• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир  Жестков Грандмастер

Земля Франца-Иосифа. Почему самые северные русские острова носят австрийское имя?

Мы возвращались с Северного полюса и утром увидели землю — не привычные льды, а настоящую землю, пусть частично и покрытую льдом. Стало ясно, что мы приблизились к самым северным российским островам, носящим по исторической иронии имя австрийского императора.

Да, именно так, императора страны, не имеющей никакого отношения к Северному Ледовитому океану. Но вот открыли и по праву первооткрывателей дали те чудные для русского уха названия, которые напечатаны на всех картах мира. Надо заметить, что островов в этом архипелаге много, поэтому и открывателей было тоже много, и что удивительно, там были представители многих морских держав, кроме России. Вот так и получилось, что русские острова носят в основном имена всяческих князей да баронов, графов да маркизов, к тому же исключительно иностранных государств.

А история, не освоения, а именно открытия островов архипелага Земля Франца-Иосифа, состоящего из 192-х отдельных кусочков земли в океане, такова…

Еще в XVIII веке Ломоносов, изучая движения льдов в Северном Ледовитом океане, предположил, а в 1865 году офицер русского флота Шиллинг аргументировал нахождение к востоку от Шпицбергена большой земли. Буквально в том же году, но не зная этого, шкипер норвежского китобойного судна Ронбек в погоне за китами сильно отклонился на восток. Было чистое ото льда море, вот и забрел он так далеко. Там капитан увидел на горизонте большой остров и назвал его «Землей Ронбека», о чем и сделал запись в судовом журнале. Однако эту запись увидели только в архиве, поскольку по какой-то причине Ронбек никого не оповестил о сделанном им великом географическом открытии.

В те же годы представитель знатнейшего аристократического рода России, в будущем теоретик анархизма, а в то время секретарь Русского Географического общества князь Петр Кропоткин, воодушевленный статьей Шиллинга, обратился в указанное общество с предложением об организации экспедиции для обнаружения неведомой земли. Однако чиновники сочли доводы князя неубедительными и отказали ему.

А вот в совершенно не морской державе — Австро-Венгрии, организовали полярную экспедицию, правда, глобальная цель ставилась несколько другая — найти Северо-Западный проход на восток, позднее его назовут Северным морским путем. Австрийцы снарядили для экспедиции парусно-паровую шхуну, названную в честь Тегетхоффа, единственного адмирала в империи, разгромившего превосходящий итальянский флот в войне 1864 года. Экспедиция достигла Баренцева моря летом 1872 года, но вскоре их корабль был зажат льдами и начал дрейфовать.

Дрейф продолжался уже 375 дней, и вот, как впоследствии описал этот момент Юлиус Пайер, возглавлявший экспедицию: «Около полудня мы стояли, облокотившись о борт корабля, бесцельно глядели в туман, который то тут, то там начинало разрывать. Внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкавшей ледниками. В первое время мы стояли, точно парализованные, и не верили в реальность открывшегося…». Так была открыта «Земля Кайзера Франца-Иосифа», такой подарок любимому императору сделали австрийские моряки. «Открытие ее, — писал Пайер, — было наградой кучке незадачливых моряков за силу их надежды и выдержку в период тяжелых испытаний. Нам подарил ее каприз пленившей нас льдины».

Тогда австрийским морякам удалось открыть еще несколько островов: первый был назван «Землей Вильчека» в честь Ганса Вильчека, ассигновавшего на экспедицию большую сумму. Затем последовало открытие острова Галля, а следом на карту были нанесены новые острова — Сальм, Райнера, Карла-Александра… Ну и, наконец, самый северный остров архипелага был назван именем сына императора, Рудольфа. Все эти острова располагались по обе стороны широкого пролива, который Пайер назвал Австрийским каналом.

В последующие годы многие исследователи из десятка государств пытались найти таинственный Северо-Западный проход, но никому это не удалось сделать, зато взамен они открывали все новые и новые острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, называя их на иноземный манер.

В августе 1901 года по Северному Ледовитому океану совершал свой первый поход русский ледокол «Ермак» с экспедицией под руководством адмирала Макарова. 9 августа он подошел к мысу Флора острова Нордбрук, где Макаров и установил русский флаг. Окончательную точку с владением островов поставил в 1914 году капитан 1 ранга Ислямов на шхуне «Герта», который по собственной инициативе поднял на острове Гукера российский национальный флаг и объявил архипелаг принадлежащим России. Это событие было отражено в средствах массовой информации, но ни одна страна это заявление о праве собственности на острова не оспорила.

Как же наша страна распоряжалась этими северными территориями? Ну, естественно, там были размещены погранвойска, а кроме того, в 50-е годы XX века на Земле Франца-Иосифа были созданы «точки» радиотехнических войск СССР. Они располагались на острове Греэм-Белл, где была отдельная авиакомендатура, обслуживавшая ледовый аэродром, и на острове Земля Александры. Эти «точки» были самыми северными войсковыми частями Советского Союза, но помимо основных задач, связанных с обороноспособностью страны, они были включены в систему наблюдения за движением судов по Северному Морскому пути. Эти «точки» были ликвидированы в начале 90-х годов, когда правительство Гайдара ошиблось в оценках и объявило, что дальнейшее развитие Северного морского пути нецелесообразно.

В последние годы началось возобновление движения караванов судов по кратчайшему пути с востока на запад. Если в 2010 году лишь два первых иностранных судна, ведомых нашими ледоколами, проследовали Северным морским путем, то в 2011 году таких судов было уже 86, а в 2013 — 717. Для справки: через Суэцкий канал за год в среднем проходит более 18 тысяч кораблей.

Статья опубликована в выпуске 25.05.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валерий Хачатуров Мастер 25 мая 2014 в 07:25 отредактирован 25 мая 2014 в 07:41 Сообщить модератору

    Не стоит забывать, что, «в совершенно не морской державе – Австро-Венгрии» Военно-Морской флот страны, пусть немногочисленный, имел корабли с высокими боевыми качествами и, как Вы сами отметили, флотом командовали не глупые моряки. Австро-Венгрия являлась одним из крупнейших государств Европы и, несмотря, на свой «сухопутный» статус, страна обладала значительным участком побережья Адриатического моря с хорошо оборудованными базами и верфями.
    Что же касается названия островов, то всем хорошо известно, что Америку открыл Колумб, но мы до сих пор называем Америку Америкой.
    Нельзя не вспомнить секретаря Русского Географического общества князя Петра Кропоткина. Сейчас в анархиста Кропоткина, который в конце жизни сотрудничал с большевиками, летят немало камней и мало кто знает, что был еще крупный русский ученый Петр Кропоткин и лучшими годами своей жизни Петр Алексеевич считал те годы, года занимался наукой.
    Позвольте в рамках Вашей темы обратить внимание на другой факт исторического мародерства. Кто знает историю, тому должно быть известно, что Анатолией называлась территория в западной части Турции. Однако, христианская Европа, молча, согласилась с турками, которые объявили Анатолией и восточную часть своей страны, хотя земли восточной Турции, являются территорией исторической Армении и никогда Анатолией не назывались.

    Оценка статьи: 5