• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Как это было? Как я в ПТУ преподавала

Не знаю, как теперь обстоит дело с трудоустройством выпускников вузов и существует ли сейчас где-нибудь такое понятие, как распределение. То есть: обязанность выпускника несколько лет проработать там, куда пошлют после выпуска. А в древние времена это был предмет нешуточных страстей. Даже в кино отражен — «Две судьбы», кажется, про нехорошую девушку, которая не хотела никуда ехать из Ленинграда, и еще один, забыла название, тоже про нехорошую девушку, которая тоже не хотела и даже для этого вышла замуж по расчету за молодого Кадочникова, но пришлось-таки ей поехать, и она даже там прижилась и полюбила труд. Хотя, по-моему, за молодого Кадочникова можно было и без расчета выйти, но режиссеру виднее.

Обычно к концу пятого курса начиналась лихорадка — кто замуж срочно выходил, кто добывал на себя требование с желаемого предприятия, а кто запасался справками о родителях, требующих неотлучного присмотра. Остальные ехали куда скажут и там бедовали, стараясь получить «открепление», что часто и удавалось. Если оказывалось, что присланный молодой специалист на том предприятии вовсе и не нужен и для них он — одна забота и хлопоты: куда его деть, к какому делу приставить, чтобы он ничего не напортил и под ногами не путался?

Вот и мне хоть и удалось избежать работы в школе, но все же совсем без преподавания я не осталась. Получила распределение не в район куда-нибудь, а прямо-таки в Одессе: преподавать математику в ПТУ. Хотя у нас преподавание было отнюдь не главной специальностью, педагогику мы проходили очень обзорно, для галочки, ведь главная наша специализация была — классическая математика. У меня, например, был диплом по теории чисел — весьма, весьма далекая от преподавания в школе умственная материя. А ПТУ оказалось «металлическим».

Вот сейчас правдолюбцы и поучатели скажут: ага, государство ее учило, учило, а она не хотела долг отдать и трудиться там, где она нужна! Дело в том, что мы, выпускники университета, в том ПТУ совершенно не были нужны. Никто нам не был рад: у них были свои учителя, опытные в обращении с тем специфическим контингентом, они сидели на насиженном месте и совершенно не жаждали делиться с нами урочными часами и ставками. Но им сказали: надо. И нам сказали: надо. Кому надо? Надо, и все. Положено, вот и идите куда положено. И мы пошли.

ПТУ — это даже не школа, это профессионально-техническое училище. Были разные — хуже, лучше. Зависело от специальности. Мне досталось из худших: там готовили токарей на завод, и школы спихивали туда всех, кого до 8 класса включительно не удалось научить читать и писать.

Думаете, я опять очерняю? Ничего подобного. Несколько парней у меня в классах в самом деле не умели писать. Читать, наверное, тоже не умели — они не пробовали. Я уж не говорю о такой высшей математике, как таблица умножения… Ну не знали они ее! А уж насчет отрицательных чисел и заикаться не стоило… А в программе обучения оных молодых порослей у меня на минуточку значилось: производная. Интеграл. Стереометрия. Не я же им такую программу выдумала — академик Колмогоров постарался. Он там у себя в академии наук никогда живого петеушника не видел, и думал, что все дети такие, как в физико-математической школе при МГУ.

Им бы, конечно, если их научить писать и считать, можно было кое-что преподать — живую, практическую математику, которая была бы понятна и могла бы им пригодиться: нормальную простую геометрию, нормальные задачи про три трубы и купца с метрами ткани. Но не было этого, а было восемнадцать теорем про взаимное расположение прямой и плоскости, двух плоскостей и прямой, двух прямых и одной плоскости — то есть совершенно мертвый, ненужный и поэтому непостижимый для них материал…

Да и багаж, вынесенный ими из школы, был ужасен. Мало того, что их там ничему не научили, но они были там париями, изгоями и мальчиками для битья. Их в школах постоянно клевали, шпыняли и ругали за то, что не смогли ни научить, ни заинтересовать, им внушили ненависть к учебе, им твердили что они тупы, их пугали этим самым ПТУ, и в конце концов туда и выбросили. Как брак. Какое у них могло быть отношение к учебе в ПТУ, сами подумайте? Не бином Ньютона догадаться.

