Сергей Пузырев Грандмастер

Откуда появились рыцари в России?

Само мистическое наполнение понятия «рыцарь» — европейское, которое пришло именно оттуда, где первые сведения о рыцарях мы встречаем во времена крестовых походов. Рыцарь — это человек знатного происхождения, состоящий на службе короля, получивший специальное воспитание и принявший посвящение в рыцари от короля, звание «барон» и земельные владения.

Wolfgang Zwanzger, Shutterstock.com

Бароны (герцоги и графы), имеющие «малую корону», осуществляли властные функции в своих феодальных владениях и обеспечивали безопасность государства в качестве высшего звена командиров королевского войска. Впоследствии эти бароны обзаводились собственными рыцарями и собственными войсками, в результате чего звание рыцаря (барона) понизилось на одну ступень. Новые бароны стали набирать себе рыцарей из числа мелкопоместных дворян.

Понижению ценза знатного происхождения в рыцарской среде послужило также создание рыцарских орденов, где посвящение в рыцари мог делать гроссмейстер или магистр ордена. Как правило, магистрами были королевские бастарды, имеющие дворянский титул герцога, поэтому титул магистра рыцарского ордена приравнивался в иерархической системе управления на уровне принца королевской крови. А после того как рыцари стали клонировать сами себя, рыцарство потеряло всякий смысл.

Первые упоминания о рыцарях мы видим у Гальфрида Монмутского, автора «Истории бриттов» и поэмы «Жизнь Мерлина», который пересказал более раннюю «Историю бриттов» Ненния (VIII-IX вв.). «Историю королей Британии» Гальфрид начинает от разрушения Трои и странствий царя Энея, стремясь показать, что короли Британии связаны родственными узами с героями античности. Сочинение Гальфрида Монмутского стоит у истоков формирования легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Они заняты поисками «святого Грааля», что указывает на послехристианское происхождение легенды. В течение многих столетий рыцарство оставалось высоким жизненным идеалом средневекового общества и служило моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарь не мог сражаться с более слабым противником, немощным или стариком, а убийство безоружного покрывало рыцаря несмываемым позором.

Это мы можем увидеть и в некоторых особенностях жития рыцарской эпохи, описанной в «Артуровских балладах», сводимых из произведений рыцаря миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха (ок. 1170 — 1220 гг.), основой служит поэма, насчитывающая 25 тысяч стихов «Parcival».

В русской мифологии богатыри ищут меч «кладенец» и спасают зачарованных красавиц, нет информации о том, что богатыри, как и рыцари, участвуют в ордалиях, но и они борются со злом и насилием. Здесь также есть свои чародеи и колдуньи, например, в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» есть такие персонажи, как Финн и Наина, напоминающие Мерлина и Моргану. Богатыри упоминаются в песнях и сказаниях, они стояли на страже Руси, на заставе охраняя государственные рубежи.

Однако богатырская тема не так проста, как кажется, и ученые, которые впервые стали записывать русские былины только в XIX веке, здесь до сих пор не пришли к единому мнению. Одними высказывалось мнение, что слово «богатырь» заимствовано из тюркских языков, где является в таких формах — «багадур», «батыр», относя их происхождение к санскриту, ссылаясь на то обстоятельство, что слова «богатырь» нет в других славянских языках, за исключением польского (bohater).

Другие выводили «богатырь» из «Бог» через слово «богатый», но здесь нет суффикса «-ырь». А этот суффикс можно взять из такого старинного слова, как «стырить», которое означает спор, вражду и отлично вписывается в смысловое значение богатыря — ратника. Есть и еще одно подходящее по смыслу и вышедшее из обихода древнее русское слово — «тырить» (прятать), когда многие считали, что в богатырях сокрыто божественное проявление, наделенное необычайными силами. Например, богатыри Вечерка, Зорька и Полуночка, персонификация солнечного цикла.

«Наука о богатырях» делит их на две группы: «старшие» и «младшие», где «старшие», например, Святогор, Микула Селянинович, Вольга, относятся к дохристианскому периоду и являются существами сверхъестественными или оборотнями. Такими мы видим богатырей Горыню, Дубыню, Усыню (огонь, земля и вода), Валигору или Вырвидуба, представителей Перуна бога громовника. В былинах совершаются сказочные чудеса.

Женская часть богатырской мифологии представлена богатыршей Белой лебедью, женой Святогора. В восточной мифологии это Лыбедь — сестра трех братьев, основателей племени полян — Кия, Щека и Хорива. В байкальских мифах это жена Хоридэя, прародителя байкальских бурят. В монгольских сказках Белая лебедь — это Рогмо Гоа, жена хана Гэсэра.

А «младшие богатыри» имеют уже человеческий образ, это Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич — богатыри киевского предела времен князя Владимира. Помимо старых и новых богатырей, существует отдельная группа заезжих удальцов: Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович.

Богатырей делят еще на сватов и не сватов, где сваты являются самыми полными образами диких, неукротимых сил природы и носят отпечаток глубокой древности. К ним причисляют Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича, Садко, Самсона, Сухана Одихмантиевича, Полкана (полуконь), Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера, или Малафея, Дона Ивановича и Дуная Ивановича.

