Карин Андреас Мастер

Звартноц - что это за храм Бдящих Сил?

В 15 км от Еревана расположен один из самых загадочных храмов Армении — Звартноц, храм Бдящих Сил или Небесных Ангелов. Его еще называют Сурб Григор — считается, что здесь в течение некоторого времени хранились мощи Св. Григория Просветителя. Сейчас можно увидеть лишь частично отреставрированный первый ярус храма. Что в нем загадочного?

Владимир Прокофьев, www.hraam.ru

Необычны само название и конструкция — Звартноц отличается от других армянских церквей.

В 642 году католикос Нерсес над темницей Хор Вирап построил часовню, напоминающую Звартноц. Может, он хотел убедиться в том, что конструкция будет устойчивой? Строительство Звартноца только началось.

Согласно очевидцу строительства храма, армянскому историку Себеосу, католикос Нерсес III Строитель в 641 году основал Звартноц на месте встречи царя Трдата с освобождённым из ямы Хор Вирап Григорием Просветителем. Нерсес планировал перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат. Весь архитектурный ансамбль был завершен в 660 году.

На церемонии освящения храма в 652 году присутствовал византийский император Констант II. Он был восхищен храмом и пожелал построить такой же в Константинополе. Однако его замыслу не суждено было осуществиться — зодчий Звартноца умер на пути в Константинополь.

Храм был разрушен землетрясением в 930 году. Со временем на месте развалин образовался огромный холм, из которого выглядывали остатки четырех пилонов (входов). Монах Хачик Дадьян в 1901 году начал раскопки храма. В 1904 году к раскопкам приступил архитектор Торос Тораманян. Изучив руины, Тораманян составил план реконструкции Звартноца. Были раскопаны развалины храма, патриаршего дворца, жилых помещений католикоса и винодавильня.

Несколько лет спустя экспедиция Н. Я. Марра в городе Ани откопала статую царя Гагика, в руках которого была миниатюрная модель храма Звартноц. Изображение Звартноца обнаружено на барельефах церкви Сен Шапель в Париже.

По реконструкции Тораманяна храм представлял собой круглое трехъярусное сооружение с куполом. Общая высота храма — 49 метров, диаметр нижнего яруса — 35,75 м. Вся конструкция опиралась на четыре мощных колонны двадцатиметровой высоты. Храм стоял на многоступенчатой площадке. В церковь вели пять входов.

В плане храма равносторонний крест, вписанный в круг. Первый ярус Звартноца — тетраконх (4-лепестковый план) с 6 колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны, увенчаны капителями и связаны друг с другом арками. За каждым полукругом стоит по одному столбу с капителью, на которой высечен орел с распростертыми крыльями — все орлы разные. Эти колонны, связанные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо — на нее опирался второй ярус.

У алтарной апсиды (полукруглый выступ, перекрытый полукуполом) — высокое возвышение, впереди — крестильная купель. Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение — ризница, из которой по лестнице поднимались в коридор, шедший по верху первого яруса. Восточная сторона храма — полукруглая сплошная стена с мозаиками и фресками. Пространство между крестом и внутренней стеной заполняла двухэтажная галерея. Снаружи массивная стена из 64-х граней. Второй ярус церкви состоял из 32-х граней, сквозной с трех сторон, его стены опирались на шесть мощных колонн. Третий ярус — высокий многогранный купол.

Звартноц имел богатое убранство. Стены первого яруса снаружи оформлены пристенными аркадами на парных полуколонках, которые украшены искусной резьбой по камню: виноградная лоза и погрудные изображения строителей с инструментами. Над арками шел орнамент с гранатами и гроздьями винограда. Под одним из портретов читается надпись «Ованес». Возможно, это имя и портрет зодчего храма.

При строительстве Звартноца мастера использовали серый, черный, фиолетово-коричневый и рыжий туф. Для облегчения веса сводов использовался дутый обсидиан. Кровли были из красноватой черепицы.