Понятно, что отношение к учебе у будущих токарей и слесарей было однозначное: «зуда». Ну не нужно им оно! Им и занятия по профессии-то не сильно были нужны, а уж эти ваши математики, физики… литературы всякие… Все равно ж тройку поставите, — говорили они спокойно. А и верно, поставим — ведь образование-то у нас всеобщее, выгонять из ПТУ некуда, оттуда было только два пути — на завод или в тюрьму (колонию). В колонию вроде бы не за что, а на завод они и так попадут, учись-не учись. Они и не учились.

Они в самом деле не знали таблицу умножения, а деление в столбик было вообще непредставимо. И тут я — с производной и интегралом. Ну? Естественно, у меня ничего не получалось, да и не могло получиться. Постепенно я осмотрелась: а что делают другие, опытные учителя? Все как-то выходили из положения. У кого-то в кабинете стоял телевизор — будете сидеть тихо, включу футбол… Кто-то давал им выучить наизусть какие-то понятные фрагменты. Кто-то еще как-то занимал. Но в математике нет ничего, что надо было бы выучить наизусть, а телевизора в кабинете у меня не было. Фокусы показывать я тоже не умею.

Отклонение от программы было совершенно запрещено, и мои попытки изменить хоть что-то в этой страшной программе привели к тому, что пришлось переписать весь школьный журнал за год — в соответствии с программой. То есть фактически нас заставили приписать уроки, которых не было, а иначе был бы феерический скандал… Отклонилась от программы я невольно: с половины уроков-то этих ребяток забирали на разные хозработы. А в оставшейся половине я пыталась им что-то упрощенное втолковать. И в журнале писала все, как было. А надо было писать как надо: будто все уроки были, в том числе и те, которых не было. И что они прошли и выучили то, чего не проходили и не выучили — чего я по молодости не сразу осознала. Но мне убедительно объяснили.

Нет, что-то я, конечно, заставляла их записывать, что-то потихоньку решать, объясняла… задавала какие-то понятные им задачи. Как-то существовала. В основном они, конечно тихо (или не тихо) бездельничали, что не шло на пользу ни им, ни мне. Например, они разрисовывали парты, а меня за это гнобила завучиха. «Раз они рисуют, значит им нечего делать на уроке» — бранилась она. Конечно нечего — ведь им вчера сказали, что будет труд, а сегодня вдруг поставили математику. Тетрадей и учебников у них, естественно, с собой нет — я им что-то рассказываю, а они парты пачкают… Так продолжалось до тех пор, пока проверяющий из городского управления не заглянул в ее собственный кабинет, где и обнаружил на парте рельефно вырезанное ножичком высокохудожественное панно, в мелких деталях изображавшее половой акт между вороной и обезьяной. Был шумный скандал, но от меня она отцепилась.

Как-то я наткнулась на пачку проверенных контрольных по физике. Физик тоже попал туда по распределению, молодой, неглупый. Тема контрольной была — путь и перемещение. Я представила себе, сколько раз он объяснял им разницу, толковал — что такое путь и чем он отличается от перемещения. Во всех листках без исключения было слово в слово одинаково написано: путь — это когда кто-то куда-то идет, а перемещение это например с места на место передвинули стуло. Вот так вот это стуло и фигурировало решительно во всех контрольных…

Иногда к нам заглядывали родители и спрашивали, как дела. Желание пожаловаться на отдельных дебоширов и нарушителей у меня было — хулиганили они изрядно. Но сила этого желания была пропорциональна квадрату расстояния до родителя — от них настолько благоухало сивушными маслами, что когда они приближались, хотелось запустить в них соленым огурцом и убежать. А не вести педагогические беседы. Или не поймет ничего этот родитель, или поймет да еще убьет парнишку… некому было жаловаться.

