• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Михайловская Мастер

Средневековая Европа. Кто они - Меровинги, первые правители франков?

Меровей, основатель первой династии франкских королей, личность полулегендарная, как и все первые представители этой династии. В том, что это люди реальные, сомнений нет, а вот жизнь их овеяна разными легендами. Но откуда они взялись?

Монета династии Меровингов Morphart Creation Shutterstock.com

Меровей происходил родом из салических франков, населявших берега Рейна с V в. н. э. Салических — потому, что главное их колено обитало у реки Исселя (Сала). Салияне — самые благородные и многочисленные среди прочих франков того времени.

Первый достоверно известный предводитель салических франков — Клодион из семьи Меровингов. Его преемника история назвала почему-то просто по родовой фамилии — Меровей. Сначала, конечно, ни о каком королевстве и речи не было, хотя Августин Тьерри в своих исторических трудах называет королем уже Клодиона. Но для королевства еще надо было завоевать хороший кусок земли.

Галлия — таково древнее название современных территорий Франции, еще со времен Юлия Цезаря была римской провинцией со всеми вытекающими последствиями. А вытекающие — это отсутствие автономии и суверенитета. Римская цивилизация довольно глубоко укоренилась в Галлии за пять последующих веков. К тому же, население состояло не только из туземцев, но и германцев, аланов, бургундов, вестготов и многих других племен. А значит и менталитет нового государства формировался из множества совершенно разных обычаев и традиций.

Римская империя пала, и стало очевидным то, что будущее Западной Европы — за католичеством, уже основательно утвердившим свои позиции. Римские священники справедливо рассудили, что одними молитвами они сыты не будут, и раз уж имеется такой мощный рычаг давления на массы, как религия, то надо этим пользоваться. В Галлии католичество утвердилось прежде, чем в других землях. Поэтому и роль франков в очередном историческом витке велика. Именно на франкские племена сделал ставку Папа Римский, власть которого набирала обороты.

Понтифик остро нуждался в военном союзе, так как без силовых методов ничего в то время было не решить. Необходимо было разделить земли бывшей Западной Римской империи и обеспечить на них свое влияние. То было время смены приоритетов и установки новых авторитетов. Франки, при поддержке католического духовенства, к тому времени уже покорили бургундов и прогнали вестготов. Поэтому Меровинги подходили как нельзя лучше на роль союзников для Папы. Далее, к началу VI в., они одолеют турингов, алеманов и часть германских племен.

В 437 г. Клодион завоевывает Северную Галлию и основывает Франкское королевство, между реками Рейн и Сомма. В 450 г. поворотный момент — вторжение свирепых гуннов под предводительством Аттилы. Франки и бургунды оробели и совсем растерялись перед такой мощью. Аэций, римский наместник на остатках земель бывшей Римской империи, объединившись с вестготским королем Теодорихом I, с трудом, но остановили нашествие гуннов. Войска союзников отбросили армию Аттилы к Шалону, где и произошла позорная для кочевников Каталунская битва. Аттила ушел из Галлии.

Еще во многих землях сидели римские наместники и формально некоторые племена франков подчинялись Римской республике. Католическое духовенство обрело истинную власть не вдруг и не сразу.

Утвердившись как правящая династия на завоеванных землях, Меровинги понимали, что совершенно необходимо распространить на своей территории католичество. Начали, естественно, с короля. Но крестился не Клодовей, и даже не его преемник Меровей. Во время их правления было не до этого: предстояло решить много военных и организационных вопросов. Да и были эти люди закоренелыми язычниками. Первым франкским королем, который принял христианство, был внук Меровея и сын Гильдерика (Хильдерика) — Клодовей. Или, как еще его называют — Хлодвиг. Правил он с 481 г. и политика его была похожа на политику предков — завоевания новых земель, укрепление на них своей власти и католичества.

