И дело здесь вовсе не в творческой несостоятельности. Просто с лета 1965 года и по конец 1960-х THE KINKS запретили выступать с концертами на родине рок-н-ролла. Говорят, что в этом решении поучаствовал Профсоюз музыкантов США с целью защитить «отечественного производителя».
А ведь поначалу саунд KINKS развивался вполне в русле рок-н-ролльной традиции «Играй жёстко и энергично».
«You Really Got Me» (1964)
В основании группы стояли два брата — Рэй и Дейв Дэвисы. Первый — основной автор почти всех хитов группы, второй — бесбашенный гитарист, которому приписывают изобретение первого мощного рок-риффа.
Случилось это ещё на самой заре музыкальной карьеры KINKS — в 1964 году, когда в багаже группы был всего лишь один, не шибко удачный, сингл — кавер на песню Литтл Ричарда «Long Tall Sally». Для второго сингла была запланирована уже песня собственного сочинения «You Really Got Me» («Ты меня реально зацепила»).
Сейчас трудно поверить, что столь жёсткая песня первоначально была сочинена Рэем Дэвисом за пианино. На тему песни его вдохновила встреча с одной из своих фанаток, и поначалу Рэй видел в «You Really Got Me» этакую джазовую вещицу с саксофоном и всяким таким… Однако после того как за песню взялся братец, она разительно изменилась.
Во-первых, Дейв положил в основу незатейливой двухаккордной песни тот самый гитарный рифф — короткий повторяющийся фрагмент, звучащий в унисон с рефреном: «Ю Рилли Гот Ми! Ю Рилли Гот Ми!».
Во-вторых, Дейв добился, чтобы этот рифф звучал максимально сыро и грубо. Так как никакого дисторшина тогда не было, ревущий звук достигался за счёт «издевательств» над усилителем и колонками. Благо техника была недорогая, поэтому Дейв позволял себе выбивать нужный звук, пиная усилитель ногами и обрезая бритвой всю бумагу вокруг динамиков.
Дейв Дэвис:
«Я обычно сидел в своей комнате с маленьким зеленым усилителем, звук которого я просто ненавидел. Однажды я разрезал динамик и подключился к нему, как к большому усилителю (на 30 ватт). Когда я услышал, как это звучит, я подумал, чёрт, да это лучшее, что я когда-либо слышал!»
Сингл «You Really Got Me» вышел в августе 1964 года и сразу вывел KINKS на вершины популярности как на родине (№ 1), так и в США (№ 7).
Вслед за ним была выпущена ещё одна «риффовая» песня «All Day and All of the Night», которую многие называют «You Really Got Me» наоборот". И снова успех — № 2 в Британии, № 7 в США.
Благодаря этим двум композициям KINKS объявят чуть ли не прародителями хэви-металла. Недаром впоследствии эту песню перезапишут такие металлисты, как VAN HALEN и METALLICA (последние совместно с Рэем Дэвисом).
При этом даже ранние песни KINKS, несмотря на грубый звук и простоту, умудрялись сохранять мелодичность. Разве что тексты были традиционно примитивными — всё больше о девчонках и сексе.
«Sunny Afternoon» (1966)
Наверное, правы те, кто утверждает, что именно переориентация KINKS на отечественный рынок привела к тому, что саунд группы существенно изменился. Музыканты всё меньше делали ставку на жёсткие риффы и отдали предпочтение мелодичности, не стесняясь вводить в свои песни элементы британского мюзик-холла и европейского барокко.
Ярким проявлением подобной тенденции стал очередной большой хит под названием «Sunny Afternoon» («Солнечное послеобеденное время»). В этой записи можно услышать и игру на фисгармонии сессионного музыканта Ники Хопкинса, и подпевки жены Рэя — Расы Дэвис.
Рэй Дэвис:
«„Sunny Afternoon“ была записана очень быстро, за одно утро. Это была одна из наших самых атмосферных сессий. Может быть это глупо, но мне кажется, если бы тогда я сделал что-нибудь по-другому — вышел там из студии или еще что, вещь не получилась бы такой, какой вы ее знаете».
Изменился и подход Рэя к текстам. Они стали более глубокими, но при этом сохранили изящную простоту и внятность, несмотря на надвигающуюся психоделическую моду.