Вот так мы с ними год и мучались, как-то существовали, как-то мирились. Им нужна была тройка в табеле, мне — отработать и уйти. Больше я педагогом не работала, и это счастье и для меня и для человечества.
_____________________________________________________________________
Примечание для особо горячих голов:
это не диссертация по состоянию профтехобразования в СССР, здесь говорится об одном отдельно взятом слесарном ПТУ конкретно в 1980 году.
Если у кого-то все было иначе и он точно знает, что было не так и как именно не так — пишите заметочки, пишите, мы почитаем.

Из множества маленьких фрагментиков и складывается большая мозаика истории.

Статья опубликована в выпуске 16.07.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • 5. ПТУ или вечерняя школа, о которой я писала, - какая разница? Не знаю, как сейчас, но проблема была: пройденные 8-9 классов в общеобразовательной школе не оставляли ни малейшего следа в головах учеников.

    Оценка статьи: 5

    • да, и это не были какие-то тупые - среди них были нормальные дети, только забитые и неразвитые, запущенные. Помню, к нам в школу, в первый класс пришел деревенский мальчик. Он не был глуп, да и какой ум в первом классе. Он был просто другой и знал другое, деревенское. Например, вместо яма написал - яр. Господи, как наша заслуженная педагогиня шпыняла, осмеивала, он запугался и очень быстро стал двоечником. И все - судьба решена, двоечник, образование не для него. Жалко его было.
      Советские педагоги и особенно педагогини - это ужас какой-то. Да и сейчас тоже - откуда им взяться-то.

      Оценка статьи: 5

  • Да,в школах пугали детей: Будешь плохо учиться - пойдешь в ПТУ.Звучало, как - попадешь в колонию,на дно,на помойку.Справедливости ради надо сказать, что из некоторых ПТУшников получались высококлассные слесари,токари и пр.,которых сейчас катастрофически не хватает,потому как не учат их нигде.
    Моя 5 с уважением

    Оценка статьи: 5

  • Два журнала я в детстве читала: Семья и школа и Профессионально-техническое образование (родители в этой "системе" работали0. как же последний журнал с жизнью наблюдавшегося мной ПТУ различался!

    Оценка статьи: 5

  • Про записи в журналах - это точно. До сих пор так: учим одно, в журнал записываем другое, потому что тот, кто пишет программы, по-моему, никогда в школе не работал.

    Оценка статьи: 5

  • Ничего не изменилось!!!

    Да, ничего не изменилось за прошедшие почти 40 лет. Мне пришлось поработать с такой публикой уже в 21 веке. Только не в ПТУ, а в классах, которые называли "реальными". Оттуда все мало-мальски успевающие дети поразбегались. Остались такие, о которых вы и пишете Смех сквозь слезы.
    Помнится, выполняют мои академики упражнение по русскому языку на материале текста о гениях Возрождения.И живо так реагируют на имена Микеланджело, Леонардо да Винчи и т.д.
    С надеждой (наивная тургеневская девушка) интересуюсь:"Знаете?!"
    В ответ- класс хором:"А то ли не знать!"
    Я:"?.."
    Класс (снисходительно, как умственно отсталой):"Так то ж Черепашки ниндзя!.."
    антракт, занавес...

    Оценка статьи: 5

  • да и у нас после 8 класса по быстрому в комсомол принимали, давали отличную характеристику - и вперед, в ПТУ! Только бы школе избавиться....

    Знаю что большинство из этих ребят просто не выжило - спились и погибли, к сожалению...

    Оценка статьи: 5

  • Еще пять Про ПТУ не слишком много знаю... но представляю

    Оценка статьи: 5

  • Вот, вспомнила про фотографии в семейном альбоме: там есть молодой Кадочников на любительских снимках, кажется, из Калининграда - такой... ну, не знаю, как сказать... в кожаном плаще, в шляпе, довольный.

