• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Как родовое гнездо помещиков Верещагиных превратилось в дом-музей знаменитого русского художника?

В самом центре Череповца, в двух шагах от Соборной горки, на углу Советской и Карла Либкнехта стоит красивое, оригинальное здание, на которое обязательно обратишь внимание, если вдруг окажешься в том районе. Прямо напротив небольшого скверика с бюстом поэту Николаю Рубцову — двухэтажный, но небольшой, аккуратненький домик.

Череповец. Здание на углу улиц Социалистической и К. Либкнехта К. Кучер личный архив

Интересная, со вкусом выполненная стилизация деревянного строения под богатые каменные здания: как бы белокаменные колонны (пилястры) с ионическим навершием. Имитирующие барокко волюты по верху оконных наличников второго этажа. Тесовая обшивка фасада, скрывающая от постороннего глаза «стыдные» деревянные венцы сруба. Сразу видно — не простой… Нет, совсем не простой человек жил в этом доме.

Всё так и есть. В 30-х годах XIX века дом построил уездный предводитель череповецкого дворянства — Василий Васильевич Верещагин. Отец известного русского художника Василия Верещагина, которого многие из нас хорошо знают по таким картинам, как «Наполеон на Бородинских высотах», «Не замай, дай подойти», «Апофеоз войны», «Мавзолей Тадж-Махал», «Двери Тамерлана», «Панихида». Именно в этом доме, в 7 часов вечера 26 октября 1842 года родился будущий великий живописец. Сейчас здесь его дом-музей.

Правда, прежде чем стать таковым, здание прожило довольно долгую и саму по себе интересную «жизнь». В собственности семьи Верещагиных дом пробыл полвека. В 80-х годах XIX века мать художника — Анна Николаевна (в девичестве Жеребцова) продала его. Хозяином 2-этажного жилого строения стал череповецкий купец Иванов. После революции здание национализировали, и оно превратилось в одну большую коммуналку.

В конце 70-х, несмотря на то что 5 апреля 1954 г. на доме была укреплена мемориальная доска (мол, здесь родился и жил известный русский живописец В.В. Верещагин), а с 1960 г. его отнесли к памятникам истории, встал вопрос о сносе здания. По генеральному плану развития Череповца в этом месте должен был появиться район многоэтажной жилой застройки. Но горожанам удалось отстоять дом, в котором родился не только Василий Васильевич, но и его старший брат — Николай (1839−1907), человек, поставивший молочное производство России на промышленную основу. Именно благодаря ему не только мы, но и вся Европа знает такой бренд, как «вологодское масло».

Тем более что иных вариантов увековечить память известных земляков уже не оставалось. Возникшему в 30-х годах плану — перенести в Череповец барский дом из бывшего имения Верещагиных — Пертовка, попавший в зону затопления Рыбинского водохранилища, помешала осуществиться война. Поэтому 30 июня 1984 г. именно в здании по ул. Социалистическая, 22 была открыта первая экспозиция дома-музея В. В. Верещагина.

На тот момент фондов в музее было немного, поэтому удалось восстановить только две комнаты — кабинет отца и каминную (комнату матушки). Но шло время, и музей потихоньку прирастал и фондами, и помещениями. В 1992 году, к 155-летию со дня рождения В. В. Верещагина, он стал уже комплексом, в который, помимо родового дома Верещагиных, вошли каменное двухэтажное строение по Социалистической, 26, хозяйственные постройки (каретный сарай, баня, колодец, беседка), цветочные клумбы, сад и аптекарский огород.

По сути, сейчас музей — не что иное, как городская провинциальная усадьба, в которой две постоянно действующих экспозиции. В первом здании (Социалистическая, 22) рассказывается о семье Верещагиных, во втором (Социалистическая, 26) — о жизни и творчестве художника.

Но о самом живописце — как-нибудь в другой раз. А сейчас — поднимемся по крылечку дома № 22 по ул. Социалистической и посмотрим, как жила семья Верещагиных.

Статья опубликована в выпуске 25.06.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Люба Мельник Бывший модератор 27 июня 2014 в 03:17 отредактирован 27 июня 2014 в 03:39 Сообщить модератору

    Возникшему в 30-х годах плану – перенести в Череповец барский дом из бывшего имения Верещагиных – Пертовка, попавшему в зону затопления Рыбинского водохранилища, помешала осуществиться война - Константин, разберитесь в согласованиях.
    Имитирующие барокко валюты - валюты - это денежки. Архитектурный декор - волюты. И - что за колоны?

