Владимир  Жестков Грандмастер

Как самолет «Родина» летал из Москвы на Дальний Восток? Предыстория

Это было удивительное и легендарное время. Тридцатые годы прошлого столетия — годы бурного развития авиации. Новые самолеты, созданные в К Б Туполева, Ильюшина и других знаменитых отечественных авиаконструкторов, были способны летать на очень длинные расстояния. Но подобные самолеты создавались не только в нашей стране. Началась гонка за мировыми рекордами.

www.airaces.ru

Казалось бы, зачем нужны мировые рекорды высоты, дальности, грузоподъемности? Странный вопрос. Ведь это доказательство могущества страны, ее вооруженных сил, ее оборонного потенциала.

Уже на заре эры воздухоплавания в июне 1905 года на Олимпийском конгрессе в Брюсселе было принято историческое решение создать в каждой стране «ассоциации для регулирования спортивных полетов и на их основе сформировать всемирную аэронавтическую федерацию для регулирования различных мероприятий, продвижения вопросов науки и спорта в области аэронавтики».

14 октября 1905 года была зарегистрирована международная авиационная федерация (ФАИ) со штаб-квартирой в Лозанне. И сразу же начали регистрироваться мировые авиационные рекорды. Рекорды принято устанавливать на соревнованиях. Вот ФАИ и провела в Реймсе под Парижем в августе 1909 года первые международные соревнования, в которых принял участие 21 летчик. Соревновались они в трех дисциплинах: дальности, скорости и высоте полета, что соответствует олимпийскому девизу «Быстрее, выше, сильнее».

Россия вступила в ФАИ с некоторым опозданием. Лишь в 1908 году был создан Императорский Всероссийский аэроклуб, который в декабре 1909 года вступил в ФАИ с правом регистрировать в ней мировые авиационные рекорды, установленные в России, а также выдавать действительные повсеместно летческие дипломы. Естественно, что после революции Россия была исключена из ФАИ: той страны не стало, а новую никто признавать не спешил. К середине тридцатых годов ситуация кардинально изменилась и в марте 1935 года в нашей стране был создан Центральный аэроклуб СССР. Через полгода он стал членом ФАИ, а в марте 1936 года получил право регистрировать всесоюзные рекорды по авиационным видам спорта и направлять материалы в ФАИ для утверждения их в качестве мировых рекордов.

К этому времени ФАИ зарегистрировала более 100 мировых рекордов, и вот в эту гонку устремились советские авиаторы. К концу 1936 года ситуация была такой: из 132 официальных мировых рекордов советским летчикам принадлежало 6. На 1 января 1962 года цифры значительно изменились: рекордов стало 485, а нам принадлежало уже 213, к 1975 году из общего числа мировых рекордов — 607, советским авиаторам принадлежало 231 достижение.

Дальнейшее развитие авиации также способствовало установлению мировых рекордов, их количество на конец 2000 года превысило 7000, из них 2674 принадлежало спортсменам России.

Бывали случаи, когда количество установленных в одном полете рекордов само по себе становилось рекордом. Так 22 марта 1989 года за 3,5 часа полета самолета АН-225 было установлено сразу 110 новых мировых достижений, таких как максимальный вес груза, максимальная взлетная масса, рекорды скорости, высоты, дальности для самолетов такого типа и куча других. В книге рекордов Гиннесса зафиксирована соответствующая информация.

Однако вернемся в предвоенное время…

Первый в мире одиночный перелет через Атлантический океан был совершен 20−21 мая 1927 года, когда американец Чарльз Линдберг, вылетев из Нью-Йорка, через 33,5 часа приземлился в Ле Бурже под Парижем.

Женщины принимали весьма активное участие в этой гонке. В 1935 году американка Амелия Эрхарт, вылетев с Гавайских островов, через 18 часов приземлилась в Окленде в Калифорнии. Таки образом, впервые был пересечен Тихий океан. К несчастью, при попытке совершить облет Земли в июле 1937 года Эрхарт погибла.

К середине тридцатых годов американские летчицы владели большинством мировых авиационных рекордов, но тут на сцене появились русские. Валентина Гризодубова в октябре 1937 года на одномоторном самолете в течение получаса пролетела 100 километров со средней скоростью 218 км/ч, побив таким образом рекорд американки Аннеты Джинсон на 19 километров. Этим она не удовлетворилась и через два дня на двухместном спортивном гидроплане с бортмехаником Катей Слобоженко поднялась с Москвы-реки и пролетела 100 километров со скоростью 200 км/ч, превысив рекорд американки Моури, скорость которой была 127 км/ч. Еще через полчаса, сменив крылатого коня, она побила рекорд другой американки — Маргариты Теннер, которая на одноместном гидросамолете пролетела 100 километров со скоростью 167 км/ч, а вот Гризодубова то же расстояние преодолела со скоростью 190 км/ч.

Через некоторое время Валентина Гризодубова со штурманом Мариной Расковой пролетели за 7 часов 23 минуты от Москвы до Актюбинска на спортивном самолете 1444 километра, при этом почти в два раза превысили мировой рекорд дальности. Это был уже четвертый рекорд Гризодубовой за год.

Всего за пять лет — с 1937 по 1941 — ФАИ зарегистрировала 124 мировых рекорда советских спортсменов. Таким образом, почти треть всех авиационных рекордов перебралась из-за океана и Европы в Советский Союз.

Оставался самый престижный мировой рекорд дальности полета, он был установлен французской летчицей Дюперон в 1938 году и составлял 4600 километров. В то время считалось, что он не может быть побит.

Нарком обороны СССР Климент Ворошилов поставил перед Центральным Аэроклубом СССР задачу — подготовить женский экипаж, который на имеющихся в то время самолетах сможет решить эту сложнейшую задачу: установить новый мировой рекорд дальности.

Этим и решили заняться три мужественные женщины: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова.

Продолжение следует…

Обновлено 4.07.2014
Статья размещена на сайте 28.06.2014

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • 'на заре эры воздухоплавания в июне 1905 года' – эта заря была в 1783. Имеете в виду авиацию, а не воздухоплавание (то же, что аэронавтика, дальше в статье и с этим словом спутано – правда, согласно формулировке Олимпийского конгресса, но тогда ещё не разделили).

  • Нормальный исторический очерк.
    Только почему на заставке изображение смолета АН-2 - послевоенного гражданского биплана, а не "Родины", о которой идет речь - довоенного двухмоторного моноплана АНТ-37бис (ДБ-2)?
    Картинок в интернете вполне достаточно.

    Оценка статьи: 5

    • Аркадий Голод, извините за задержку с ответом. Я сейчас на Байкале, четыре дня интернета не было, сегодня вдруг прорезался. С фотографией форменное безобразие. Я несколько раз давал ссылки на те фотографии, которые, по моему мнению, должны сопровождать статью, но редактор каждый раз упорно ставит свои. Один раз я отстоял свое мнение и фотографию заменили, как быть здесь не знаю. Фото, где экипаж стоит около самолета, и его хорошо видно, настолько хрестоматийно, что даже удивительно, как его не нашли.

      • Владимир, а кому и где Вы давали ссылки на фото? В админке к этой статье нет ни одного комментария. И я не видела раньше никаких комментариев, так же, как не помню, чтобы мне когда-либо приходилось менять фото к Вашей статье.

        Здесь фотографию заменила.

        В большинстве случаев вопрос стоит не в том, чтобы найти нужное фото, а в том, чтобы это фото было доступно для публикации на другом ресурсе.

        • Олеся Тимофеева, ссылки я давал еще в самом начале своего сотрудничества со ШЖ. Меняли фото для статьи "Почему гусь лапчатый?". После этого еще пару раз вместо рекомендованных мной ставили другие фотографии и я перестал давать ссылки. Сейчас нет такой возможности, но в дальнейшем вернусь к этой практике. О доступности фотографий я знаю.
          С уважением,
          Жестков Владимир Александрович

          • Владимир Александрович, всё поняла, нет больше вопросов.
            Буду очень Вам благодарна, если Вы вновь начнёте рекомендовать фотографии. Даже если именно эти поставить будет нельзя, то я хотя бы буду понимать, что Вы хотели бы видеть в качестве иллюстраций к своим статьям и постараюсь подобрать близкое по смыслу из фотобанка.