Владимир  Жестков Грандмастер

Где находится Туруханский край? Черные ночи, черные дни

Большевики, на собственных шкурах изучившие царский опыт, выявили все достоинства и недостатки ссылки в отдаленные края, и как только возникла необходимость в подобном изолировании от общества инакомыслящих и инакодумающих, а также тех, кто потенциально может в них превратиться, возобновили весь механизм такой изоляции с внесенными ими поправками. И вот на восток и север побежали составы, под завязку забитые «врагами народа».

Туруханск сегодня uritsk, uritsk.livejournal.com

Но это произошло позднее, когда началась борьба с инакомыслием внутри самой партии, а на первых порах было по-другому.

Первыми в Туруханск прибыло 99 раскулаченных крестьян, сосланных на 5 лет, было это в 1930 году. При аресте у них отобрали все имущество, они были лишены избирательных прав, появилось страшное понятие — «лишенцы».

Затем появились священнослужители. Игумен Агафангел, работая в архивах, обнаружил, что с 1930 по 1940 годы в Туруханск были сосланы 20 новомучеников, при этом 8 из них были архиереями, а 6 впоследствии были канонизированы. Одним из них был Владыка Лука, который в миру ранее был известен как выдающийся хирург Валентин Феликсович Войно-Ясеневский. Кроме него, из канонизированных надо отметить святого Петра (Акмолинского), святого Василия (Ушакова), умершего в Туруханске от холода и голода, святого епископа Афанасия (Сахарова).

Начиная с 1933 года, в Туруханский край начали прибывать троцкисты и правые уклонисты. Их изолировали от народа вместе с семьями. И вот тут начали происходить странные вещи. Людям, которых признали «врагами советской власти», разрешили работать во всех организациях и учреждениях райцентра. Многие начали преподавать в школах. Правда, через пару лет такая практика была запрещена, «спецпоселенцев» переправили еще дальше — на Колыму, а следом туда же отправилось и бывшее руководство района.

Через год после начала войны в край начали прибывать представители депортированных народов. Туруханский край был определен для «спецпоселения» части немцев, литовцев, эстонцев, латышей, греков, калмыков и финнов. О причинах, вызвавших депортацию именно этих народов, правомерности и объективности такого решения исписаны тонны бумаги. В настоящее время все эти народы в Российской Федерации реабилитированы и им разрешено проживание на исконных территориях.

Процесс депортации был начат с лета 1942 года, именно с этого момента пароходами в заполярные районы Красноярского края начали завозить жителей Республики немцев Поволжья, за ними последовали калмыки, прибалты, греки с Кубани. Все они были обвинены в пособничестве фашистским оккупантам.

Всего в Туруханский район в 1942 году прибыло около 4000 человек. В 1948 году их проживало на территории района 4093 человека, а в 1951 году — 3540 человек, другими словами, треть населения района.

А с февраля 1948 года, после выхода в свет Указа Президиума Верховного Совета СССР «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку в отдаленные местности СССР», в Туруханский край начали привозить так называемых «повторников», то есть людей, освобожденных из лагерей и тюрем после отбытия ими наказания за антисоветскую деятельность. Очевидно, что в первую очередь это постановление относилось к интеллигенции.

Характерным представителем «повторников» является Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, которая была арестована в 1939 году, через два года после возвращения на родину из Парижа. Она была осуждена на 8 лет лагерей и в 1947 году освободилась из заключения, а затем в феврале 1949 года «была вновь арестована, как ранее репрессированная, и приговорена к пожизненной ссылке в с. Туруханск Красноярского края».

Доставляли «спецпоселенцев» на север так же, как и при царизме, пароходами, но не так, как это описывал Мартов. Пароходы забивали под завязку, и семьи депортированных плыли в условиях всех «прелестей» политической ссылки.

Всем ссыльным, кроме «повторников», был определен конкретный пункт проживания. Случалось, что в некоторых населенных пунктах они составляли большинство населения. А вот к «повторникам» было другое отношение. Им была предоставлена возможность выбора места жительства по пути следования парохода. Так расселяли ссыльных при царизме.

Происходило это так: судно подходило к населенному пункту и всех выпускали на берег искать работу или место жительство. Нашлось — хорошо, остаешься там до конца жизни, нет — плывешь дальше. И так до самого конца, где строилась железная дорога Салехард-Игарка, там рабочие руки были нужны всегда. Но повсюду «повторников» ждала только неквалифицированная работа, поэтому Ариадна Эфрон, преподаватель графики, нашла себе работу уборщицей в школе.

Жизнь там была невыносима, «повторник» Виктор Крамаров, отец актера Савелия, в марте 1951 года, находясь в Туруханске, повесился.

Большие отличия между двумя ссылками были и в освобождении. До революции ссыльные имели право уехать чуть ли не в день окончания срока. В советское время ссылка для многих стала бессрочной, и когда вдруг после смерти Сталина амнистировали почти всех политических, возникли проблемы. В 1954 году начали выдавать паспорта, а справок о реабилитации не было, поэтому Ариадна Эфрон покинула Туруханск лишь в 1955 году.

Депортированным «спецпоселенцам» пришлось ждать дольше. Указ «О снятии ограничений в правовом отношении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении» вышел в 1955 году, а комендатуру сняли лишь 15 июня 1958 года.

Ну, а теперь подведем итог: в туруханскую ссылку попали прекрасные специалисты, оставившие свой след в истории края, оказавшие большое влияние на культуру местного населения. Владыка Лука не только нес слово божие, он провел много операций, спасая чьи-то жизни, а кроме того добился, чтобы коренным народам начали делать прививки против инфекционных болезней. И если для советской власти Ариадна Эфрон в Туруханске была «повторником», то для местного населения она выполняла высокую миссию проводника в человеческую культуру.

Обновлено 27.06.2014
Статья размещена на сайте 7.06.2014

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошо написано, но... Но тошнотно уже от бесконечного муссирования темы репрессий и страданий.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, судя по всему, для России эта тема - вечная. А все потому, что в какой-то момент становится тошно от бесконечного муссирования... Прошлое возвращается к тем, кто о нем забыл.

      Есть такая русская пословица, половину которой знают все: "Кто старое помянет, тому глаз вон". Продолжение: "А кто забудет - тому оба"

      Оценка статьи: 5

      • Марк Блау, согласен еще и потому, что страдания православием принимаются и проживаются почти с удовольствием. Жить страданиями - суть этой религии. Вот и живем. Страдаем. И культивируем эту хрень.

        Оценка статьи: 5

  • Кошмар, что с людьми творили, отправляя их в ссылку...Такое и в страшном сне не приснится.

    Оценка статьи: 5