На этих богатырей смотрят как на олицетворение различных явлений природы, враждебных людям, например, Святогор олицетворяется с исполинскими тучами. Его имя считается чисто русским, происшедшим из «святой» и «гора». Кто-то пытался совместить Святогора с именем Святого Георгия (святой + Егор) или библейского Самсона.

Обновлено 13.08.2014
Статья размещена на сайте 3.08.2014

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Рыцари в России появились с Запада. И пришли с чисто захватническими целями. Собственных рыцарей в России не было никогда. А назвать богатыря рыцарем это нужно очень богатая фантазия, подкрепленная запретными веществами. То есть статья составлена из двух несвязаных кусков. Начали про европейское рыцарство, кончили за Илью Муромца. Может быть он и есть король Артур? А монах-летописец Нестор — Мэрлин?

    • Олег Банцекин, Человеку с фантазией и жить веселей. А в России первые бароны потомки тевтонского рыцарства появились при Петре I. При Екатерине II в России закрепились иезуиты. При Павле I была подписана конвенция о создании Великого Приорства Российского мальтийского рыцарского ордена и учреждены дополнительно десять родовых Командорств для известных княжеских фамилий. Были и русские рыцари ордена подвязки. Не говоря уже о множестве разных тамплиерах, розенкрейцерах и прочих...

  • Рыцари в России появились оттуда же, откуда появился рок-н-ролл. Своего рода растиражированный эрзац. Все делают вид, все довольны-)

  • Вообще-то, как человек по имени «Микула» (то есть, Николай, украинцы по сей день Николаев Мыколами обзывают) быть персонажем дохристианским? Имя Николай — греческое, пришло к славянам вместе с христианством.

    Оценка статьи: 3

    • Гельмут Курцбах, Во первых Микула и Микола это разные имена. А если Вы хорошо знаете христианство, то должны помнить, что дохристианского Микулу могли окрестить именем Николай...

  • Мне понравилось.

    Оценка статьи: 5

  • "стырить" - это не древнерусское слово, а слово из воровской фени 18-го-19-го веков. Как многие слова из этого проф.жаргона имеет ивритские корни. "Мастир" - "прячу". Отсюда "стырить" (припрятать) и "мастырка" - тайком сделанная язва.

    И, кстати, Садко - не богатырь, а совсем даже купец. Хотя и персонаж былины.

    • Марк Блау,
      С былинным Садко разобрались еще сто лет назад. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статья «Садко»:
      «...Академик А.Н. Веселовский* указывает на сходство былины о Садко с эпизодом старофранцузского романа о “Tristan le Leonois”: герой его, который носит имя Садок, убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и, вместе с нею бежал на корабле; поднимается буря, которая по мнению старейшины корабля, ниспослана за грехи кого-нибудь из пассажиров; по жребию, виновником бури оказывается Садок; он бросается в море после чего буря затихает. Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имён Садко и Садок, даёт основание предположить, что роман и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику – повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя Садко, Садок – еврейского происхождения (евр. Цадок – справедливый), что указывает на вероятное влияние еврейской народной литературы...»
      В «Словаре русских личных имён» Москва, Советская Энциклопедия, 1965 г., написано, что имя «Садко» - уменьшительное от древнееврейского имени «Садок» - «справедливый, праведный».

  • Не понял .... какая связь между рыцарем и богатырём?

    Аналог западноевропейскому рыцарю... русский дружинник...

    Богатырь... это лицо былинное... может и из простого народу быть...
    типо Ильи Муромца... И поповского сословия - типо Алёши Поповича.

    У Западников народ ваще не участвовал в боевых действиях ... там чёткое разделение на комбатанов... и НОНкомбатанов.

    В Руси же народ всегда участник всех битв... отсюда и богатуры.. батыры.. богатыри... сиреч - народные герои..
    Начиная Ильёй и кончаи Василием Ивановичем Чапаевым.

    Ну и не только былинные были герои..
    Вспомните того же Пересвета... реальный кстати исторический персонаж.

    В общем статья смесь бульдога с носорогом..
    сиречь Ежа и Ужа..
    Так что не взыщите.

    Оценка статьи: 3

  • "Бароны (герцоги и графы), имеющие «малую корону», осуществляли властные функции в своих феодальных владениях и обеспечивали безопасность государства в качестве высшего звена командиров королевского войска. Впоследствии эти бароны обзаводились собственными рыцарями и собственными войсками, в результате чего звание рыцаря (барона) понизилось на одну ступень."


    Сами то поняли что написали?
    Какая связь между появлением собственного войска и понижением статуса на одну ступень?

    Вообще то наоборот..
    Согласно ВИКИ
    "В Германии этот титул вначале присваивался членам таких рыцарских родов, которые, не имея никаких владетельных прав, пользовались ленами непосредственно от императора. С XV века этот титул стал даваться также и дворянским родам, находившимся в вассальной зависимости от второстепенных владетельных домов. В силу этого титул барона (фрайхерра) занял по рангу место ниже графского. Аналогичное положение было в Австрии, Англии и Франции, где баронский титул стоял ниже виконта, графа, маркиза и герцога, а также всех сыновей маркизов и герцогов и старших сыновей графов."

    Оценка статьи: 3