Евгений Жарков Грандмастер

Мистический триллер «Обряд» (2011). Как изгнать дьявола из сердца?

Священник от гробовщика недалеко падает. Так рассуждал юный Майкл Ковак, когда отказался продолжать семейный бизнес по украшательству мертвых тел и подался в семинарию учиться любви к Всевышнему. Однако страстного романа с Господом у прилежного танатопрактика не вышло, только легкий флирт. В подавленных чувствах он строчит отказную, добровольно лишая себя сана, привилегий и вотума родительского доверия.

Кадр из фильма www.kinopoisk.ru

Но церковь не спешит разбрасываться перспективными кадрами и под угрозой отъема стипендии отсылает Майкла в Рим на курсы «изгоняющих дьявола». Упаковав в багаж предвзятость и сомнения, с атеистическим прагматизмом под мышкой, юноша берется личным примером доказать, что экзорцизм — всего лишь одна из многих маркетинговых уловок католической церкви.

Бойся Хопкинса, дьявола изгоняющего. То ли по привычке, то ли в силу почтенного возраста, но маститому актеру все чаще достаются роли негуманных наставников сомневающейся в своих силах молодежи, будь то «зеленая» агентесса Старлинг, пылкий мститель в маске по имени Зорро или семинарист-скептик, не верующий ни в черта, ни в бога. На этот раз мощный старик предстает в образе починяющего примус отшельника, окруженного безымянными кошками. Что не мешает ему быть ведущим демонологом Ватикана, владеющим техникой скоростного чтения молитв и обширными познаниями в теологии. И так ли велика разница между практикующим экзорцизм циником и его протеже, по молодости облагораживавшим трупы и утратившим всяческий пиетет по отношению к Создателю? По сути, это два берега одной реки — ментор-всезнайка, сублимирующий страх перед Дьяволом истовой верой в его оппонента, и махровый атеист, для которого буквально нет ничего святого.

Очевидно, что черт намного страшнее, нежели его малюет Микаэль Хофстрем, поэтому «Обряд» с большой натяжкой можно назвать триллером и совсем не стоить увязывать с хоррорами. Устами священника Лукаса авторы заранее предупреждают: ни фонтанов блевотины, ни скручивающихся на 360 градусов голов ожидать не приходится, а скрюченные в демоническом экстазе тела «пациентов» — это, скорее, своеобразный отчет за средства, потраченные на визуальные спецэффекты. Искусный творец глюков Хофстрем, некогда экранизировавший «1408» Кинга, лишь под конец вспомнил о том, что снимает именно мистическую драму, отсюда и лошадь с адски воспаленными глазами, и миловидные лягушата, символизирующие условную «белочку» у главного героя.

В остальное время способы устрашения иные, зачастую стандартные, без намеков на подпрыгнувшие ввысь технологии: нагнетающий напряжение музыкальный фон, мрачные интерьеры, псевдодокументальные слайды со страшными рожами (фильм-то, как-никак, основан на реальных событиях) и прочие детали, в коих, как известно, и кроется дьявол. Аскетично обставленная халупа профессионального экзорциста, грязная больничная палата с жирными кукарачами и излишне натуралистичные подробности сеансов «изгнания» призваны вызывать у зрителя не «ужас-ужас», а сочувствие к героям, вынужденным совершать религиозные подвиги в обстановке крайней антисанитарии.

Поклонников классики Фридкина «Обряд», скорее всего, разочарует. И слитым в канализацию финалом, попахивающим ватиканской агитпропагандой, и принципиальным отсутствием новаторских решений и свежих мыслей. Тем более что на фоне популяризации жанра только в новом тысячелетии с конвейера сошло более десятка картин на заданную тему. Поневоле начинаешь верить в «тайную доктрину» понтифика по увеличению числа экзорцистов на душу населения.

С познавательной точки зрения зрителя могли бы заинтересовать теологические споры персонажей, но и в них безустанно муссируются одни и те же изношенные истины. Вечный конфликт между верующими и не очень предсказуемо решается в сторону первых, что, по меньшей мере, несправедливо, так как имеющееся в распоряжении авторов доказательство от противного (существование Дьявола предполагает наличие Бога) вовсе не является истиной в последней инстанции. Будь игра «Кто хочет стать экзорцистом» по-настоящему честной, все четыре ответа на вопрос «Верите ли вы в Господа?» не начинались бы с фразы «Верю, потому что…».

Обновлено 5.09.2014
Статья размещена на сайте 2.09.2014

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: