• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Богдан С. Петров Грандмастер

Что такое катарсис? Очищение? Освобождение? Исцеление?

Недавно на телеканале «Культура» в программе «Апокриф» состоялось обсуждение такого феномена в культуре (сценической драматургии, музыке, литературе и др.), как КАТАРСИС. Однако в ходе обсуждения почти не было уделено внимания самому понятию катарсиса, поэтому, вероятно, передача была понятна не всем слушателям, так как этот термин известен в основном специалистам — искусствоведам, психологам, философам и др. Преодолевая снобизм авторов передачи и руководства телеканала, которые неоднократно заявляли, что образцы «высокого» искусства не для всех, хотел бы объяснить суть дела широким массам нашего журнала (а заодно и себе самому).

Как известно (а может быть, и неизвестно), великий философ древности Аристотель считал, что не только человек, но и растения и животные наделены душой. Очень может быть, что это так и есть, ведь замечено, например, благотворное влияние музыкальных произведений на рост и развитие растений и животных. Но только человек может испытывать катарсис — очищение души под влиянием музыки, или сценической трагедии, или литературного произведения, и т. д. Аристотель связывал катарсис с очищением человеческой души от накопившейся в ней скверны в виде отрицательной информации, ощущений и эмоций, вызывающих аффекты — взрывные неконтролируемые отрицательные эмоциональные реакции людей, которые под влиянием катарсиса безопасно разрешались, не переходя к агрессивным и другим негативным действиям.

Вообще-то КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — это термин древнегреческой философии и этики, который служил для обозначения сущности эстетического переживания как процесса и результатов облагораживающего воздействия на людей, связанного, под влиянием сценической драматургии или музыки, с «очищением души» (очищением от аффектов"). Понятие катарсиса использовали в своей философии Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др., которые обратили внимание на «очищающее» действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и других искусств. В новейшее время понятие катарсиса получило распространение в психологии и психотерапии как очищение психики от патогенной информации, приносящее облегчение от психических страданий (шоковая терапия и др.).

Древние считали эмоциональную разгрузку, «очищение души» одной из целей и главным следствием постановки сценической трагедии, собирающей в те времена сотни и тысячи людей (кино и телевидения в те поры ведь не было!). А Аристотель вообще считал, что единственная цель трагедии — совершать катарсис души, «очищение от страстей» при помощи возбуждения сострадания и страха, так как древнегреческие трагедии заканчивались обычно гибелью главного героя. И похоже, он был прав. Так, не испытав ожидаемого катарсиса, зрители одной из трагедий Эсхила забросали его камнями. А недавно уже в нашу Госдуму поступило предложение принять закон, по которому, если после просмотра разрекламированного кинофильма или спектакля большинство зрителей не испытали катарсис, это должно быть основанием возврата денег за билеты, которые стоят ой как недешево.

Ближе нашему читателю понятие аффекта, известное из судебной хроники: состояние аффекта служит смягчающим обстоятельством при совершении уголовного преступления. Так, недавно по телевидению передавали судебное заседание: два подростка напали на прохожего, вооружившись обрезками труб. Он сумел вырвать кусок трубы у одного из нападавших. Второй, видя это, убежал, а прохожий избил своего противника. Его за это судили, но дали 2 года условно за превышение необходимой обороны в состоянии аффекта. Таким образом, АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, сильная страсть) — это сильная, взрывного характера, но относительно кратковременная эмоциональная реакция человека, развивающаяся в критических обстоятельствах и навязывающая стереотипный (из-за отсутствия времени на обдумывание) способ разрешения ситуации — агрессию, бегство, оцепенение и др. Так вот, катарсис и есть очищение от негативных аффектов, направление их в другое русло, мирное разрешение.

Понятие катарсиса — трагического очищения вызвало и продолжает вызывать в истории философии, эстетики и искусства многочисленные споры вследствие различного толкования его сущности, функций и значения. Однако никто не спорит о том, что, начиная с древнегреческих трагедий, все истинные произведения искусства обладают удивительным свойством вызывать очищение души — катарсис. И этим они отличаются от продуктов массовой культуры, которые лишь вульгарно имитируют подлинную культуру, но пробуждают, при их потреблении, в большинстве своем не высокие чувства, эмоции, а низменные ощущения.

Однако, используя рыночные механизмы, проявления масскультуры душат, забивают, затеняют подлинное искусство. Скажите, а много ли сейчас современных произведений литературы, музыки, изобразительного искусства и др., способных вызвать катарсис — очищающее потрясение? Однако не все так плохо. Увлечение боевиками, детективами, чернухой, порнухой и т. д. постепенно проходит, рассеивается, как дым. Уже появляются кинофильмы, способные пробудить и положительные эмоции. Проводятся музыкальные конкурсы, театральные фестивали и т. д. Молодые литераторы вновь обращают свои взоры от человеческого тела к человеческой душе. Ну и классика, конечно, как всегда, выручает.

Хотелось бы все же, чтобы наши «деятели культуры» преодолели, наконец, свой снобизм (ведь, в сущности, они далеко не аристократы чистых кровей) и снова, как когда-то, понесли культуру в массы. И что-то уже делается. Появились радиостанции соответствующего профиля. Планируется открытие культурных и детских телеканалов. Выделяются средства для съемок кинофильмов некоммерческого, культурного характера. В общем, глядишь — и прорвемся!

Статья опубликована в выпуске 21.07.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: