• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Какой интересный музей есть в Вытегре?

Как-то работал я в Пудоже, небольшом районном центре Карелии, что лежит на противоположном от Петрозаводска, восточном берегу Онежского озера. Попасть в него можно, обогнув Онего с севера, через Медвежьегорск и Повенец.

Подводная лодка Б-440 (проект 641). Теперь - музей И. Монаков, личный архив

Но есть и другой вариант, когда озеро огибается уже с юга, через Шелтозеро, Вознесенье и Вытегру. Этот маршрут километров на 30−35 короче, но проходит по территории не только Карелии, но ещё и Ленинградской, Вологодской областей. А дороги на стыках субъектов Федерации, как правило, оставляют желать лучшего. Во всяком случае, их не сравнить с федеральной трассой М18 «Кола», по которой три седьмых всего пути идешь до Медвежьегорска. Плюс если до Пудожа добираться южным маршрутом, то в Вознесенье нужно переправляться через Свирь. Поэтому желательно хорошо знать расписание плашкоута, который перевозит людей и транспорт с одного берега реки на другой, чтобы потом долго не стоять в ожидании погрузки.

В общем, ездил я через Медгору и Повенец. Но как-то (интересно же — другая, неизведанная трасса, новые впечатления) решил возвратиться домой, обогнув Онего с юга. Дел было много, до отъезда даже перекусить не успел, поэтому когда в Вытегре увидел надпись «Кафе», так тормознул не раздумывая. Тем более, заведение было по ходу движения и буквально у самой обочины. В этом кафе местные мужики и сбили меня с панталыку. Типа: «Ты чё, брателла, так и проскочишь наш замечательный город с ходу? А музей подводной лодки?! Где ты ещё, как не у нас, можешь за какую-то сотню рублей подняться на борт настоящей большой (!) океанской (!!) субмарины?!»

На моё скептическое: «Откуда среди бескрайних вологодских лесов подводная лодка? Да ещё и большая, океанская. Заливаете мужики!» — меня тут же просветили. Мол, Вытегра — не просто город. Порт пяти морей! Ибо лежит он на Волго-Балте — главной водной магистрали всего Северо-Запада. А через него… Хочешь — в Каспийское, хочешь — в Белое, Балтийское, Азовское, Черное… В любое из этих морей!

Моё справедливое «Море — не океан» тут же парировали тем, что Вытегра — родина цельной кучи адмиралов: Коляна Шабликова, Игорехи Петрова, Сани Маркова… А самое главное — Михаила Алексеевича Рудницкого. Тоже, промежду прочим, адмирала! Ну, и кроме этого — конструктора дизельных подводных лодок типа «К». «И как мы тут, на Родине конструктора, и без них, без субмарин?»

А под конец диспута «выложили» на стол вообще козырный аргумент: «Да ты хоть знаешь, что здесь, в Вытегре, в войну базировался штаб Онежской военной флотилии?!» И сразу после этого объяснили, как проехать к речному вокзалу, где там припарковаться, как зовут смотрителя и от кого, мол, я, отрекомендоваться, если музей вдруг закрыт.

Так нежданно-негаданно я и оказался в музее подводной лодки Б-440 проекта 641, разработанного в конце 50-х годов в ЦКБ-18 (будущее ЦКБ морской техники «Рубин», г. Ленинград). Субмарины нового проекта должны были заменить на дальних коммуникациях подлодки первого послевоенного проекта 661, отличаясь от них увеличением предельных глубин погружения, узловых скоростей, сроков автономности и дальности плавания, запасов средств регенерации воздуха, улучшением условий обитания экипажа и обслуживания дизелей. На проекте 641 предполагалось устанавливать более современные гидроакустические станции и торпедные аппараты.

Даже визуально, на подходе к музею, лодка выглядела солидно. Её размеры, действительно, впечатляли. Б-440 и в самом деле оказалась большой. Уже переступив порог музея, посмотрел тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 641 (по классификации НАТО — «Foxtrot»): длина — 91,3, ширина — 8,5, осадка — 5 м. Надводная скорость на пол-узла меньше подводной и составляет — 16 узлов. Автономность плавания — 90 суток, дальность — 30 тыс. морских миль в надводном положении (под дизелями) и 240 миль — в подводном, с использованием электродвигателей. Максимальная глубина погружения — 400 м, рабочая — 240.

Всего в Советском Союзе было построено 75 субмарин этого проекта, из них 17 — в экспортном варианте для ВМС Польши, Кубы, Индии и Ливии. Лодка Б-440, что отшвартовавшись у береговой черты Вытегорского залива, став одним из городских музеев, заложена 1 июня 1970 г. на Ново-Адмиралтейском заводе (г. Ленинград) и 16 сентября того же года спущена на воду.

Начались сдаточные испытания, предшествующие передаче подводной лодки от производителя военным морякам. 26 декабря они благополучно завершились и на корабле был поднят военно-морской флаг СССР. А 16 января следующего года Б-440 вошла в состав 4-й эскадры подводных лодок Северного флота (порт приписки Полярный). Началась военная служба, продолжавшаяся почти 30 лет.

В 70-х годах субмарина несла боевую вахту в Средиземном море. С честью несла, надо сказать. 23 февраля 1977 года приказом Командующего Северным флотом экипаж Б-440 был признан отличным. В 1982 г. лодка выполняла, как это принято говорить, боевые задачи в Баренцевом и Норвежском морях. На следующий год снова вернулась в Средиземноморье, а в 1984-м — направлена в Северо-Восточную Атлантику. В первом полугодии 1988 г., вместе с двумя другими подводными лодками (Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск»), Б-440 осуществляла активный поиск субмарин НАТО в Баренцевом море.

Здесь же, в Баренцевом море, но уже в следующем году, 12 августа, находясь к юго-востоку от острова Медвежий, Б-440 на глубине 80 м попала в трал норвежского рыболовного траулера «Орион». Для того чтобы освободиться от него, лодке пришлось всплыть. Естественно, при голосовом контакте капитан подлодки скрыл национальную принадлежность судна, а как только силами личного состава субмарины от трала удалось освободиться, она тут же ушла на глубину.

Но Ч П не осталось без последствий. Лодка ушла в Кронштадт для проведения капитального ремонта на тамошнем морском заводе, после которого Б-440 так и осталась на Балтике. Войдя в состав 4-й дивизии учебных кораблей, она выполняла все боевые задачи, возлагаемые на подлодки этого класса — вела разведку, поиск боевых кораблей и транспортов «вероятного противника», несла дозорную службу, участвовала в учениях.

9 июня 2003 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 763-р исключенная в 1998 г. из состава флота Б-440 была передана в собственность Вологодской области. При этом передавалась не просто так, а «для установки ее в качестве экспоната в Музее морской славы в г. Вытегра (Вологодская область)». Но прежде, чем стать музеем, лодку нужно было «демитализировать».

Соответствующие работы в 2003—2005 гг. были выполнены на том же самом Кронштадтском морском заводе, на котором лодку когда-то капитально ремонтировали: сбоку корпуса Б-440 сделали две двери, внутри выровняли пол, для прохода посетителей убрали средний дизель и прорезали проходы между отсеками, полностью переоборудовали аккумуляторный отсек. Но большая часть отсеков, естественно, была сохранена. Одновременно в Вытегорском заливе (для того чтобы лодка могла встать к причалу) проводились дноуглубительные работы. После их выполнения и завершения «демилитаризации» по Неве, Ладожскому озеру, Свири и Онеге подводная лодка была доставлена в Вытегру.

Вот так 10 декабря 2005 г. в городе одним музеем стало больше. А музей — он же не просто так. Он — для посетителей. Для нас с вами. И если это так, чего ждем? Заходим!

Статья опубликована в выпуске 3.07.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: