• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Имира Виленская Профессионал

Чей танец - театр переживания? К юбилею Махмуда Эсамбаева

«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен… что все, что он исполняет, никто другой не смог бы…» Эти слова, сказанные знаменитой советской балериной Галиной Улановой, очень точно отражают суть таланта Махмуда Эсамбаева. Он был уникальным явлением в мире танца — самобытным и неповторимым.

Сегодня Махмуду Эсамбаеву исполнилось бы 90 лет. Его удивительный природный талант, великолепная пластика, яркая эффектная «орлиная» внешность покорили весь мир.

Мне не довелось побывать на его концертах — в силу возраста, а вот моя мама рассказывала про свои впечатления от выступлений этого артиста. История была забавной. Эсамбаев дважды был на гастролях в городе, где жила мама с родителями. Она была подростком, лет 11−12, и обычно на вечерние концерты детей такого возраста не брали. Но как-то ей повезло — то ли отличными оценками родителей порадовала, то ли еще что — она уже не помнит, но на первый концерт родители взяли ее с собой.

Концерт не просто понравился — он ошеломил. «Танцы народов мира» — добрых полтора десятка ярчайших миниатюр в невероятных по тем временам костюмах, отлично поставленный свет и игра с тенью — все это очень впечатлило мою маму.

Сама она к танцу склонна не была по природным данным, а то бы точно подалась куда-нибудь себя попробовать. Где могла, мама искала новости про танцовщика, собирала публикации в газетах и журналах.

Прошло года 3−4 — и вдруг на афишах она снова видит это имя и фигуру любимого артиста. Ну и конечно же, просится у родителей на концерт. Родители ей отвечают, что концерт она уже видела, и просьбу исполнять не собираются. Тогда юная барышня вытряхивает свою копилку, бежит в кассу филармонии и становится гордой обладательницей билета на волшебное представление.

А дело было поздней весной, в период посадки картофеля. И как назло, родителям выделили землю, и надо было копать надел под картофельные посадки. Девочка уже не маленькая, девушка даже — и конечно же, родители приобщают ее к копке земли. В день концерта, между прочим. Все мольбы о том, что билет пропадет, разбиваются о железное отцовское — «вскопаешь вот этот участок — и иди себе, куда хочешь». Участок, по маминым словам, был весьма немаленький. Сначала она очень расстроилась. Но характер у нее отчаянный, скоро включился внутренний трактор — и буквально за пару часов она по-стахановски все вскопала… Усталая, но совершенно счастливая, она успела вернуться домой, накрутить локоны, переодеться — и в филармонию.

На втором концерте уже акценты впечатлений сместились. Самый запомнившийся факт — это тончайшая талия артиста: представляете, всего 47 сантиметров! И он этим весьма гордился, рассказывал со сцены о том, что вынужден строго следить за питанием и не позволять себе никаких излишеств, несмотря на очень жесткие ежедневные тренировки. Талия ведущей концерта, дамы в черном платье, очень заметно проигрывала в сравнении с талией Эсамбаева, и потому она одновременно с ним на сцене старалась не появляться.

Танцевальные миниатюры были по-прежнему великолепны. Особенно маме запомнился танец «Золотой Бог». Танец, между прочим, очень непростой. Он был ключом концертов и визитной карточкой артиста и был создан на основе индийского храмового ритуального танца. Сюжет танца рассказывает о том, как бог Шива, проснувшись, наблюдает за событиями, происходящими на землях Индии от восхода до заката солнца. Танцовщик начинал танец сидящим на корточках на полу («полное плие» в балетной терминологии), к щиколоткам у него привязаны многочисленные колокольчики. Из этого положения ему нужно было неторопливо и очень плавно встать и подняться в полный рост за полторы минуты. Причем ни один колокольчик на ногах не должен был зазвучать. Затем шесть минут длился основной танец — и так же медленно, за полторы минуты и с молчащими колокольчиками на ногах ему нужно было сесть в первоначальное положение, символизируя закат. Индийские консультанты утверждали, что движения танца можно изучить минимум за восемь лет. Махмуд их освоил за двадцать дней!

Я с удовольствием слушала эти мамины рассказы. Благодаря им, я узнала этого замечательного артиста, посмотрела ролики с его танцами, прочитала материалы о нем.

У него, конечно, был невероятный природный талант и завидная работоспособность. Танец был с ним всю его жизнь. С семи лет он бойко отплясывал на чеченских свадьбах, в 15 стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, а в девятнадцать был принят в Пятигорскую оперетту. В сороковых годах прошлого века его семья попала под депортацию и была сослана в Киргизию. И здесь талант не пропал — его приняли солистом Киргизского театра оперы и балета, и фактически он стал у истоков киргизской хореографии. Здесь им были исполнены многие классические партии.

Но вскоре академические рамки стали ему тесны, и он обратился к народному танцу. Так постепенно и возникла его знаменитая программа «Танцы народов мира». С этой программой Махмуд Эсамбаев объездил весь мир, и весь мир был покорен его талантом.

«Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева — это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра — это, я бы сказал, маленький законченный балет», — говорил о Махмуде известный балетмейстер Юрий Григорович.

Статья опубликована в выпуске 15.07.2014
Обновлено 18.08.2022

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: