К. Ю. Старохамская Грандмастер

Как живется юмористу? Мои встречи с Марьяном Беленьким

Впервые я встретилась с М.Беленьким в виде тети Сони. Тогда я еще не знала, что тетя Соня — это он. Тетей Соней был полон телевизор — ее озвучивала тетя Клара. До сих пор у меня в ушах звучит слово «буллён», произнесенное на высоте «ля» третьей октавы с силой 130 децибел (что примерно эквивалентно шуму реактивного самолета в непосредственной близости от моторов).

Поскольку тетя Соня — несомненная одесситка, то я испытала к ней безотчетную симпатию, несмотря на то, что тетя Клара местами «пересаливает лицом». Но такова уж непререкаемая традиция в изображении одесситов, и с этим приходится мириться. Тем более, что эта генерация одесситов (а в том числе и сам Беленький, хотя он киевлянин) давно уже пересаливает на минуточку на Брайтон-бич или в Ришон-ле-Ционе, а в самой Одессе все реже и реже можно услышать родное «из чем вы кушаете фиш» и увидеть шлимазла со шнобелем.

С его прославленным именем я впервые столкнулась в сборнике «500 жемчужин мировой поэзии» (Изд-во Феникс, Ростов-на-Дону, 2000), где, наряду с Фирдоуси, Ахмадулиной, Сапфо, Хафизом, Ли Бо, Нгуеном Сунь-в-чай и др. имела место быть помещена следующая поэма М. Беленького «Экстаз»:

О!
О! О!
О! О! О!
О! О! О! О!
О! О! О! О! О!
О! О! О! О!
О! О! О!
О! О!
О!
!

после чего проплакала всю ночь, потому что даже в период наибольшей половой активности у меня получалось на три-четыре «О» короче.

Затем я тернистыми путями вебсерфинга — в поисках материалов для своего веб-обозрения «Подзорная труба» — попала на персональный сайт М.Беленького, который (сайт, а не Беленький) совершенно зашиб мозги выбрасыванием выпадающих окон с идиотической рекламой. Однако, если у вас хватало терпения продраться через перечни регалий и наград достопочтенного автора, в этом богатом месте можно было провести достаточно много полезных и даже в чем-то забавных моментов. При условии, что вам удавалось разобраться в хитромудрой навигации (навигация сайта — это значит понять, куда надо тюкать этой хреновиной курсором, чтобы читать разные тексты, а не все время один и тот же). Что я и сделала, пугая своих домочадцев взрывами утробного смеха и неартикулированными выкриками.

Затем я, как это полагается по сетевому этикету, оставила в гостевой книге глубокомысленную анонимную запись насчет морального облика и умственного уровня хозяина этой бодеги, а также смелые догадки о расположении рук у его вебмайстера (вебмайстер — это тот баклан, который сделал сайт и догадался разместить его на кретиническом «хипермартовском» хостинге). Что, как это обычно бывает, довольно скоро привело к оживленному обмену мнениями друг о друге к обоюдному удовлетворению сторон.

От души повеселившись (хотя и время от времени оглядываясь, чтобы никто не углядел через плечо изыски экспрессивного слога маэстро), я почерпнула массу полезных сведений об Израиле, диких и домашних породах израильтян, способах борьбы с бюрократами, содержании в неволе самцов израильского мужского пола, об израильских мусорниках и многом другом. Тернистый путь обалделого оле-хадаш (нового репатрианта) в процессе превращения его в заматерелого ватика (старого репатрианта) встает перед нашим внутренним взором во всей своей неприкрытой наготе…

Поразительно, но творчество М.Беленького — настоящая энциклопедия израильской жизни, а сам он, безусловно, глыба, хотя и ходит постоянно в белом фраке и перчатках, не снимая их даже на пляже, а за соху не брался никогда в жизни. Множество его смешных текстов ходит по сети, часто без подписи, как, например, совершенно уморительная «Алло, пожарна

Дальнейшее общение с Мастером необычайно обогатило мои познания в классике, поскольку всем известно, что все классики пишут страшно длинно, а читать их (или делать вид, что читал) все-таки надо. Вот тут нам безмерно помогает чистый и светлый талант М.Беленького, который любую длинную классическую фигомотину может превратить в одну страничку, написанную на живом и современном языке, и умудряется пересказать любую занудную Илиаду или Дао Дэ Цзин, не употребив ни одного приличного слова.

Практика показала, что таким путем классика усваивается на ура, и даже дети, которые обычно не соглашаются читать «Анну Каренину» меньше чем за 40 долларов, в изложении Беленького проглатывают ее мгновенно и с ревом «ух ты класс, бу-га-га» (что означает «классическая литература несет нам много разумного, доброго и вечного, спасибо, дядя Беленький, за наше счастливое детство»).

Как-то раз мне даже удалось встретиться с мэтром в режиме он-лайн, но в ответ на мой вопрос о творческих планах он произнес что-то вроде «а вот тебе, баба, блинок», после чего с нездешней силой застучал по клавиатуре. Как выяснилось, мэтр проводил необычайно важный умственный социологический эксперимент: изучая счетчик посетителей своего сайта, он прикидывал, что будет, если каждый посетитель отстегнет ему по шекелю.

К сожалению, сайтик помер естественной смертью (или убит гиенами хостинга), а на разговоры за устройство нового маэстро реагирует умственными словами вроде «отвали» и «помесь паралича с чесоткой». Однако с избранным творчеством юмориста можно ознакомиться:

Содержание жены в домашних условиях

Кошерный самогон

Вредные советы израильтянам. Старые и новые

Перечитывая классику

Вот такая страна!

В заключение своего небольшого выступления прошу мировую общественность дать надлежащую оценку моральному облику этого исключительно хитрого и корыстолюбивого товарища. Который (несмотря на то, что я уже дважды отпиарила его в своих обзорах и несколько раз давала на него ссылку в ЖЖ), хотя и обещал жениться после того, что было между нами в чате, но решил отделаться присылкой обещанного еще в прошлом году экземпляра (а лучше было б два, потому что постоянно просят почитать!) своей книги, не приложив к нему даже упаковки хумуса. (Хумус — это такая вкусная израильская еда).

Обновлено 27.05.2015
Статья размещена на сайте 30.06.2007

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: