…Когда Дэрри и его сестра Триш решили навестить маму на выходных, они еще не знали, что их маленькое автомобильное приключение обернется большими неприятностями. Весело подначивая друг дружку, они и не заметили, как на трассе к ним подобрался мрачного вида грузовик, до смерти напугавший парочку своим клаксоном. Немного помотав старшеклассникам нервы, незнакомец умчался вдаль, но на этом злоключения не закончились.
Спустя пару миль Дэрри и Триш заметили, как водитель того самого грязного фургона — зловещий детина в широкополой шляпе — сбрасывает в желоб у старой заколоченной церкви странные окровавленные свертки. К несчастью, незнакомец тоже приметил любопытствующих подростков и не замедлил пуститься в погоню. Помяв задницу машины Триш, он благополучно ретировался, но Дэрри предлагает сестре вернуться и выяснить судьбу бедняг, ставших жертвой этого дорожного маньяка.
На «месте преступления» ребята обнаруживают широкую трубу, ведущую под землю. В попытке заглянуть поглубже Дэрри соскальзывает вниз и находит в заброшенном подвале пару свежих трупов, а также несметное количество мумифицированных останков, чьи кошмарные увечья и застывший взгляд надолго лишают его речи. Выбравшись наружу, Дэрри и Триш на всех парах мчатся до ближайшей закусочной, чтобы поделиться своей ужасной находкой с полицией, однако хозяин подвала уже пронюхал про несанкционированный визит и спешит расквитаться с непрошеными гостями…
Не то чтобы Виктор Сальва открыл Америку, но определенно пустил по усталым венам хоррор-жанра новую кровь. Придуманный им монстр «Джиперс Криперс» — это нечто среднее между угрюмым и немногословным Джейсоном Вурхисом из «пятничной» саги, пугалом и мифическим демоном из преисподней. Загадочное существо, внешне выглядящее как человек, на самом деле является дьявольским отродьем, просыпающимся каждые 23 года, чтобы собрать кровавую жатву. Впрочем, основная часть «городской легенды» будет поведана зрителям в сиквеле 2003 года, а в оригинальном фильме персонажи просто борются с некой зловещей субстанцией, которая убивает своих жертв не ради забавы или мести ради, а с вполне конкретной целью.
Как и полагается хорошему дорожному триллеру, фильм Сальвы умещается в один тревожный вечер и полную кошмаров ночь. Тягостная атмосфера сельского американского захолустья частенько вдохновляет местных режиссеров на создание жутких лент. Здесь обитает маньяк-садист «Кожаное лицо» из «Техасской резни бензопилой». Сюда на погибель отправляются горе-туристы в хорроре «Поворот не туда». И всякий раз благополучные яппи наступают на одни и те же грабли, уже давно превратившиеся в набившие оскомину жанровые клише.
Сюжетные ляпсусы картину Сальвы боком не обошли, а проложили свой путь вдоль и поперек сценария. Первым делом нас мучает вопрос — на кой черт перепуганные подростки, вместо того чтобы продолжить свой путь домой, возвращаются назад и лезут на рожон? Человеческий гуманизм выглядит наигранным мотивом, когда где-то рядом катается откровенный псих на реактивном грузовике с явно недружелюбными намерениями. Почему-то мысль добраться до цивилизации и сделать звонок в полицию приходит в голову Триш и Дэрри только после того, как они получают полновесную дозу адреналина и запас ночных кошмаров, которого с лихвой хватит на всю оставшуюся жизнь.
Впрочем, не только главные герои периодически ведут себя как типичные марионетки фильмов ужасов (хотя и пытаются в кадре иронизировать на сей счет). Злодей тоже не спешит насладиться победой, словно заигрывая с подростками, как кошка с мышью. То он проявляет чудеса акробатики и левитации, уничтожая на полном ходу полицейский патруль, то трусливо жмется по темным углам. То демонстрирует сверхчеловеческие возможности, то пасует в самых выгодных для себя ситуациях. Впрочем, знаменитые душегубы прошлого тоже любили притвориться дохлыми, дабы заманить своих жертв в западню самоуверенности.
Как уже было сказано, Виктор Сальва, вдохновленный успехами своего творения, поспешил два года спустя выпустить на экраны продолжение. Но вторая часть пала жертвой предвзятого отношения к сиквелам: при аналогичных финансовых результатах критические отзывы были пожиже. Дело в том, что «Джиперс Криперс 2» лишился интриги — зритель уже понял истинные намерения крылатого мерзавца, поэтому авторы пошли по проторенной дорожке. Саспенс заменили «мясом», увеличив литраж крови и количество отрубленных-отгрызенных-оторванных конечностей: на этот раз адский маньяк-пугало терроризирует уже целый автобус школьников.
Тем не менее я в корне не согласен с тем, что сиквел опустили в рейтингах. Во-первых, экшна и драйва стало больше, а вот ляпов и нелогичных поступков — меньше. Радует появление в кадре актера Рэя Уайза, знакомого большинству телезрителей по блестящему сериалу Дэвида Линча «Твин Пикс». Здесь Уайзу досталась положительная роль «народного мстителя», который охотится за монстром при помощи самопального гарпуна. И неплохо дополняет сюжет, помогая паникующим подросткам справиться с бессмертным мерзавцем.
Во втором фильме не только пополнился арсенал злодейских уловок, но и сам Джиперс Криперс чаще появляется в кадре, демонстрируя своей кошмарной рожей мастерство голливудских гримеров и специалистов по визуальным эффектам. Немудрено, ведь бюджет сиквела почти в два раза больше. Очевидно, что авторам придуманный ими персонаж нравится куда больше, нежели мельтешащие на экране подростковые тушки.
Как это ни странно и совсем не похоже на Голливуд, но скорого продолжения истории не последовало. Сальва до сих пор раздумывает над съемками третьей части. Киностудия MGM официально объявила о своем желании выпустить триквел, и даже намекнула, что в киносериал должна вернуться героиня Триш Дженнер, пропустившая второй фильм (ее брат Дэрри в исполнении Джастина Лонга появляется в небольшом камео — он снится одной из девушек из автобуса). Однако минуло десятилетие, а воз и ныне там.
Жаль, ибо франшиза перспективная, а Джиперс Криперс мог бы легко составить конкуренцию и Фредди Крюгеру, и прочим знаменитым кинозлодеям.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...