Галина Москаленко Мастер

Есть многое на свете, друг Горацио, или О чем думал Дон Жуан Эдварда Радзинского?

Писателей всех времен можно грубо, но смело разделить на две группы. В первую входят те, кто старается сделать свои тексты как можно более ясными, прозрачными для своих читателей. Представители второй группы любят загадывать загадки, предлагая читателю стать участником своеобразной интеллектуальной игры.

Важный нюанс: читателя об этом не предупреждают. Более того: едва научившись читать, а впоследствии став знатным книгочеем, иной человек чаще всего предполагает, что все писатели стараются быть понятными, что чтение — это просто, это там не математика какая-нибудь.

Ближе к делу. Речь в этой статье пойдет об одном эпизоде в пьесе Эдварда Радзинского «Продолжение Дон Жуана» (на самом деле у пьесы несколько названий, ну и бог с ними со всеми). Пьеса написана в 1970-е годы ушедшего столетия, ставилась у нас и по всему миру. В нескольких словах, речь в ней идет об очередном возвращении на свет божий Дон Жуана и всех остальных участников известной ситуации (Радзинский сторонник идеи, что всё в истории повторяется в строго заданной структуре и развивается по одному и тому же сценарию).

Я же познакомилась с этой пьесой, когда заканчивала филфак МГУ и писала диплом на тему «Театр Эдварда Радзинского». Защитилась на «отлично», хотя среди прочего отстаивала я собственное предположение, что фрагмент пьесы, который вы увидите ниже, представляет собой не что иное, как криптограмму. Предлагаю вам ее расшифровать.

(Для тех, кто не читал пьесу: Дон Жуан, восстав из мертвых, вновь встречает своего вечного слугу (Лепорелло), Командора (ныне — Иван Иванович) и Анну. С помощью телепатии он посылает в дом Анны 160 роз. Посылает и — «с выражением горя и добра на лице» впадает в «страшную задумчивость». Далее следует диалог Лепорелло с Командором о том, откуда взялись эти розы.)

Черным выделены ключевые слова, на которые следует обратить внимание для разгадки криптограммы. И еще одна подсказка: вам понадобится томик с пьесами Шекспира.

***
Л е п о р е л л о. Беспокоитесь? Еще бы! Такая раскрасавица!.. Но, Иван Иваныч, хочу обратить внимание — там их двадцать связок. Я подсчитал — по восемь штук в связке. Значит — сто шестьдесят роз… Так что и не беспокойтесь — ухажер больше трех розочек…
К о м, а н д о р (щедро). Ну, шести!
Л е п о р е л л о. И то… если грузин! Нет, это не ухажер. А может, это организация?!
К о м, а н д о р (только рукой махнул). Ну откуда они взялись? Не в милицию же звонить?!
Л е п о р е л л о. Ни за что! Зачем грубая сила, когда у нас есть разум. Значит, факт налицо: сто шестьдесят штук. Ишь, как пахнут! (Заговорщически.) Короче, Шекспир — у него и ответ есть.
К о м, а н д о р. Не понял.
Л е п о р е л л о. Еще бы! Такой плохонький был, бабы его не любили, ну ни в какую не любили! Хозяин у него одну, ну, в час отбил!..
К о м, а н д о р. У кого?
Л е п о р е л л о. У Шекспира. А гляди, кем он оказался… Но мы отвлеклись… Значит, у Вильяма Шекспира есть такая фраза. (Визгливо.) Пошла фраза: «Есть многое на свете, друг Горацио, чего не снилось нашим мудрецам». Мысль понятна?
***

Слышу, слышу голоса иных читателей: «Некогда нам тут загадки разгадывать! И томика Шекспира-то у нас нет, и времени для чтения тоже не предвидится. Подавай сюда, Галина, разгадку, да поскорее!»

Разгадка. Ключевые слова: «Шекспир», «Горацио» — следовательно, ответ будем искать в трагедии «Гамлет».

Вслед за Лепорелло подсчитываем, но не количество роз, а количество раз употребленного в «Гамлете» имени Горацио. Их окажется — в любом издании, на всех языках мира — ровно сто шестьдесят.

«Лепорелло. (…) там их двадцать связок. Я подсчитал — по восемь штук в связке». Делим все упоминания имени Горацио на двадцать частей, по восемь упоминаний в каждой части.

«Лепорелло. (…) ухажер больше трех розочек…
Командор (щедро). Ну, шести!»
 — читаем в «Гамлете» четвертую, пятую и шестую части из выделенных нами двадцати частей. На этом отрезке располагается монолог Гамлета:

О, если б ты, моя тугая плоть,
Могла растаять, сгинуть, испариться!
О если бы предвечный не занес
В грехи самоубийство! Боже! Боже!
Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь свет в своих стремленьях! — 

и так далее, до слов: «Разбейся сердце, молча затаимся»… Вот о чем страшно задумался Дон Жуан. И действительно, пьеса Эдварда Радзинского о том же: о любви, измене, убийстве и возмездии за всё.

Сегодня мы познакомились с такими явлениями, как гипертекст, интертекстуальность и криптограмма в литературе, сыгравшая в данной пьесе роль гиперссылки. Поздравим себя!

Обновлено 27.06.2007
Статья размещена на сайте 23.06.2007

Комментарии (32):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Зачиталась! Спасибо! Очень занимательно!

    Оценка статьи: 4

  • О чень интересно!
    Спасибо.

  • 5+

    Оценка статьи: 5

  • Талантливо написано, душевно. Интересно, как оценят содержание те, кому оно, мягко говоря "до фени"?

  • Да, в кортеньком тексте пружина интриги.
    Интеллектуальное приключение в ШЖ.

    Оценка статьи: 5

  • Ага, проголосовала Значит, не все еще путаю ... сосказкотерапией

    Оценка статьи: 5

  • как искусно... откуда такой интекрес к теме?

    • Всю жизнь любила что-нибудь разгадывать. Возможно, как-нибудь напишу о том, о чем же все-таки рассказывал Платон, когда говорил об Атлантиде, и о чем-таки сказки Евгения Шварца. Но сначала посмотрю, как примут Дон Жуана.

      • Да ну!.. Как это там?! Платон мне друг...
        Я, признаться, тоже раздумывала, но совсем в другом плане. И с чего это даме четное количество цветочков дарят? Вспомнила, что это у нас заведено, чтоб нечетное, потом еще кой-чего подумала... В общем, не угадала. Но все-равно благодарна, что была возможность поразмышлять, перечитать, насладиться. Спасибо, Галина. Ща пойду за пятерочкой, если раньше, конечно, не... не помню я, в общем. Я сейчас вообще мало чего помню... ну, Вы в курсе зато седни + 1,5 п.л. То есть - вчера уже

        Оценка статьи: 5

      • про Шварца первого!!!! ПОЖЖЖАЛУЙСТА...

        Я его обожаю!!!! А дневники его читали? Я просто потрясена была!

        • Леночка, чтобы понять философию Шварца (точнее, его концепцию бытия, простите за высокопарность), я прочитала всё, что написал он, всё, что написано о нем, и восстановила (на всё это ушло несколько лет) каждый день его жизни едва ли не по часам (о Радзинском я писала всего-навсего диплом, а о Шварце - диссертацию).

          • Cрочно пишите о Шварце! Просто буду просыпаться каждое утро и бежать проверять вашу страничку Я в дневники его просто влюблена была, читала и возвращалась к ним много раз....

            • Раньше чем через неделю не ждите: надо еще придумать, как в одной статье изложить всё, что хотелось бы сказать.

              "Я в дневники его просто влюблена была, читала и возвращалась к ним много раз..."

