Елена  Дорофеева Профессионал

Туве Янссон: не только муми-тролли? В тени Муми-дола

Туве Янссон, при всей многогранности своего таланта, всегда мечтала реализовать себя в первую очередь как живописец, остальные занятия были для нее второстепенными. Однако слава, которая буквально «обрушилась» на нее после успеха первых книг о муми-троллях, сделала эту мечту едва осуществимой, ведь придумывание новых сюжетов и работа над иллюстрациями занимали почти все ее свободное время.

По словам писателя и искусствоведа Туулы Карьялайнен — автора вышедшей в этом году книги «Туве Янссон. Работай и люби», — «сама она горько жалела о том, что, как художнику, ей пришлось навсегда остаться в тени Муми-дола».

Туве придумала Муми-дол еще во время Второй мировой войны. Это была прекрасная воображаемая страна, куда можно было перенестись и на время забыть о реальности, погрузившись в мир добра и любви, уюта и радости домашнего очага. Однако первый муми-тролль был нарисован гораздо раньше, в 1930 году, Туве было тогда шестнадцать лет. Как рассказывает племянница автора — София — эта картинка впервые появилась на стене туалета на острове, где семья проводила лето.

«Там шла очень бурная переписка, например, с братьями они о философских проблемах размышляли. И вот в один из дней как-то брат оставил там историю, какую-то надпись о Канте. Туве Янссон не могла придумать что-то в ответ ему и нарисовала какое-то существо. Тогда она сказала, что это было самое некрасивое существо, какое только она могла придумать. Это и был первый Муми-тролль».

В образах муми-героев воплотились черты близких людей Туве: муми-папа и муми-мама — это, конечно, родители. Мама — заботливая, всегда готовая к приходу гостей, у которой в кладовке припасено что-то вкусное, которая мечется между творчеством и работой по дому. Папа — время от времени впадающий в депрессию от спокойной и уравновешенной жизни в долине, который усаживает свою семью в лодку и переезжает на скалистый островок с маяком далеко в море. Друг и возлюбленный Туве — журналист Атос Виртанен — стал прототипом одного из самых известных и симпатичных персонажей Муми-дола — Снусмумрика. Зеленая шляпа Снусмумрика была аналогична той, что носил Виртанен. Они с Туве даже были помолвлены, но свадьба не состоялась. Туве Янссон так и не создала семью, у нее не было детей. Последние сорок пять лет своей жизни она прожила с подругой — художницей и скульптором Тууликки Пиетиля, ставшей прототипом созерцательной и философствующей Туу-Тикки из повести «Волшебная зима».

Популярность книг про муми-троллей объясняется, несомненно, их психологической точностью и тем дарованием, с которым писательница балансирует между миром детей и миром взрослых.

«Возможно, я пишу больше для себя, возможно для того, чтобы вернуть назад что-нибудь из того свободного, полного приключений и безопасного лета детства. Но, может быть, иногда я пишу и для такого ребенка, который чувствует себя обойденным вниманием и боязливым», — говорила в одном из интервью Туве Янссон.

Муми-тролли полюбились читателям не только Финляндии, но и других стран, их стали издавать миллионными тиражами. Необходимо было придумывать новые истории. А потом английское агентство Associated Press предложило ей рисовать комиксы про муми-троллей и заключило с автором семилетний контракт. Первый комикс появился на страницах лондонской газеты The Evening News в 20 сентября 1954 года. Сначала Туве Янссон лично рисовала каждую полоску комикса, и она вкладывала в это душу, но потом она начала уставать, у нее не хватало времени ни на что другое. Тогда она передала это дело своему брату Ларсу, который и до этого был ее «правой рукой»: переводил комиксы на английский, помогал сочинять сценарии. Ларс Янссон более пятнадцати лет рисовал муми-комиксы и сделал из этого прибыльный бизнес. Также они вместе с Туве делали спектакли, писали театральные сценарии и тексты песен.

Туве Янссон закончила писать о муми-троллях в 1970 году — в год смерти ее матери. Она продолжала писать, теперь только для взрослых, и ее «взрослая проза» представляет собой драматичные и глубокие повествования о человеческих взаимоотношениях. Помимо уже упомянутых «Летней книги» (1972) и «Дочери скульптора» (1978), это сборники рассказов «Умеющая слушать» (1971), «Путешествие налегке» (1987), «Честная игра» (1989), «Письма Клары» (1991), «Серый шелк» (1971−1991), и другие.

Эти рассказы и повести, а также роман «Город солнца» (1974) были для Туве Янссон очень важны. Большое место занимали в них детские воспоминания, путевые заметки и тонкие психологические зарисовки. Теперь уже с помощью других выразительных средств, Туве пыталась раскрыть всегда волновавшие ее темы — привязанности и свободы, отчужденности и потери, путешествия и возвращения, катастрофы и выхода из нее.

И все же мечтой Туве Янссон было состояться именно как художнику, живописцу. Все остальные занятия, в том числе иллюстрирование своих и чужих книг (самыми известными стали ее иллюстрации к «Алисе в стране чудес» и «Хоббиту»), были для нее второстепенными.

Первая персональная выставка Туве Янссон состоялась в 1943 году. Несмотря на положительные отзывы, ее работы маслом критиковались за отсутствие законченности, а композиции — за избыточность деталей и смыслов. Поездка во Францию и Италию в 1948 г. помогла художнице поставить более ясные творческие задачи, она перестала перегружать свои холсты и сделала композицию более четкой. Это показала следующая персональная выставка — в 1955 году.

1960-е гг. стали активным периодом развития художественной карьеры Туве. За десять лет она провела пять персональных выставок. Значительное место в творчестве художницы занимают пейзажи, интерьерные сцены и натюрморты. Самыми любимыми её образами были море и острова. Особый интерес представляют портреты, прежде всего, автопортреты, подчеркивающие важные для неё темы внутренней свободы и независимости.

Туве Янссон мастерски владела техникой монументальной живописи и создала в 1940−50-х годах большое количество настенных росписей и фресок для общественных учреждений по всей Финляндии. Первый такой заказ она выполнила в 1945 г. для столовой завода Стрёмберга в Хельсинки. Такого же рода, но более примечательные работы она сделала для мэрии Хельсинки, детской больницы «Аврора», гостиницы «Сеурахуоне» в Хамина. В церкви в Теува она выполнила алтарную роспись на тему притчи об «умных и глупых девах» (1954). Последняя работа маслом в общественных местах была сделана в 1984 г. для детского сада в городе Пори.

С 1944 года и до конца жизни Туве занимала дом с обширной светлой мастерской в Хельсинки. Сегодня на доме помещена небольшая мемориальная доска (2005) со скульптурным портретом Туве Янссон, выполненным ее отцом Виктором. Она умерла в 2001, в возрасте 87 лет. В день похорон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что

«Творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса».

Многообразие творчества Туве Янссон отражает выставка, открытая в художественном музее Атенеум в центре Хельсинки. Юбилейная экспозиция, которая продлится вплоть до 7 сентября этого года, охватывает все этапы творческого пути Туве: сюрреалистические картины 1930-х годов, модернистские работы 1950-х, абстракции 1960-х и 1970-х, настенные росписи и фрески, антивоенные карикатуры и, конечно, муми-троллей — в текстах, иллюстрациях и трехмерных инсталляциях.

Выставка является частью программы юбилейного года Туве Янссон. К важным пунктам этой программы можно отнести уже упомянутые экскурсии на острове Кловхару (до 18 августа 2014), выход в свет новой биографии Туве Янссон «Работай и люби» Туулы Карьялайнен (русский перевод книги планируется издательством АСТ к октябрю этого года). В Финляндии были выпущены ограниченным тиражом почтовые марки с изображением Туве на фоне пейзажей острова Кловхару, а также юбилейные монеты достоинством два евро с ее портретом.

Мероприятия, посвященные Туве Янссон, проходят и в Москве. Выставка муми-комиксов проходит с 29 июля по 31 августа в Библиотеке иностранной литературы. Там же организована детская программа: показ мультфильма «Муми-тролль и красная комета» (предоставленного посольством Финляндии в Москве), конкурс детского комикса «Как я провел лето в Муми-доле» (вплоть до 23 августа). Семинар, посвященный творчеству Туве Янссон, пройдет в октябре этого года в магазине иностранной литературы Букбридж.

Обновлено 21.03.2018
Статья размещена на сайте 3.08.2014

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за комментарии. Да, издание комиксов прекрасное, в пяти томах, вышло уже 3 тома, скоро четвертый. Книги, вообще, отдельная тема. Еще заслуживает внимание издание "Алисы в стране чудес" с иллюстрациями Туве Янссон.

  • В Москве одна из первых частных школ носит название "Муми-Тролль". У неё на гербе изображены муми-тролли есть фирменные футболки с изображениями, и вообще в этой школе царит культ и произведения и самой Туве Янсон.

    • Ильгиз Ибрагимов, школа, действительно, хорошая, мои дети учились в ней несколько лет. Но особого культа Т.Я. я там не заметила, хотя футболки и значки детям дарят каждый год, это - символ школы.

      • Елена Дорофеева, А я в этой школе работал, и тоже несколько лет. Культа писательницы наверное в школе и нет, т.к. 1-е учредители школы (семейная пара) уехали в Канаду, но их последователи (Александр Юрьевич Пак и Мария Владимировна Возлинская) стараются сохранить традицию (и не только во внешних атрибутах). Уже это заслуживает уважения. Я думаю, что история этой московской школы и история финской писательницы с её героями всё равно будут где-то рядом.

  • Муми-комиксы изданы в России. Очень хорошо оформлены.

    Оценка статьи: 5