В 2000 году руины храма и территория вокруг него включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Зодчий Трдат в 1001—1010 гг. в городе Ани построил копию Звартноца: храм св. Григория (Гагикашен). Влияние Звартноца чувствуется во многих храмах Армении: в Аруче, Егварде, Талине, в монастырях Хцконк и Мармашен. Современные архитекторы также строят церкви, по форме напоминающие Звартноц.

Что же необычного и загадочного в храме Звартноц?

Если разбираться в символике, то ничего загадочного в храме нет. Звартноц — один из немногих христианских святынь, которые в своей геометрии отображают древнейшую дохристианскую символику.

Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части: вертикальная линия олицетворяет Мужское Духовное Начало, а горизонтальная линия — Материю или Женское Начало. Прибавляя к этому символу аспект Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира — Свастику, символ Солнца. Свободно стоящие колонны, дополняя основание, отображают проявленный Космос в Движении. Орёл — символ Солнца, известный символ Египта и Шумера, перекочевал в Армению.

В Армении с первых веков христианства до XII-го столетия существовала большая община христиан-солнцепоклонников. В руинах храма Тораманян нашел петроглифы гностиков. Зодчие армянских храмов раннего Средневековья могли быть гностиками.

Круглые здания, подобные Звартноцу, в древности воздвигались для культового служения (мистерий) и Посвящения. Купель в центре храма символизировала материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Круглый зал называли эпоптейя, а прошедшего посвящение — эпопт, высший Посвящённый.

Звартноц изначально не был популярен в церковной среде — отцы церкви догадывались об истинном назначении храма. Звартноц мог частично пострадать в 930 году, но не обрушиться — храм разрушался постепенно, не без участия людей. Зодчий Трдат в 1001 году видел Звартноц целым. Ни один храм типа Звартноц не уцелел.

Пояснения:
Пилон — вход, массивные столбы, стоящие по сторонам входа.
Тетраконх — в средневековой Армении древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида — полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

При работе над статьей использованы материалы: Э. А. Мирзоян «Истоки Символизма в христианской Архитектуре Армении поздней Древности и раннего Средневековья».

Обновлено 10.08.2014
Статья размещена на сайте 29.07.2014

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дорогая Карин!
    Благодарю за статью!!!
    С теплом,

    Оценка статьи: 5

  • насчет византийского императора:
    "Во многих монографиях по Восточнохристианской архитектуре датой завершения храма Звартноц считается 660 г. Однако, учитывая, что император Константин III был на освящении храма в 652 г., 660 г. следует считать крайней датой окончания всего архитектурного ансамбля." (Мирзоян)

    • Карин Андреас, во-первых, отложите Мирзояна, наконец, и полистайте другие книжки. Время правления Константина III - иное, 612—641 гг. В Армению в 652 г. приезжал император Констант II.
      Во-вторых, по поводу: "Жаль, что в комментариях важнее откуда буквы, а не сама тема" - жаль, что вы не понимаете - речь идет о плагиате. И о несоблюдении вами одного из основных требований к статьям:
      "При написании материала можно пользоваться информацией из сторонних источников, но полученный в результате текст должен быть плодом ваших трудов, не содержащим чужих фраз. Если же текст был взят вами откуда-либо и после частичной обработки (на что вы не имеете права) или вообще без оной выложен на наш сайт – такие материалы с любым статусом могут быть удалены редакторами. Если в статью необходимо включить чужой текст, следует правильно оформлять цитаты, обязательно указывая их авторов".

      • Люба Мельник, вы абсолютно правы.
        Я попросила редактора добавить в конце статьи источник.

        • "При работе над статьей использованы материалы: Э. А. Мирзоян «Истоки Символизма в христианской Архитектуре Армении поздней Древности и раннего Средневековья»".)) "использовать" можно по-разному. Можно прочесть, взять факты за основу - и написать собственное оригинальное сочинение. А можно сляпать школьный рефератик - нащипав цитаток и составив из него компилятивный на все сто процентов продукт. Для рефератика это, может, и сгодится, для публикации в интернет-журнале - лишь при абсолютной нетребовательности такого средства массовой информации.
          Есть разница - цитировать, то есть брать ЧУЖОЙ текст и вставлять В КАВЫЧКАХ в свой текст, отмечая, кого цитируешь - и давать ЧУЖОЙ текст в своем - как СВОЙ. То, что мы сейчас видим в статье, - законодатель называет ПЛАГИАТОМ. Печально, что редакция журнала с плагиатом мирится. Я уж не говорю о фактических ошибках, которые следовало бы исправить.
          Странно в цитате прописные расставлены. Калька с английского?

  • Крест в круге, Мужское Духовное Начало, Материю или Женское Начало, Колесо Мира – Свастику – символ – здесь и Мирзоян не оригинален – это текст из книг Блаватской Е.П.
    Жаль, что в комментариях важнее откуда буквы, а не сама тема.
    Не каждый может посетить все интересные места. Пусть читатель ШЖ хотя бы прочитает о храме. Может кто-то будет ехать мимо и слышал о Звартноце и даже видел колонны – с трассы Ереван-Эчмиадзин они хорошо видны. Орел укажет дорогу к храму. А там много интересного – лучше увидеть самому. А какие потом найдутся слова...

  • Хорошая это штука - антиплагиат. Пользуюсь двумя программами. advego.ru и etxt.ru. Если пользуюсь чьим-то материалом, напишу абзац - проверяю. Есть совпадения - исправляю.

    Пишу "отсебятину" - не заглядываю в антиплагиат.

    • Вячеслав Старостин, иногда они пропускают явные случаи недобросовестного заимствования. Гораздо удобнее и надежнее оказывается анализ стиля. Например, в этой статье в глаза бросаются рубленые фразы - явный признак "работы ножницами". Не говоря о фактах, искажение которых никакая программа не выловит. Автор бы должен проверить перед публикацией хотя бы царей-императоров, по таблицам хронологическим. Первое дело должно быть для авторов, работающих по историческим темам. Однако - не проверяют.

  • Ссылка, по которой взята одна из иллюстраций, не работает Вот эта ссылка: http://img-fotki.yandex.ru
    Меж тем иллюстрация находится по адресу:
    http://fotki.yandex.ru/users/o-r-love/view/509212?p=0
    Правильно было бы либо дать эту ссылку, либо адрес яндекс-фоток http://fotki.yandex.ru, либо - самое правильное - адрес страницы автора http://fotki.yandex.ru/users/o-r-love

  • Люба Мельник, а что касается публикации в соцсети, то указанная вами в одноклассниках Елена Гизатулина пользовалась теми же источниками, что и я. Ни она, ни я не участвовали в расскопках храма.

    • Карин Андреас, по приведенной мною ссылке кроме текста есть еще и указание, откуда текст взят. Та самая "Армянская архитектура раннего христианства". Текст совпадает местами с вашим - дословно, чего в авторских материалах быть не должно. Это называется - плагиат.
      Монолит - это либо глыба цельного камня, либо изделие из такой глыбы. То, о чем вы говорите - не монолит.
      Приведенное вами фото вовсе не дает ответ на вопрос по поводу куска фразы: "У алтарной апсиды (полукруглый выступ, перекрытый полукуполом) – высокое возвышение, впереди – крестильная купель". По поводу снимка вы написали, что это - купель. Купель это или алтарь?

      • Люба Мельник, ответ на ваш последний вопрос - это купель.
        я в комментарии дала правильное название книги и автора.
        Вот мой комментарий:
        *Кому интересно: подробно о символике Звартноца можно прочитать в книге Э. А. Мирзояна «Истоки Символизма в христианской Архитектуре Армении поздней Древности и раннего Средневековья».
        а Елена Гизатулина, на которую вы сослались, просто скопировала текст Мирзояна. А при чем здесь я? Вы хотите, чтобы я так писала статьи? копировала как Гизатулина, давая источник копии?

