Татьяна Подплутова Профессионал

Когда была основана Третьяковская галерея?

Когда будете в Третьяковской галерее, не пропустите небольшую картину, скромно притаившуюся среди великих сокровищ русской живописи. «Стычка с финляндскими контрабандистами» — она была одной из двух первых русских картин, приобретенных Павлом Михайловичем Третьяковым для своей коллекции.

Popova Valeriya, Shutterstock.com

Другой стала картина Н. Г. Шильдера «Искушение». Постойте возле этой небольшой картины с почтением и радостью. Считается, что день, когда были приобретены эти картины, стал днём основания Государственной Третьяковской галереи. Это произошло 22 мая 1856 года.

Третьяков познакомился с художником Василием Григорьевичем Худяковым в его мастерской. Его взгляд остановился на картине небольших размеров с изображением какой-то стычки. За основу был взят живой сюжет: контрабандисты на лодках переправляют краденый товар через границу. А их захватили врасплох. В Финляндии такое было не редкостью. Их заметила пограничная стража. Завязался бой.

Василий Григорьевич Худяков (1826−1871) — это исторический, портретный и жанровый живописец. Крепостной мастер живописи Василий Григорьевич Худяков принадлежал симбирским дворянам Поливановым. После окончания Московского училища ваяния и живописи он получил вольную и поступил в Петербургскую академию художеств, а позже продолжил свое образование в Италии.

До нашего времени дошло совсем немного картин, написанных Николаем Густавовичем Шильдером. «Искушение» — одна из них.

Молодая девушка возле постели умирающей матери отказывается от браслета, предлагаемого сводней. Мрачная подвальная комната. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и ее старушка-мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встает с кровати за темной занавеской. Однажды в подвал спустились недобрые гости: богатый молодой мужчина и бесчестная старуха, готовая за деньги оказать любую услугу. Старуха показывает девушке дорогой браслет. Если девушка полюбит человека, оставшегося за дверью, он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача. На лице девушки, в ее движениях — испуг и отчаяние…

Думается, первое приобретение оказалось не случайным. Что-то весьма личное, по-видимому, было в этой картине для Третьякова.

Картина примечательна тем, что слишком близок был ее сюжет душевному состоянию Николая Густавовича. Писал он, словно освобождаясь от каких-то постоянно мучивших его мыслей. Она, единственная, и принесла ему успех и признание, стала лучшей его работой. Н. Г. Шильдер написал свою картину, являясь учеником Академии художеств, куда он поступил в 1846 году и где обучался под руководством известного преподавателя батальной живописи Б. П. Виллевальде. Впоследствии Н. Г. Шильдер писал портреты русских императоров и членов их семей. Этим зарабатывал.

Шильдер Николай Густавович — русский художник-портретист и живописец. Родился в 1828 году в Витебской губернии Невельского уезда. Во время обучения в Академии неоднократно отмечался медалями: в 1853 году был награжден малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка», в 1857 году — большой серебряной медалью за картину «Искушение», в 1859 году — малой золотой медалью за картину «Ростовщик». В 1854—1855 годах Николай Густавович работал над картинами на темы Крымской войны, затем обратился к жанровой живописи. В 1861 годах за картину «Расплата с кредиторами» был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи.

Род Шильдеров прославился художниками. В Третьяковской галерее, в Русском музее и музеях ряда русских городов находятся картины Андрея Николаевича Шильдера (1861−1919 гг.), русского живописца, сына Н. Г. Шильдера. Ученик И. И. Шишкина, он сумел соединить манеру тщательной и точной передачи природы с эффектами освещения и яркой сочной живописи. В 1880 г. получил Первую премию Общества поощрения художников за картину «Туман в горах». Участник выставок с 1883 г. Работы А. Н. Шильдера публиковались в журнале «Всемирная иллюстрация». В 1903 г. художник получил звание академика живописи. Его картины находятся в музеях мира, а некоторые — в частных коллекциях.

Павел Михайлович Третьяков, основатель ныне всемирно известной Третьяковской галереи, потомственный почетный гражданин и один из немногих почетных граждан города Москвы, удостоенных этого звания к концу XIX столетия, родился в 1832 году в Москве. Задумав устроить национальную галерею, Павел Михайлович собирал не то, что нравилось лично ему, а то, что показало бы развитие русской живописи на протяжении всего времени ее существования. Прежде чем собирать картины, Павел Михайлович погружался в историю живописи, старался прочувствовать каждое полотно, понять специфику работы художников разных эпох.

Обновлено 4.02.2015
Статья размещена на сайте 18.05.2014

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за оценку!

  • Очень хорошая статья! Содержательная, интересная. Очень ценный познавательный материал.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за оценку!! Спасибо за подсказку!

  • Она, единственная, и принесла ему успех и признание, стала лучшей его работой...

    Задумав устроить национальную галерею, Павел Михайлович собирал не то, что нравилось лично ему, а то, что показало бы развитие русской живописи на протяжении всего времени ее существования...

    Ой ли?.. Вот не любил Семирадского Третьяков и принципиально не приобретал его картины.

    Статья... нормальная.

    Оценка статьи: 5

  • В.В. Стасов в некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни.»
    Следует отметить, что почти все меценаты России были старообрядцами. Только надо различать мецената - старообрядца от современного спонсора.
    Первые сто лет противостояния России старообрядческой и России романовской проявлялось в борьбе вооруженной. Потом началась полоса отдельных «оттепелей», которые сменялись новыми ограничениями. Однако, несмотря на все сложности своего положения, староверческая община превратилась из конфессиональной общности в конфессионально - экономическую общность. Можно спорить о том, какой долей российского капитала владели староверы. Однако, бесспорно другое - многие элементы цивилизованного капитализма были созданы именно старообрядцами, задолго до того, как они появились на Западе.
    В годы русской Смуты революции и гражданской войны относительно немногочисленное старообрядчество оказало сопротивление богоборческой власти, встав на защиту христианской веры и христианского образа жизни. Господствующая Церковь не смогла организовать отпор большевистской революции. Призывы патриарха Тихона не возымели действия.
    Думается, можно согласиться с выводом А. Солженицына: в России старообрядческой революция 1917 года была бы невозможна...

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 22 мая 2014 в 01:35 отредактирован 22 мая 2014 в 15:34

    АтлЫчно ! Меня давно занимает этот скромный фасад ТГ. Трудно представить, что за ним находятся такие сокровища живописи. Эти три крыши как бы по китайским лекалам, лаконичный верх с центральной врезкой напоминают Васнецова и его сказачные картины или Бибикова.

    Спасибо за обстоятельное "введение в ТГ".

    Оценка статьи: 5