Мало кто помнит, что первый в мире самолет был построен в России в 1882 году Александром Можайским. Сегодня любой желающий может увидеть его макет в Политехническом музее в Москве, а в то время никого это почему-то не заинтересовало.
Сейчас весь мир уверен, что это американцы братья Райт первыми поднялись в воздух в 1903 году на сконструированном ими и собственноручно построенном самолете, но в то время это тоже осталось как бы за кадром. По крайней мере, шум никто по этому поводу не поднимал.
А вот в 1906 году, когда в Европе даже о факте существования братьев никто не знал, она была взбудоражена сообщениями, что француз Сантос Дюмон пролетел 220 метров.
Вот эти события, произошедшие в трех различных странах, и явились точкой отсчета, которая дала массовый старт развитию нового вида техники — авиации.
Бывает такое, еще вчера все только мечтали начать строить самолеты, но ждали, кто же окажется смельчаком, который попробует оторваться от земли первым, как будто им самим этого не хотелось, а сегодня во всех концах цивилизованного мира открываются мастерские по производству самолетов, начинаются полеты, чуть ли не каждый день устанавливаются мировые рекорды, пусть, на наш взгляд, смехотворно маленькие, но это же только начало. В это трудно сейчас поверить, но случилось все это чуть более ста лет тому назад.
Весной 1907 года Анри Фарман получает приз за фантастическое по тем временам достижение — он пролетел 770 метров, пробыв в воздухе 15 минут. Но уже в 1908 году братья Райт, приехав покорять Европу, пролетели 50 километров, да и высота была впечатляющая — 130 метров, а время вообще невообразимое — 2 часа 20 минут непрерывного полета.
Шарль Ламбер потрясает весь мир: он осмелился облететь вокруг Эйфелевой башни, это произошло в октябре 1908 года. А уже в июле 1909 года Блерио перелетает через Ла-Манш.
Россияне по привычке раскачиваются дольше всех, правда, в Париж, в то время центр мировой авиации, едет много русских романтиков, желающих научиться летать. «Летунами», как их тогда называли, хотят стать велогонщик Уточкин, поэт-футурист Каменский, борец Сайкин, адвокат Васильев и многие другие.
Первый вернувшийся на родину «летун» Ефимов 8 марта 1910 года совершает свой публичный полет, оказавшийся самым первым в России, следом за ним вернулись многие другие. И началось…
Не захотели россияне отставать от Запада и в строительстве крылатых машин. В Петрограде начинает свою деятельность Гаккель, в Москве — Докучаев, в Киеве — Сикорский, это потом он станет самым великим американским конструктором вертолетов, но пока он живет в России и строит самолеты. В Харькове Гризодубов, отец будущей великой летчицы Валентины Гризодубовой, начинает строительство аэропланов. Темпы роста впечатляют — в Петербурге «Первое товарищество воздухоплавания» открывает собственный завод и к концу 1910 года выпускает из своих ворот 10 самолетов.
Руководство этим хлопотным делом возложено на Великого князя Александра Михайловича. Он всячески старается ограничить конструирование и изготовление отечественных самолетов, говоря, что не стоит изобретать то, что уже изобретено на Западе, апробировано и надежно. Именно по этой причине на многих отечественных производствах строят самолеты по иностранным чертежам. Этим занимаются и московский завод «Дукс», Русско-Балтийский завод и другие.
И хотя с производством отечественной техники не все так хорошо, как хотелось бы, летное дело развивается бурными темпами. Повсеместно открываются летные школы. Крупнейшими были в Гатчине, на Ходынке, в Царском селе, Одессе. Проводятся показы полетов на самолетах, собирающие зрителей и превращающиеся в праздники воздухоплавания. Имена первых авиаторов у всех на слуху: Ефимов, Уточкин, Мациевич и другие принимают участие в первом перелете между столицами, наделавшем много шума.
Авиация становится культом, привлекает к себе все новых и новых поклонников. Вскоре в воздух поднимается первая русская женщина: Лидия Зверева совершила полет на самолете, сконструированном и построенном ее мужем Слюсаренко.
Началась Первая мировая война. Оказалось, что самолеты прекрасно вписываются в стратегию и тактику военных действий, появляется новый род войск — военная авиация. Поначалу она несовершенна, самолеты не имеют вооружения, и летчики воюющих сторон при встрече в воздухе стреляют друг в друга из пистолетов. Но уже проводятся разведывательные полеты, освоено бомбометание. Стало очевидным — у этого рода войск большое будущее.
Россия располагает в то время самым большим количеством самолетов, их более 250, но беда в том, что они обладают массой недостатков, чуть ли не превосходящих их достоинства. В основном это были самолеты, закупленные на Западе или произведенные в России, но по западным чертежам. Отечественной техники было не более 20%. Фурор производил самый большой в мире самолет «Илья Муромец» конструкции Сикорского. Изначально он был спроектирован как тяжелый бомбардировщик, это был первый опыт целевого использования самолетов для военных целей. Появился новый авиационный класс — гидросамолеты конструкции Григоровича, специально конструировались и производились аэропланы-разведчики с поэтическим названием «Лебедь», производимые на заводе Лебедева.
К концу войны в мире осознали, что военная авиация заняла свое законное место среди других родов войск, и началось ее бурное развитие.
Леонид Мельников, спасибо, неоднократно пытался делать как положено, почему-то не получается, редактора исправили, спасибо им. А вот в ответе Дмитрию Елисееву никак не редактируется, ну и Бог с ней, ошибкой то есть.
0 Ответить
Владимир Жестков
Попробуйте как указано в правой части страницы:
"Ошибка в тексте?
Выделите её мышкой!
И нажмите:"
Заодно исправьте опечатку " Дмитрий Елисеев, большое спасибо за поллержку".
0 Ответить
Дмитрий Елисеев, большое спасибо за поллержку
1 Ответить
Спасибо за интересный материал.
Действительно, об истории авиации можно говорить бесконечно. Это было золотое время покорения воздуха когда открывались новые горизонты, когда полет на 100км удивлял людей больше чем сейчас новый 2х-палубный аэробус...
Ну и технических решений было много забавных на сегодня. Если не ошибаюсь, на первых самолетах вообще пилот изменял направление полета смещением центра тяжести (т.е. самого себя), летчики не пристегивались даже, Мациевич кстати погиб во время полетов на Комендантском аэродроме выпав из самолета с высоты 100м...
Потом были полеты Чкалова, покорение Северного полюса, спасение Челюскинцев. Заодно покорение стратосферы воздушными шарами, подъем на 20км и выше, дирижабль Нобиле и многое другое.
Следующая эпоха такого морального подъема связанного с авиацией будет наверно только тогда, когда люди высадятся на Марс.
1 Ответить
Леонид Мельников, большое спасибо. Поверьте, как пишется фамилия Гризодубовой, я знаю, это, конечно, чисто невнимательность, но вот как исправить в уже опубликованном тексте я не знаю. Может подскажите. Заранее благодарю
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Люба Мельник, большое спасибо за искреннее желание помочь. Постараюсь следовать Вашим советам.
Помнится, пятьдесят с лишним лет назад моя школьная учительница давала мне точно такие же рекомендации. Я тогда сдавал вступительные экзамены в институт, а она беспокоилась, что я или очень много запятых наставлю, или наоборот про них забуду. Я сделал все так, как она рекомендовала, писал рубленными фразами. По-моему вообще ни одного знака препинания, кроме точек, не использовал и получил - 5. Но это меня угнетает до сих пор, очень я люблю длинные фразы и знаки препинания, особенно точки.
И второе в памяти застряло: на защите кандидатской диссертации глубокоуважаемый директор одного из НИИ, который был моим оппонентом, зачитывая отзыв, написанный, естественно, мной, вдруг добавил нечто и от себя. Члены Ученого совета были удивлены и попросили объяснить уважаемого коллегу, что означает его фраза: "очень много лишних запятых". Профессор смутился и сказал, что отдал диссертацию почитать своей жене, которая работает учительницей русского языка в школе, вот она эту фразу и ввернула. Надо отметить, что моя кандидатская относилась к созданию и внедрению в отечественное здравоохранение новых лекарственных препаратов.
Думается, что и в этом ответе я понаделал множество синтакстических ошибок, но с этим ничего я поделать не могу. Извините. такой вот я неграмотный до старости дожил.