        • Карин Андреас, это не я хочу, это в цивилизованном обществе правила такие: цитируя - оформлять цитату правильно, в кавычках, и указывать, откуда взято. Сейчас текст выглядит как целиком изготовленный вами, будто вы - автор его от первой до последней буквы. Меж тем это не так. Вот примеры дословного цитирования:
          публикация в Однокласниках: «Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части1; вертикальная линия олицетворяет Мужское – Духовное Начало, а горизонтальная линия в круге олицетворяет Материю или Женское Начало. При прибавлении к данному символу непреложного аспекта Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира, т.е. Свастику. Не правы те, кто утверждает, что колесо не было известно в глубокой древности, в противном случае древние не знали бы о существовании данного символа Космоса задолго до появления великих пирамид Египта даже по современной историографии»
          «...приэкседровые свободно стоящие пилоны в храмах типа Звартноц играли не только конструктивную роль, но глубокую философскую, дополняя органически основание, которое отображало весь проявленный Космос в Движении.»
          «...Орёл, наряду с Овном и со Львом, – символ Солнца. Этот символ известен со времён Египта и Аккада. Именно оттуда он перекочевал в Иран и стал символом Ахура-Мазды, олицетворением Солнца, как в Египте символ Гора...»
          статья: «Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части: вертикальная линия олицетворяет Мужское Духовное Начало, а горизонтальная линия – Материю или Женское Начало. Прибавляя к этому символу аспект Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира – Свастику, символ Солнца. Свободно стоящие колонны, дополняя основание, отображают проявленный Космос в Движении. Орёл – символ Солнца, известный символ Египта и Шумера, перекочевал в Армению.»
          ОК: «Звартноц имеет богатое декоративное оформление. Снаружи стены первого яруса были оформлены пристенными аркадами на парных полуколонках, украшенных выполненной с большим мастерством резьбой на камне (виноградные лозы, погрудные изображения строителей с инструментами). Над арками шел орнаментированный пояс с гранатами и гроздьями винограда. Богато декорированы также наличники окон (листья, ланцетки), карнизы (корзиночная плетенка), входные проемы (порталы). Особо выделялось декоративное убранство интерьера: монументальные капители колонн в виде корзинки с волютами, орла с распростертыми крыльями; при раскопках были обнаружены фрагменты мозаики и фресок»
          статья: «Звартноц имел богатое убранство. Стены первого яруса снаружи оформлены пристенными аркадами на парных полуколонках, которые украшены искусной резьбой по камню: виноградная лоза и погрудные изображения строителей с инструментами. Над арками шел орнамент с гранатами и гроздьями винограда. Под одним из портретов читается надпись «Ованес». Возможно, это имя и портрет зодчего храма.»
          Википедия: «У алтарной апсиды — высокое возвышение, с одной стороны — амвон, впереди — крестильная купель. Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение, видимо, ризница, из которой поднимались по лестнице в коридор, шедший по верху первого яруса».
          Статья: «У алтарной апсиды (полукруглый выступ, перекрытый полукуполом) – высокое возвышение, впереди – крестильная купель. Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение – ризница, из которой по лестнице поднимались в коридор, шедший по верху первого яруса...»
          В общем, это сравнение показывает методику работы. Вы берете тот же текст, что и дама из Одноклассников, и где полностью, где слегка сократив, где очень сократив - так, что текст теряет смысл (см историю с орлом, который в источнике был символом Солнца, известным со времен Египта и Аккада, а у вас стал - не только символ Солнца, но и "известный символ Египта и Шумера". Смешно ведь!) - выдаете его за ваше собственноручное творчество. Грех так работать.

  • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 5 августа 2014 в 09:56 отредактирован 5 августа 2014 в 09:58

    Люба Мельник, продолжу объяснение с помощью фотографии.
    « колонны, связаные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо – на нее опирался второй ярус.»
    На фотографии видны колонны, которые связанны между собой (всего 6) – передний план, к сожаленью не все фрагменты сохранились. Когда все были на своих местах, они все были связаны между собой и получалось кольцо, на которое опирался второй ярус храма.

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 августа 2014 в 07:59 отредактирован 5 августа 2014 в 08:02

    Даже если человек берется рерайтить, ему надо немножко понимать то, о чем берется писать.
    Как бы словарь в конце текста бессмыслен, он не нужен, поскольку понятия раскрываются в тексте, и раскрываются и в тексте, и в "пояснениях" неточно и даже неверно.
    Пилон - это НЕ вход. В основе термина лежит греческое слово, обозначающее "вход", но в архитектуре пилон - не вход. В лучшем случае - ворота. Точнее же - массивные столбы, либо оформляющие собой вход, поддерживая перекрывающие вход арку или камень, либо опора конструкции.
    "У алтарной апсиды (полукруглый выступ, перекрытый полукуполом) – высокое возвышение, впереди – крестильная купель" - вот что это такое написано? Автор представляет себе то, что описал? С какой стороны "у алтарной апсиды" высокое возвышение? "Впереди" чего - купель? Можно, конечно, исходя из общего представления о структуре христианских храмов, предполагать существование амвона)) "Высокое возвышение" - это и есть амвон? Как это следует хотя бы из определения термина.
    "Тетраконх – в средневековой Армении древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом" - почему именно в Армении? Слово в основе имеет два греческих слова: четыре и раковина. Уже это свидетельствует о распространенности храмов такой конструкции. Такие храмы в раннехристианском зодчестве появились веке в шестом, были популярны в 9 веке в Грузии и Армении.
    "Стены первого яруса снаружи оформлены пристенными аркадами на парных полуколонках, которые украшены искусной резьбой по камню" по-русски и по-архитектурному это называется аркатурно-колончатым поясом - вот эти самые "пристенные аркады...."
    "Эти колонны, связанные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо – на нее опирался второй ярус." на кого "нее" опирался второй ярус"? Колонны не могут создавать монолитное кольцо - между ними есть промежутки, а это значит: уже не монолит.
    Советую автору уточнить в отношении византийского императора. Даже если его присутствие при освящении храма - легенда, умники 19 века постарались устранить даже в легендах явные хронологические ляпы.
    Самое главное: текст не оригинален. Как понимаю, он восходит, дословно и незаконно, без кавычек, цитируя, либо к изданию "Армянская архитектура раннего христианства", либо к интернет-переложениям этого издания. Как, например, вот эта публикация в соцсети

    • Люба Мельник, приятно, что так внимательны к статье.
      "У алтарной апсиды (полукруглый выступ, перекрытый полукуполом) – высокое возвышение, впереди – крестильная купель" - вот что это такое написано?
      покажу на фото, которое было во втором комментарии

  • Очень познавательная статья для меня лично!Было очень интересно узнать о храме и о событиях, связанных с ним. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Гуд! Вери гуд!

    Оценка статьи: 5

  • Да, и еще: загадочная страна Аратта это та же страна, из которой по рекам везли вино в Шумер.
    Может когда-нибудь расшифруют больше. Даже нынешняя территория Армении хранит массу загадок. То одни раскопки возобновляют, то другие - на все сразу нет денег, хотя много финансируют из-за границы. Археологи осторожны в выводах. В прошлом году смогли раскопать могилы Камир-Блур - времен Урарту. Образцы послали на генную экспертизу, кажется в Данию, пришел результат - нынешние жители Араратской долины потомки урартийцев.

  • В советское время нас учили, что царство Урарту исторически предшествовало Армении. Судя по клинописи, Урарту были в родстве с шумерами (или аккадцами). А этнически они были родственники армянам? Или так далеко в глубь веков наука не заглядывает?

