Ирина Михайловская Мастер

Какая битва крестоносцев одна из самых удачных и почему? Битва при Монжизаре

Став королем после смерти отца Амори I, Балдуин IV Прокаженный развязал войну с Саладдином. Он нарушил перемирие с султаном, заключенное регентом королевства Иерусалимского Раймундом Триполитанским. Также юный король планировал осуществить планы покойного отца и пойти в поход на Египет, объединившись для этого с Византией.

Fotokostic , Shutterstock.com

Саладдин взял курс на Иерусалим. Тамплиеры, находившиеся в Газе, настороженно следили за передвижением многотысячной армии мусульман, готовясь отразить нападение. Султан, однако, в Газу не пошел, а пошел сначала на Аскалон.

Разведка доложила королю Иерусалима о планах султана, Балдуин и заклятый враг ислама, «волк Керака» Рено де Шатильон, немедленно выехали в Аскалон, не успев собрать войско. При короле находилось всего 375 рыцарей, по другим сведениям — 500 и 2000 чел. пехоты (по разным данным — от 1000 до 3000 чел.).

Проскочив перед носом Саладдина, Балдуин заперся в Аскалоне и приготовился к осаде. Историки много спорят, зачем он это сделал. Иерусалим остался без короля, оппозиционные ему бароны могут запросто забрать власть, тем более что король был тяжело болен проказой.

Балдуин сознательно превратил себя в заложника, вынудив подданных сплотиться и прийти ему на помощь. И не мог король с теми силами, которые удалось собрать за короткий срок, идти навстречу многотысячной армии Саладдина. Необходимо было выиграть время, принимая дальнейшие решения по ходу событий.

Оставив, по его мнению, достаточные силы для изоляции Балдуина в Аскалоне, Саладдин осадил Рамлу, Лидду и Арзуф. У него даже мысли не возникло, что король Иерусалима, больной мальчишка, двинется его преследовать. Саладдин явно недооценил силу духа, отвагу и самопожертвование Балдуина IV. Впрочем, в то время король еще чувствовал себя сносно, болезнь станет прогрессировать позже.

Король со своими людьми сумел прорваться через осаду, во многом благодаря подоспевшим на помощь 80 рыцарям из ордена тамплиеров, и христиане бросились догонять мусульман, рассредоточившихся для грабежа по земле королевства крестоносцев.

Получив весть о том, что творили сарацины в Лидде — родном городе Георгия Победоносца, весьма почитавшегося всеми христианами, об осквернении церквей и грабежах населения, крестоносцы серьезно разозлились. Естественно, легенды обрастали впоследствии такими нюансами, как помощь христианам в бою самого св. Георгия.

К войску Балдуина присоединились иоанниты (по разным данным — от 50 до 100 чел.), люди сеньора Ибелина из Рамлы численностью около 200 солдат, отряд из Иерусалима в 100−200 чел. И личная гвардия короля — 50 абсолютно бесстрашных и не боявшихся ничего воинов, «ожидавших благословенной смерти», то есть больных проказой, как и их король, рыцарей ордена св. Лазаря. Все равно мало, многие отряды, спешащие на помощь своему королю, сарацинам удалось перехватить.

Саладдин располагал гораздо большими силами. По одним данным, с ним было около 30 000 чел., по другим — 18 000. Серьезные исследования вывели цифру в 10 000 чел. Все равно в несколько раз больше, чем христиан. Мусульмане не успели собраться вместе и развернуться для маневра: на стороне крестоносцев была внезапность, они обошли и ударили сарацин с тыла. Однако, намного превосходя численностью, воины султана могли бы попытаться, тем более что почти треть войска христиан составляла тяжелая кавалерия — рыцари, не способные быстро маневрировать. Завязалась ожесточенная битва.

Оставшиеся в живых сарацины после продолжительного сражения обратились в бегство, и Балдуин долго преследовал их до Синайского полуострова, не сумев, однако, уничтожить окончательно: потери крестоносцев при изначальной малочисленности тоже были немалыми.

Лишь десятая часть армии Саладдина вернулась в Египет. Султан тяжело переживал это поражение. Но он был человеком умным и дальновидным, учел все свои ошибки и уже через год, собрав силы, нанес сильный удар крестоносцам. А пока этот год был счастьем для населения Иерусалима: давно «так долго» не было мира на этой несчастной земле.

Саладдин весьма уважительно относился к храброму больному королю, он как-то сказал: «Бог не хочет, чтобы царство христиан пало при этом короле». Победа у холма Монжизар была одна из лучших за всю историю владычества христиан в Палестине, позже она превратилась в легенду, обрастая чудесами.

Однако никаких чудес — всего лишь отвага, полководческие способности, не хуже саладдиновых, и самоотверженность короля Иерусалима воодушевили на подвиги храбрых рыцарей и пехотинцев. Все чаще люди верили в святое предназначение Балдуина IV, якобы неспроста заболевшего, то есть, по мнению многих, несшего свой крест и ведшего праведную жизнь. Какую еще жизнь мог вести больной лепрой, неизлечимой в то время? Ему были недоступны обыкновенные человеческие радости, воспринимавшиеся здоровыми людьми как норма, не говоря уж о страстях.

Однако святым король быть не мог, так как совсем не был религиозен. Он просто был хорошим правителем, военачальником и умным дипломатом. Папа Александр III, боясь растущего ореола геройства и мученичества иерусалимского короля, всем говорил, что монарх наказан лепрой за грехи. За какие грехи может быть наказан ребенок, а Балдуин заболел еще в детстве, Понтифик уточнить не захотел, да и не смог бы.

Такие лидеры были крайне опасны для власти католического духовенства, они легко могут увести народ в свою идеологию, не угодную средневековым церковникам. Во многом благодаря именно своему королю крестоносцы выиграли битву при Монжизаре, а также и другие сражения. Один хроникер написал о Балдуине: «Пока он был жив — он всегда побеждал…».

Позже, во время крестового похода Людовика Святого, в Дамаске один сарацин говорил оружейнику французского короля про битву при Монжизаре: «Было время, когда ваш король, тот, что прокаженный, побил Саладдина, силами в несколько раз превосходившего армию христиан. Сейчас ваши грехи так велики, что мы гоняем вас по пустыне как скот».

Статья размещена на сайте 10.11.2014

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересная статья, спасибо! Может быть, не совсем в тему, но это сражение мне напомнило тактику Суворова: натиск, стремительность, умение побеждать малыми силами.

    Оценка статьи: 5

  • Аскалон - это нынешнеий Ашкелон, Лидда - Лод, а Монжизар - какое это место на современной карте. Судя по "Мон" - какой-то холм.

    Кстати, о битве при Хиттине планируется рассказать? Там Салладин отомстил христианам за все.

    Оценка статьи: 5

    • Марк Блау, спасибо за комментарий. Монжизар и правда холм, в некоторых источниках пишется: Мон-Жизар (получается холм Жизар?), видимо, недалеко от Рамлы. Еще читала, что Монжизар - это холм Гезер (там поселок Бейт-Узиэль).

      Статью про битву при Хаттине уже пишу, обязательно будет: это же переломный момент в истории владычества христиан в Палестине, предопределивший его конец.

  • Вначале статьи исторические события хорошо описаны. В конце - все скатилось в выставление религии, как политической силы, которая еще и соперничает с властью.

    Оценка статьи: 3

    • Дядя Митя, детский сад, честное слово, разве это новость еще для кого-то, что в то время религия - политическая сила?
      У Балдуина (молодого и умирающего) потому многое и получалось в то крайне сложное время, что он чихал на Рим, по большому счету, как и на патриарха Иерусалимского, и делал все по своему усмотрению.
      Он не был религиозным фанатиком, и даже не прикрывался религией - один из немногих таких крестоносцев (еще и король). Поэтому нельзя было в статье об этом не упомянуть.

      • Ирина Михайловская, отлично! Значит убийства "неверных" проходили по личному желанию Балдуина. (если уж официальные патриархи не при чем)

        Оценка статьи: 3

        • Дядя Митя, Может, вы не поняли, о чем статья? И вообще, почитайте хроники, труды исторические. Вы явно что- то не понимаете и пытаетесь дать оценку событиям, о каких не имеете представления.