    Оценка статьи: 5

  • Как всегда +5! Люблю Жабу в манжетах!

    Оценка статьи: 5

  • Очень здорово и жизненно написано. Документ эпохи, тк скзть! 5!
    У троих моих однокашников после школы был характерный случай. Замахнулись они на крутые универы, да не поступили. А тут армия грозит. Тогда они быстренько в ПТУ поступили и получили год отстрочки - а следующим летом все-таки оказались в ВУЗах. Так что в нашем Ровеньковском ПТУ учились два серебрянных медалиста и один крепкий хорошист. Много забавного рассказали эти "интеллектуалы" о преподавании наук в училище...

    Оценка статьи: 5

  • Не знаю, как теперь обстоит дело с трудоустройством выпускников вузов и существует ли сейчас где-нибудь такое понятие, как распределение.

    ещё как есть.. попытка откосить от распределения чем-то напоминает попытку откосить от армии.. причём неизвестно, что из этого проще..
    забавно, как народ ведётся: "вы должны отработать на благо государства, оно вас учило" и прочие бредни.. мы никому ничего не должны (в данном контексте), во-первых образование у нас БЕСПЛАТНОЕ; во-вторых - это государство должно нам подкинуть работу, чтобы помочь тем, кто не сможет сам себя устроить, чтобы поддержать их, мол не зря учились, дать гарантию того, что если есть высшее образование, то есть и работа; в-третьих, коли на то пошло, за наше образование уже уплачено нашими родителями зи налогов ещё на пару лет вперёд.. просто идёт попытка силой направить людей туда, куда никто не хочет идти по доброй воле..


    Мало того, что их там ничему не научили, но они были там париями, изгоями и мальчиками для битья. Их в школах постоянно клевали, шпыняли и ругали за то, что не смогли ни научить, ни заинтересовать, им внушили ненависть к учебе, им твердили что они тупы, их пугали этим самым ПТУ, и в конце концов туда и выбросили. Как брак.
    скорее как раз таки они были теми, кто делал из других изгоев и мальчиков для битья, они вымещали свой умственный недостаток применением физической силы, довелось в обычной школе с такими сталкиваться.. а по поводу выбрасывали как брак.. что ж.. кто не способен думать головой, пускай работает там, кто мозг особо не нужен, не сидеть же им вечно на шее - пускай будут хоть в чём-то полезны


    за статью 5-ка, верно подмечены суровые моменты.. прошло столько лет, а ничего и не изменилось..

    Оценка статьи: 5

  • Как все грустно, оказывается.
    Хорошо хоть, что меня не коснулось.
    Хотя про нашу "базарку" ходят байки (?) и похлеще.
    А я думал, это только в американских негритянских школах решетки, ножи и "косяк" на уроке.

  • ... еще раз про "самое лучшее "образование в СССР...
    кстати, я также "учился" в ПТУ, правда в дальней стороне. А до этого в обычной, дебильной школе, а после в почти таком же университете. Полагаю, что наше совковое "образование", как ни старалось, меня не исковеркало. Был я и двоечником, и хорошистом за один уч. год.
    Вспоминается Ч. Диккенс с его "николасом Никльби" и др. шедеврами, а еще "Стена" Пинк Флойд. И школа (разве что за искл. начальных классов, где у нас были и прекрасно оборудованные лаборатории, и спортзалы, и многое другое), и ПТУ, И университет, и армия - все старалось убить тягу к знаниям и личность (впрочем, тем самым давая стимул роста). И в жизни, по большей части, так: ни истории своей мы не знаем, ни литературы, ни много другого. Научились стучать по трем кнопкам и "мыслить" слямленными штампами - вот тебе и умники. Согласитесь, если взглянуть повнимательнее, дураки повсюду. Логика у них своя, дурацкая, да и ум - уметь соврать, схитрить, знать свою выгоду (его называют практичным).
    Вспоминается и. Бродский, умнейший человек, переводчик и поэт с его 6 классами. Может поэтому из него что и вышло, как Вы думаете?