С крещением Хлодвига возникли и дошли до наших дней несколько легенд. Самая трогательная — о белой голубке, принесшей святой елей в склянке. И, якобы, в последующие столетия елей в этой склянке никогда не высыхал и вообще не заканчивался. Еще одна легенда — приобретение королем после крещения сверхъестественных лечебных способностей. Вроде бы Хлодвиг вылечивал золотуху одним прикосновением к больному. Для этих целей был выделен один день в году, и подданные, больные золотухой, выстраивались в очередь к королю в надежде на исцеление.

Все это, конечно, мало похоже на правду. Но необходимо было окружить ореолом чудес правящую династию созданного королевства. Священники очень хорошо умели справляться с такими задачами. Тем более, падало все это на весьма благодатную почву — народ был абсолютно безграмотен и верил всему необычному.

Затем крестились все франки. Королевство приобрело официальную государственную религию — католическое христианство. Обряд крещения Хлодвига совершал архиепископ Реймский Ремигий, которого называли апостолом франков. Он канонизирован католической церковью. Для распространения католичества на земле франков Ремигий сделал очень много. А королю Хлодвигу Ремигий был первым советчиком. Григорий Турский в своих трудах, посвященных истории франков, свидетельствует, что в войне с готами король руководствовался советами своего духовника. Также знаменитый средневековый писатель пишет о том, что принять веру в Христа короля уговаривала и его супруга — королева Кротекильда.

Но все равно это был чисто политический ход, хоть и пытались средневековые историки представить Хлодвига «озаренным и исправившимся». А что еще они могли написать? Что Хлодвиг и все последующие Меровинги были многоженцами? Точнее, просто заводили много наложниц, но ведь сути дела это не меняло, все равно — не по-христиански. Что Хлодвиг просто уничтожил физически всех своих родственников, которые могли претендовать на его место? А потом тяжко вздыхал, что он один-одинешенек и нет родной души рядом. Но вздыхал не для того, чтобы эту родную душу обрести и к груди прижать, а для того, чтобы вычислить оставшихся в живых соперников и убить их. Лицемерно.

Что в завоевательной политике Меровинги забывали о христианском милосердии и были очень жестоки к побежденным? Короля надо хвалить. Таковы издержки истории, дошедшей до наших дней. Очень редко историю писали беспристрастные хронисты. В основном, летописи писались по заказу или с чьего-то высочайшего одобрения.

Статья опубликована в выпуске 28.08.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мрак средневековой Европы-жестокие и жадные крестоносцы

    Оценка статьи: 5

  • > Но крестился не Клодовей, и даже не его преемник Меровей. ...Первым франкским королем, который принял христианство, был внук Меровея и сын Гильдерика (Хильдерика) – Клодовей.

    Так все-таки Клодовей крестился или нет?
    И все-таки кто из них троих - Клодиона, Меровея и Клодовея - был основателем династии? Я запуталась.

    • Марта Александрова, В большинстве источников основатель - Меровей. Но род (фамилия) у них у всех Меровинги. Поэтому некоторые историки не морочат голову и отсчитывают от Меровея. Но многим нравиться копать дальше, ведь у всех же были родители.
      Трудно говорить однозначно, так как единого, с более-менее установленными границами государства еще не существовало. В Европе хоть сколько-нибудь точную историю многие связывают с принятием католичества, так как именно Рим влиял многие последующие века на политику средневековых стран. Христианство послужило одним из факторов объединения земель с населением (завоеванным или нет) в государства. И именно монахи умели писать хроники. До распространения католичества, в бесконечных войнах племен трудно найти хроники изнутри – языческим германским племенам это было не нужно. Им хватало устных сказаний и легенд, передаваемых потомкам устно. А ученые мужи Западной Римской империи все племена припечатывали просто: варвары.
      С этой точки зрения основатель династии, как королевской, правящей – Хлодвиг (Клодовей). И его крещение, а заодно и его подданных – дополнительное усиление суверенной власти короля, впрочем, все равно, так или иначе зависимой от Римского духовенства.