  • Спасибо, Люба.
    По согласованию уже написал редактору. По волютам, внутренне согласен с Вами, т. к. хорошо помню, что в своё время это слово я тоже писал именно так, через "о". Но, мало ли, что-то изменилось у нас в грамматике за последнее время? Вот как, например, пишет это слово словарь архитектурных терминов (http://archi-dizain.blogspot.ru/p/blog-page_30.html):
    Валюта (лаг. vohita - завиток, or vere - крутить) - архитектурный элемент в форме спиралевидного завила с «глазком» в центре: является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.Поэтому этот вопрос оставил на усмотрение редактору.
    По третьему замечанию, то не колонны, а "как бы колонны" (см. абз. 2 сверху). Как бы колонны - по фасаду здания. По две справа и слева от входа (см. снимок-иллюстрацию и первый снимок Галереи).

    • Люба Мельник Бывший модератор 27 июня 2014 в 10:37 отредактирован 27 июня 2014 в 10:46 Сообщить модератору

      Константин Кучер, вы в словарях смотрите, а в неграмотном блоге. Грамота.ру - ориентируйтесь на их комплекс словарей. Никаких вариантов для написания слова "волюта" (кроме, естественно, приемлемого для безграмотного акающего блогера) - нет.
      В отношении колонн, как бы колонн - смотрите, что в тексте:
      "как бы белокаменные колоны (пилястры)". Об этом речь.
      В отношении как бы - не как бы. Это - не как бы колонны. Это называется одним-единственным словом - пилястры. Колонна все ж от выступа в стене отличается объемностью. Если уж говорить о "как бы", так лучше сравнивать с полуколоннами.
      Для раскрытия понятия "пилястра" используют следующую формулировку: вертикальный прямоугольный выступ стены. Этот выступ декорирован базой и капителью.
      База - то, что оформляет пилястру внизу, капитель - это то, что вы назвали дорическим навершием. И промахнулись, поскольку капитель - ионического ордера.
      Детям это сейчас объясняют в средней школе на уроках по мировой худ. культуре, так что не стесняйтесь использовать термины.
      На рис. - ионическая капитель - прямой аналог того, что на фотографии заглавной.
      Вот, кстати о валюте и волюте:
      "Те, кто хорошо помнит первый курс архфака, могут расслабиться.А остальных убедительно прошу не путать ионическую вАлюту с ионической вОлютой. Первая измерялась в талантах и использовалась в Ионии для выплаты зарплаты резчиков второй, как правило, мраморной."
      И - насчет белокаменных колонн еще. Дом классицистический, так что белые пилястры имитируют не белокаменные колонны, а мраморные. Да и много ли вам приходилось видеть белокаменные колонны? )))

  • Люба, по вмолют, я уже ответил, что согласен с Вами. Редактору я по этому поводу написал. Ионическое навершие - замечание принимаю. Мой косяк. Сейчас напишу редактору. В части белокаменных, считаю, что ничего по тексту править не надо. Мраморные как-то не по чину провинциальному дворянству. Думаю, оно о таких (даже псевдоколоннах) и не думало. Поэтому "мраморные" - грешить против истины. Тем более, что белокаменные всё-таки были. И не редко. Посмотрите, например, мою статью о Хотиловской церкви, там есть снимки и на них видны как раз "белокаменные". Я конечно, допускаю, что это может быть цвет шукатурки, под которой - красный керамический кирпич. Но несмотря на это, колонны - белые. Так же, как и на снимках дома-музея художника.
    По пилястрам я как-то так и не понял - в чем ошибка? Пилястры это - не как бы колонны? Тогда я ничего не понимаю, т. к. когда смотрю на снимок, я прекрасно вижу, что по фасаду дома - как бы колонны.

    • Константин Кучер, колонны - круглые. Их можно обойти вокруг.
      Не надо писать - как бы колонны, если это - пилястры. Которые просто и четко характеризуются определением: вертикальные выступы стены.
      Не надо писать ни мраморные, ни белокаменные, пилястры - просто белые. Стена могла быть любого цвета - желтая, розовая, голубая, зеленая, серая, а детали - пилястры, колонны, карниз, наличники, розетки и проч. - только белые. Если речь о белокаменном чем-то идет, даже об имитации, то имеется разделка на блоки.

  • Ох как все сложно, судя по коммен тариям

    Оценка статьи: 5