    • Марк Блау, Хайаса – Наири- Урарту- Армения - та же страна
      «Хайаса» появляется в хеттских клинописях с начала II тысячелетия до н.э.
      Термин «Урарту» ассирийский, в «урартской» клинописи он не встречается.
      «Наири» означало у ассирийцев «страна рек», на Армянском нагорье берут начало реки Тигр, Ефрат, Аракс, Кура.
      Впоследствии, термин «Наири» у ассирийцев заменяется на «Урарту», который появляется из местного географического названия Арарат или Айрарат. Название «Арарат» связано с именем Бога Ара армянского языческого пантеона и означает в форме Арарад «обиталище Ара».
      Термин «Армения» (Армина) является мидийско –персидским (парфянским), откуда он попал в Грецию и далее в Европу.
      Родственны ли шумеры и армяне? Вы удивитесь, во всяком случае я была удивлена, прослушав видео нашего лингвиста о шумерских письменах – их расшифровывают не армяне, но в них обнаружено 100 слов, которые имеют то же значение в армянском. Причем есть много таких слов, у которых несколько значений.

  • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 4 августа 2014 в 14:01 отредактирован 4 августа 2014 в 14:03

    Во время раскопок 1904г. обнаружены основание урартского храма, жертвенник, большой базальтовый обелиск с клинописью размером 0.63х2.7м, о строительстве водопровода во время правления царя Руса II (680-640 гг. до н.э.). Этот водопровод, проведенный от реки Раздан, сохранился до наших дней.
    текст на обелиске гласит:
    Богу Халди этот памятник Руса, сын Аргишти, написал.
    Величием Халди, Руса, сын Аргишти, говорит:
    поле Куарлини было девственной землей, и ничего на ней не было.
    Как только Халди приказал, Я посадил этот виноградник,
    Создал здесь поля пшеничные и сады, построил новый город.
    Провел канал из реки Илдаруни и назвал менем “Умеше”.
    Это поле Руса, когда оросится каналом,
    пусть oдного козленка принесут в жертву Богу Халде,
    овцу для бога Халде, овцу для бога Тейшеба, овцу для бога Шивине,
    одну “жертву” богу Анику.
    Руса, сын Аргишти, который царь могущий, царь великого царства Мира,
    Царь Вана, Царь царей и царь города Тоспы (Тошпы) сын Аргишти Руса говорит:
    Тот, кто испортит эту надпись, кто разрушит,
    Зароет в землю, бросит в воду,
    Передвинет с места, отвернет от Солнца или скажет “Уничтожь”,
    Скажет другому:
    “Я исполнил” и кто сотрет мое имя и напишет свое,
    будь он из Вана или Лулура (враг),
    Пусть боги Халде, Тейшеба, Шивине
    Не пощадят и не оставят ни имени его, ни рода на земле.

  • аэропорт Звартноц ожидает участь храма - возможно его снесут. Нынешний владелец порта построил новое здание, потому что старое слишком большое и требует больших затрат на ремонт и поддержание здания. Пока идут споры, но денег на ремонт нет.

  • Пятерка , увидев название статьи про храм,тоже вспомнила аэропорт в Ереване

    Оценка статьи: 5

  • Ереванский аэропорт называется Зварнотц потому, что находится рядом с этим местом?

    • Марк Блау, аэропорт по своему оригинален, думаю именно поэтому его назвали Звартноц. Мне кажется храм Звартноц сейчас вызывает больший интерес в Армении, чем тогда.

  • Спасибо, замечательный экскурс. Еще и дополненный фотографиями.

    Оценка статьи: 5

  • В центре храма углубление похожее на ключ – это место где были мощи Григория Просветителя. "Колодец" со ступеньками был сделан для спуска "ближе" к мощам святого, чтобы, к ним могли приближаться все молящиеся и жаждущие исцеления.

  • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 2 августа 2014 в 15:16 отредактирован 2 августа 2014 в 15:19

    Кому интересно: подробно о символике Звартноца можно прочитать в книге Э. А. Мирзояна «Истоки Символизма в христианской Архитектуре Армении поздней Древности и раннего Средневековья».
    Солнечные часы храма Звартноц, в верхней части на армянском надпись: «молитесь каждый час».

  • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 1 августа 2014 в 20:38 отредактирован 3 августа 2014 в 15:00

    купель в центре храма

  • нашла очень хорошую фотографию - надеюсь ее оставят - Панорама Звартноца