              И правильно делали! По моему глубокому убеждению, Евгений Шварц - единственный гений не только в отечественной, но и в мировой драматургии ХХ века . Кстати, его дневники очень помогли мне реконструировать образ его мысли.

              • а меня просто поразило, как он рос, сам себя подтягивал вверх. Просто какая духовная работа.... Как родители только заложить могли это в нем????
                как они секретную организацию организовали - просто чтобы музыкой заниматься. как за газетаами ездили и следили за тем что с Толстым случилось... Боже, какие дети были !!!

  • Неинтересно - не дали разгадать.А я уже трижды перечитала "Гамлета" и уже начала подсчитывать имя Горацио.Правда,до темы раздумий Дон Жуана не докопалась бы,это точно.
    Спасибо за головоломку и причину перечитать пьесу.Моя 5

    Оценка статьи: 5

    • Докопались бы, раз начали подсчитывать имя Горацио! Ведь в диалоге Гамлета описана ситуация, очень похожая в ключевых моментах на ситуацию, в которой оказываются Анна, Дон Жуан и Командор.

  • Галина, необычный такой формат статьи, но вместе с тем получилось очень интересно. Моя пятерка уже в ОКЕЙ!

    Оценка статьи: 5

    • Леночка, а версии - хоть какие-нибудь - есть?

      • Версии? Да вроде есть что-то... Прочла еще разок внимательно статью. Признаюсь, что само произведение читала очень давно. Но если исходить из тех данных, которые имеются в статье...
        Если одной фразой, получится следующее - Не все мудрецы мудры, Не все простаки так тупы.
        Не стоит мудрствовать там, где не следует, а также во многих простых вещах сокрыта подчас тааакая мудрость...
        Пока больше ничего на ум не пришло... Если будет - поделюсь. Интересен также Ваш вариант, Галя.

        Оценка статьи: 5

        • Это интерпретация диалога, а я утверждаю, что он представляет собой самую настоящую криптограмму, раскрывающую мысли Дон Жуана! (Наверное, надо мне об этом как-то почетче сказать в статье.) И спасибо Вам, Леночка, огромное!

          • Выделила в диалоге-криптограмме ключевые слова для разгадки .

            • И еще одна подсказка: вам понадобится томик с пьесами Шекспира.
              Я сразу поняла, что Шекспир должен помочь. Но томика с пьесами сейчас не имею, а времени на чтение томика - тем более... В этом прошу меня простить. Может, у кого посвежее знания в плане Шекспира, сумеет быстрее разгадать. А то я уж томиться начинаю... Заинтриговала, Галина.

              Оценка статьи: 5

              • Леночка, простите, что утомила. Я уже и сама не рада. Может, вообще эту статью удалить? Марианна советует поместить разгадку в этой же статье, а я что-то засомневалась - мне кажется, это как-то неинтересно получится. Наверное, совсем сниму.

                • Нет, нет, Галя, снимать не стоит! Ни в коем случае!
                  А вот Марианну я поддерживаю.
                  Все же читатель хочет получать ответ на вопрос в самой статье, а не додумывать сам.

                  Оценка статьи: 5

                  • Придется так и сделать.

                    • По совету коллег и редактора в статью добавлена расшифровка приведенной криптограммы.

                      • Галина, вот теперь совсем другое дело! Где мои пятерки?
                        Чудесное окончание (правда, не додумалась бы сама!).

                        Сегодня мы познакомились с такими явлениями, как гипертекст, интертекстуальность и криптограмма в литературе, сыгравшая в данной пьесе роль гиперссылки. Поздравим себя!
                        Вот чему я научилась из этой статьи, мой кругозор расширился! Так познавательно получилось! Действительно здорово! Как будто так и должно быть.

                        Оценка статьи: 5

  • МОЛОДЦЫ!!!

    Вот это я понимаю... Вот это загадка! Слов нет... Вы, Галя, просто поражаете меня... Да-да, снова +5 баллов! Обязательно к Вам ещё раз загляну...

    Оценка статьи: 5