Вот и текст «Sunny Afternoon» представлял собой исповедь некоего богача, который, «расслабляясь на послеобеденном солнышке», жалуется на свою «тяжкую» жизнь: мол, все достали — мама, подружка с её родителями. А тут ещё и налоговая инспекция забрала много «бабок»… Речь, конечно, идёт о знаменитом прогрессивном налоге, введённом правительством лейбористов, когда очень богатые люди были вынуждены отчислять в британскую казну огромный процент от своих прибылей. Разбогатевшим за последние годы музыкантам KINKS это было знакомо не понаслышке, поэтому текст звучал в какой-то степени самоиронично. Ироничным вышло и видео, где музыканты поют о летней расслабухе на фоне… заснеженного леса.
Правда, сам Рэй Дэвис всегда отрицал прямое отождествление с образом из песни («Хотя я и люблю жить в удовольствие, это не совсем я»).
В 1966 году сингл «Sunny Afternoon» вытеснил с первого места британских чартов не кого-нибудь, а «Paperback Writer» самих БИТЛЗ.
«Waterloo Sunset» (1967)
«Никакая другая из песен, с которыми я жил, не была такой правильной по ощущениям», — говорил об этой композиции Рэй Дэвис, и тому было несколько причин.
Во-первых, в отличие от «Sunny Afternoon», Рэй всегда воспринимал эту песню как глубоко личную. Настолько, что при записи вокала он попросил всех покинуть студию. Дейв говорил, что для брата эта песня была «как страничка из дневника, который нельзя читать посторонним».
Идиллическая история двух влюблённых, наблюдающих закат на Лондонском мосту Ватерлоо возле одноименной ж-д станции, вдохновлялась множеством детских и юношеских воспоминаний автора.
Рэй Дэвис:
«Я действительно был свидетелем нескольких закатов в Ватерлоо. Я лежал в госпитале святого Томаса, когда сильно болел в детстве, и смотрел в окошко на Темзу. А ещё я познакомился со своей первой девушкой, ставшей моей первой женой, на набережной в Ватерлоо».
Имена влюблённой парочки из песни — Терри и Джули — многие ошибочно приписали модной актёрской паре «Свингующего Лондона» — Теренсу Стэмпу и Джули Кристи.
Рэй Дэвис:
«Эти персонажи скорее из области фантазий моих старших сестёр, которые росли во время Второй мировой войны, а в 60-е были уже не такими молодыми. Я думал о той жизни, которая, я бы хотел, была у них в своё время».
Интересно, что композиция, которую впоследствии назовут «лучшей песней о Лондоне», изначально задумывалась о… Ливерпуле. Однако Рэй вовремя вспомнил мудрый совет «Пиши о том, что лучше знаешь» и перенёс действие в более знакомый ему город.
Вторым достоинством «Waterloo Sunset» автор называл то, что здесь ему удалось гармонично совместить коммерческий запрос с личным творческим.
Дейв Дэвис:
«Как и в „Sunny Afternoon“, в ней присутствовала удивительно гипнотическая басовая линия, волшебным образом контрастирующая с поднимающимися вокальными гармониями, мягкая, но волнующая структура. На самом деле, если бы мы записали ее тогда, только с пианино и акустической гитарой, она звучала бы идеально».
Интересно, что во время записи группа долго искала какой-то необычный гитарный эффект. Но потом устала и решила обойтись старомодной тройной реверберацией. Однако эффект эха, столь привычный на пластинках 1950-х годов, через десять лет оказался изрядно подзабыт. И именно KINKS вновь сделали его модным.
Сингл с песней вышел весной 1967 года. И хотя он так и не достиг вершины британских чартов, остановившись на 2-м месте, «Waterloo Sunset» осталась в памяти меломанов как «символ Лондона» и самый знаменитый хит KINKS. А один из критиков даже назвал её «самой прекрасной песней, написанной на английском языке».
Очередное спасибо, Сергей! Но отнюдь не "дежурное"
Каждая Ваша статья - нырок в молодость!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Максимовская,
И снова искренне рад! Особенно когда читают про не шибко известное.
0 Ответить
Для пытливых и любознательных:
читать дальше →
1 Ответить