2 Ответить
Владимир Жестков, о значимости знаков препинания - вспомните знаменитую фразу насчет "казнить нельзя помиловать". Мы ведь тут тексты не на слух ловим, а прочитываем. Важно, чтоб ошибки и опечатки не отвлекали от содержания, не мешали нормальному восприятию текста.
0 Ответить
Потрясена:
"Бывает такое, еще вчера все только мечтали начать строить самолеты, но ждали, кто же окажется смельчаком, который попробует оторваться от земли первым, как будто им самим этого не хотелось, а сегодня во всех концах цивилизованного мира открываются мастерские по производству самолетов, начинаются полеты, чуть ли не каждый день устанавливаются мировые рекорды, пусть, на наш взгляд, смехотворно маленькие, но это же только начало" - этакое выпеть в одной фразе)))
Владимир, почаще вспоминайте о точках. И о нехитром правиле, обеспечивающем изготовление понятных и нормально воспринимаемых читателем текстов: одна мысль - одна фраза.
Имеет смысл не ограничиваться внутри фраз лишь запятыми - удобно использовать тире, двоеточия.
Знаки препинания обозначают интонацию письменной речи. Попробуйте прочитать цитированную фразу вслух - и там, где запятые, делать одинаковые паузы. Уверена, одинаковыми паузы не получатся. Вот в соответствии с таким исполнением и следует ставить знаки препинания.
2 Ответить
Люба Мельник, ну правда, не в пунктуации дело, текст читается совершенно нормально. Наверно синдром бывшего/теперяшнего учителя русского языка?
0 Ответить
Дмитрий Елисеев, вы ошиблись, и речь не обо мне. Советы бывалого читателя - как текст делать более удобным для чтения, всего лишь, и обсуждать тут нечего.
0 Ответить
W statie populiarno izlojena istoriia aviatsii. Liogkie samolioti thasto padaiut. Kak povisiti ih bezopasnosti?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Bolee goda nazad ia sdelal maket camoliota-tandema, ne znaia thto on tak nazivaetsia. W seti ia nshel mnodo i drugih shem samoliotov. No v reale, daje opitnih obraztsov ia ne videl. Takoi planer mojet vzleteti i prizemlititsia s gorizontalinim fiuzeliajem. Dwa dwijka po osi,vperedi i zadi
obespethili bi poliot dajepri odnom otkazawshemdwijke. Odin dwijok nad fiuzeliajem, drugoi pod, sootwetstwenno i kriliia. Takaia wot ratsuha.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Жестков
Ф амилия Гризодубов, Гризодубова пишется через "О", а не Гризадубов, Гризадубова. Google Вам в помощь.
1 Ответить
Владимир Радченко, совершенно с Вами согласен - "вот такая беда", но смирились мы с ней и упорно продолжаем говорить, что первый человек, оторвавшийся от земли на летательном аппарате с мотором - наш, российский. О Можайском и его самолете у меня набралось немало материалов и я даже подумываю, а не поделиться ли ими с народом в ШЖ. Если выберу время, может и нацарапаю что-нибудь, как говорит моя супруга около научно-популярное.
Спасибо за комментарий, порадовали.
1 Ответить
Владимир Жестков,
Во-первых, оторваться от земли можно и на велосипеде, а лыжники так те вообще летают десятки метров.
Во-вторых, при жизни Можайского говорили, что аппарат потерпел крушение на земле. После смерти изобретателя «вспомнили», что аппарат оторвался от земли. Дальше больше – аппарат «полетел».
Что касается меня, то мне было бы интересно проследить весь этот путь мифоплётства от отрыва от земли до описания полёта. Паранойя порой бывает забавна.
0 Ответить
«Самолёт» Можайского, к сожалению, имел один недостаток – он не летал – потерпел аварию то ли при попытке взлёта, то ли при испытании на земле. Не известно даже в каком году это было - 1882-3-4-5. Т. е. самолётом конструкцию Можайского можно назвать только условно.
Поэтому на вопрос: «Правда ли, что первыми построили летающий самолёт и поднялись в воздух американцы братья Райт?», можно ответить словами той российской школьной учительницы, которую в 1952 г. кто-то из учеников спросил: «Правда ли, что Карл Маркс был евреем?» Учительница погрустнела и ответила: «Вот такая беда, ребята».
2 Ответить