспринимаются в качестве дешевого пиара, тем более что невооруженным 3D-очками взглядом видно, что в финальной схватке без применения могущественных современных технологий не обошлось. Да и приписанные за проектом пять дизайнерских контор явно в титрах фигурируют не для галочки. Отдадим должное создателям, им удалось сбалансировать экшн так, что в кадре нет болезненного для глаз мельтешения.

Разумеется, на этом история Капитана Америки не заканчивается, а вселенная Marvel только расширяется с каждым годом, обрастая спин-оффами, сиквелами и приквелами. Очередная встреча со Стивом Роджерсом и его друзьями состоится уже в 2015 году, когда на экраны выйдет продолжение «Мстителей», ну, а отдельная ветка пополнится триквелом в 2016-м.

Обновлено 13.05.2014
Статья размещена на сайте 12.05.2014

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: