• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир  Жестков Грандмастер

Как самолет «Родина» летел из Москвы на Дальний Восток? Женский рекордный перелёт

Все произошло совершенно обыденно. Самолет «Родина», раскинув свои огромные крылья, стоял на взлетной полосе Щелковского аэродрома. В переднюю кабину забралась старший лейтенант ВВС РККА штурман Марина Раскова, в задней разместились обе летчицы — руководитель полета, майор РККА, начальник Управления Международных воздушных линий СССР Валентина Гризодубова и второй пилот, капитан РККА, инспектор ВВС при Генштабе, установившая 5 мировых рекордов, Полина Осипенко.

Конструкция самолета была своеобразной — кабины были раздельными, связь поддерживали записками, передаваемыми через специальную трубу, соединяющую кабины.

Самолет поднялся в воздух утром 24 сентября 1938 года и отправился на восток, целью полета было побережье Тихого океана с установлением нового мирового рекорда дальности для женщин.

Кратко о том, на чем они отправились в путь. Самолет был разработан в К Б Туполева, его создателем был Павел Осипович Сухой, будущий великий самолетостроитель. Первоначально самолет назывался АНТ-37, этот экземпляр строился для такого полета, у него даже специальный индекс был — РД, что расшифровывалось как «Рекорд Дальности». Для того чтобы рекорд состоялся, надо было загрузить максимальное количество топлива. Семнадцать баков с горючим было размещено везде, где только можно. В кабине стоял переливной бачок. По мере того как заканчивалось топливо в одном из больших баков, необходимо было успеть переключить кран на новый бак. Поэтому хлопот с переключением этих семнадцати баков хватило на весь дальний путь.

Летчицам машина понравилась сразу, они единогласно назвали ее «Родиной». Под этим именем самолет и вошел в историю мировой авиации.

Время для полета выбрано неблагоприятное: в конце сентября обычно гремели грозы, стояли плотные туманы, но переносить перелет на следующий год не разрешили, пришлось лететь в сложных метеоусловиях.

Сейчас уже сложно установить, как именно проходил полет, воспоминания во многом противоречивы, а объективных документов — фотопленок, записей переговоров и других свидетельств, еще не существовало. Очевидно одно — через 26 часов 29 минут самолет «Родина», преодолев 5908 километров и побив при этом мировой рекорд француженки Дюпейрон (4360 км), совершил вынужденную посадку на Дальнем Востоке, в лесном районе на болоте неподалеку от реки Аргунь.

Связи не было, не работали навигационные приборы, летели по компасу. Несколько раз самолет попадал в обледенение, приходилось снижаться. Гризодубова и Осипенко управляли самолетом по очереди, а вот Раскова сидела в своей кабине одна. Сейчас даже представить трудно, как это не иметь возможности выполнять свои штурманские обязанности и только тупо смотреть вперед и вниз. Думается, ей было там совсем непросто.

Лучше всего в воспоминаниях участниц перелета описано, как неожиданно для них закончилось топливо, которого должно было хватить до побережья, и Гризодубова приняла решение совершить вынужденную посадку на первой попавшейся лесной поляне. Возникла опасность, что самолет может носом ткнуться в землю, при этом штурман могла пострадать. Гризодубова приказала Расковой прыгать.

Штурман приказ выполнила. Ветер отнес ее в сторону. Приземлилась она в густом лесу. Купол парашюта зацепился за ветви дерева, и Раскова повисла над землей. Некоторые усилия — и вот она уже спускается по стволу дерева, а парашют с обрезанными стропами болтается наверху. Где находится самолет — непонятно. То, что он приземлился, ясно, шума моторов не слышно, но где? Раздались пистолетные выстрелы, ее ищут, и Раскова отправилась в путь.

И вот тут произошла роковая ошибка. Звуки выстрелов отразились от сопок, и она пошла в другую сторону. Продуктов у нее не было, только две неполные плитки шоколада. И вот с такими запасами она десять суток провела в тайге. Однажды провалилась почти по горло в болото. К счастью, в руках была палка, она смогла вылезти. Несколько раз летчица встречалась с медведями, отгоняла их выстрелами из пистолета. Аккуратно ела шоколад, по дольке в день, восполняя недостаток еды клюквой и грибами, но жевала и березовые листья, казавшиеся ей безопасными.

На десятый день она дошла до людей, которые искали в безбрежной тайге именно ее. Вид ее никого не удивил, ждали худшего: она была в шерстяном свитере с орденом Ленина на груди, одна нога — босая, унта осталась в болоте, вторая нога — обутая. До самолета она дошла сама, от помощи отказалась. Десять дней одна в тайге… представить трудно.

А что же ее подруги? Гризодубовой удалось посадить самолет на «брюхо». Хорошо, что не выпустила шасси, внизу оказалось болото, вокруг проблескивала вода. Остались в машине. Расковой нет, на выстрелы не отвечает. Что случилось, непонятно. В «гости» приходили звери, вначале забралась рысь, затем в самолёт попытался попасть медведь, отогнали выстрелами. С едой у них все было в порядке, нашли их на пятые сутки. Что ни говорите, но найти большой, неподвижно лежащий самолет с воздуха намного легче, чем одинокого человека.

Через несколько дней состоялась триумфальная встреча героического экипажа в Москве. Признание их заслуг выразилось в званиях Героев Советского Союза. Они были первыми женщинами, удостоенными этого звания.

Любопытна дальнейшая судьба самолета, оставшегося в глухой тайге. В ноябре 1938 года, когда все болота замерзли, в путь отправилась аварийная группа. Самолет поставили на специальные лыжи, вытащили из леса, заправили топливом, он взлетел и добрался до конечной цели путешествия — Комсомольска-на-Амуре. Оттуда его транспортировали в Москву.

В течение некоторого времени он эксплуатировался в ГВФ, 22 июня 1941 года был передан в ВВС и использовался в качестве транспортного самолета на заводе № 30 в Московской области под номером СССР-И443. 16 Сентября 1943 года в связи с износом был списан и сдан в металлолом. Его копия находится сейчас в музее авиации в Монино.

Ну и напоследок любопытная информация. В 1939 году был снят один из самых первых советских цветных мультипликационных фильмов «Таежные друзья», посвященный героиням-летчицам.

Статья опубликована в выпуске 4.07.2014
Обновлено 18.08.2022

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • 10 дней в тайге, холодной осенью!!!! Это же какую стойкость, силу духа надо иметь.... не сломаться,не погибнуть...Удивительно стойкие женщины были в то время.

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересные подробности легендарного полёта,спасибо. Почему же не были продуманы запасные аэродромы для непредвиденных случаев? Какой ближайший был от того болота?

    После такой нештатной посадки "Родина" смогла взлететь и долететь до конечного пункта полёта - это тоже немалое достижение.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, никаких запасных аэродромов не было предусмотрено. Люди знали на что шли, когда пускались в такие авантюры, но это было нужно Родине, поэтому никаких вопросов не возникало. В поисках самолета участвовало множество людей и техники. Вы сами прекрасно знаете насколько все было несовершенным, но тем не менее самолет нашли довольно быстро. Один из лучших на тот момент полярных летчиков Мазурук почти точно показал на карте то место, где и нашли самолет. Сложней было с Расковой, найти в глухой безлюдной тайге человека - явление неосуществимое, но она была из числа везунков, правда, до поры до времени.
      Ну, а "Родина" села очень удачно, поэтому и достали ее, и на колеса поставили без проблем, правда, когда все вокруг замерзло. Но в Москву она поехала, как порядочная, на паровозе

      Оценка статьи: 5

  • Владимир, у меня вот такой вопрос.
    На фото, что в качестве главной иллюстрации к статье – все три летчицы. Из них две (М. Раскова, П. Осипенко) – в военной форме, одна (В. Гризодубова) – в гражданском.
    На сайте есть ещё одна статья об этом героическом полете «Правда» врала, «Родина» пропала, а что стало с экипажем?» (справа от Вашего текста на неё есть активная ссылка), так в ней Юрий Москаленко пишет – «Командующий ВВС был склонен именно к тому, чтобы отменить перелет: ему с самого начала не нравилась ситуация, когда командиром экипажа он вынужден был назначить не военную летчицу Полину Осипенко, а гражданскую – Валентину Гризодубову». Т. е. его слова не противоречат снимку: две женщины экипажа – военные, одна – гражданская.
    Но у Вас написано – «…в задней разместились обе летчицы – руководитель полета, майор РККА, начальник Управления Международных воздушных линий СССР Валентина Гризодубова».
    Соответственно, вопрос: на момент полета Гризодубова была военной летчицей (майор РККА) или гражданской?

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер, я сейчас на Байкале, с интернетом здесь не всегда хорошо, четыре дня связи не было, а сегодня влруг прорезалась.
      По Вашему вопросу ответ однозначный, служили все и зачастую не по одному ведомству. Раскова кроме звания в РККА, была одновременно офицером НКВД, и это было в норме, это было официально, не скрывалось, все воспринимали это спокойно. Конфликт, по-видимому, действительно был. ВВС и ГВФ всегда толкались попами, кто важней и сильней. Курировал полет маршал Ворошилов, наверное, он своей волей присвоил офицерское звание Гризодубовой, но вылетела она точно в погонах.
      Я сейчас потихоньку заканчиваю несколько статей, чтобы по возвращении домой загрузить их в ШЖ и уже спокойно отправиться дальше путешествовать. Пара из этих статей будет посвящена Осипенко и Гризодубовой. Вчерне они уже готовы, если успею довести их до ума, то скоро они на сайте появятся.
      Со статьей Москаленко я познакомился, нашел даже первоисточник, который он использовал. Возможно все было именно так, поэтому и звание она могла получить в самую последнюю минуту, и форму для нее сшить не успели. Такое тоже могло быть, в то далекое время каких только чудес не было.
      Ответ на Ваш вопрос однозначный: на момент полета она формально числилась майором РККА, занимая при этом высокий пост в Гражданской авиации.

      Оценка статьи: 5

  • Большое спасибо, Владимир, за такой подробный, обстоятельный ответ с очень интересной информацией. Интересной хотя бы в той части, что она говорит нам о том, что многое из того, что сейчас нам кажется странным или необычным, в те годы было явлением привычным, если не сказать - обыденным.
    P.S. Кстати, сегодня у нас с Вами очень интересно получилось. Вы своею статьёю - в небеса, я - под воду. Только рака для полного комплекта не хватает.

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер, я чуть-чуть Вас постарше, слышал о довоенных временах от своей родни многое такое, что сегодня кажется невозможным, поэтому сам не удивляюсь ничему.
      Статьи ШЖ стараюсь не читать, экономлю связь, кто знает, что будет завтра. А мне ведь еще здесь десять дней куковать.
      Вернусь, дома прочитаю все оптом, так ведь дешевле, кажется. Шучу, конечно.

      Оценка статьи: 5