Сергей Курий Грандмастер

Как Кинчев выбрал чёрно-красную гамму, написал «Тоталитарный рэп» и объяснил, что такое «рок-н-ролл»?

Несмотря на то что к 1987 году лидер группы АЛИСА всё смелее декламировал антисоветскую позицию, его новые песни парадоксально ассоциировались с революционными гимнами времён гражданской войны, а сам он — с неким подобием «трибуна» в духе Маяковского.

«Красное на Черном» (1986−87)

Это боевое революционное настроение в полной мере проявилось в главном хите альбома «БлокАда» — хард-роковом гимне «Красное на Черном». О своей привязанности к данному цветовому сочетанию Кинчев заявил ещё в песне «Воздух»:

Чёрно-красный мой цвет,
Но он выбран, увы, не мной…

Впоследствии чёрно-красная гамма вместе со «звёздными» буквами «А» прочно войдёт в символику АЛИСЫ, разработанную художником группы Андреем Столыпиным.

К. Кинчев:
«Цвета гибели и восходящего солнца, жизни. В моем костюме нет белого цвета — цвета кристальной чистоты, я его недостоин».

Как ни странно, по словам Кинчева, на создание песни «Красное на Черном» его вдохновил, наверное, самый попсовый хит группы KISS — «I Was Made For Loving You» (хотя заметить это почти невозможно). Но, конечно, не только он. В тексте песни, исполненном страстного героического накала, можно услышать и отсылки к Владимиру Высоцкому:

Шаг за шагом, сам чёрт не брат,
Солнцу — время, луне — часы,
Словно в оттепель снегопад,
По земле проходили мы.

Нас величали черной чумой,
Нечистой силой честили нас,
Когда мы шли, как по передовой,
Под прицелом пристальных глаз.

Будь, что будет! Что было есть!
Смех да слёзы, а чем еще жить?
Если песню не суждено допеть,
Так хотя бы успеть сложить.

Нетрудно заметить, что последние две строчки отсылают нас к песне Высоцкого «Кони привередливые» («Коль дожить не успел, так хотя бы допеть»), а другая строчка («Души резали напополам») — к «Спасите наши души» («И режут в кровь свои босые души»).

В третьем куплете мы встречаем и вовсе парадоксальные строчки, где Кинчев сравнивает Заратустру (сверхчеловека из книги Ф. Ницше) со смирением, а Христа с… пощёчиной (помните Евангельское «Ударившему тебя по щеке подставь и другую»?).

К. Кинчев, 2001:
«В этой песне я пытаюсь сопоставить несопоставимое и прочитать в глазах гордеца спасительное для души чувство. И как холодный душ, трезвящий заигравшихся, возникает пощёчина, тоже на первый взгляд, несопоставимая с Господом нашим Иисусом Христом. Эта песня — всего лишь отражение той борьбы, которая происходила, да чего там греха таить, и происходит в моём сердце».

Единственное, что изрядно подпортило впечатление от песни — так это заметно расстроенная гитара Андрея Шаталина на записи «БлокАды». Пытаясь минимизировать этот недостаток, звук гитары приглушили. Поэтому наиболее мощно и полноценно «Красное на Черном» прозвучит на концертном альбоме «Шабаш».

"Тоталитарный рэп" (1987)

Во время записи в Шушарах альбома «БлокАда» в гости к Кинчеву нагрянул Юрий Шевчук, заявивший, что у него день рождения со всеми вытекающими. Праздник плавно перетёк в музицирование, во время которого лидер ДДТ спел свою «Революцию», а лидер АЛИСЫ продекламировал недавно сочинённый «Тоталитарный рэп».

Сначала Кинчев старался не особо давить на то, что в своей песне он критикует весь советский строй, хотя в общем всё было понятно («Реконструкции церкви под склад», «Но за гласностью негласный надзор»). Находило место и модное тогда сравнение «Сталин — Гитлер».

К. Кинчев, 1989:
«„Тоталитарный рэп“ не имеет какого-то конкретного адресата. То, о чём в ней говорится, было и у нас, и в других странах. Я представляю себе так: несколько раз в столетие с небес на землю ниспосылается этакий монстр. Он устанавливает режим, который держит людей в постоянном страхе. И эта песня как раз о таком режиме, о презрении прав человека, об отсутствии свободы — об обществе, лишенном демократии. В XX веке этими монстрами были Гитлер, Мао Цзедун… У нас — Сталин».

Любопытной поэтической «фишкой» стало и обыгрывание во втором куплете названий питерских рок-групп:

Тоталитарный рэп — это АКВАРИУМ
Для тех, кто когда-то любил океан.
Тоталитарный рэп — это ЗООПАРК,
Если за решеткой ты сам… и т. д.

Долгое время всех озадачивала строчка:

Тоталитарный рэп — это КИНО,
Но о КИНО я не хочу говорить…

Дело в том, что была какая-то ссора между лидером АЛИСЫ и барабанщиком КИНО — Гурьяновым. Правда, отношения Кинчева с Виктором Цоем сложились вполне приятельские. Поэтому радикальное «не хочу» вскоре сменилось на нейтральное «не могу».

Студийная запись песни вышла лишь в 1989 году на пластинке «Шестой лесничий». Там песня уже называлась несколько иначе «Тыр-тыр-тыр» (и только рядом в скобках — «Тоталитарный рэп»).

Дело в том, что музыка в песне кардинально изменилась. Если на акустических концертах 1987−88 гг. она действительно напоминала энергичный рэп и исполнялась под эдакую испанскую гармонию, то на диске предстала в мрачной тягучей аранжировке (как по мне, зря).

«Всё это рок-н-ролл» (1988)

Песне «Всё это рок-н-ролл» в дискографии АЛИСЫ явно не везло. Для «Шестого лесничего» она не подходила, поэтому её включили в «хулиганский» альбом «206. Часть 2», фонограмма которого… потерялась на долгие годы. Лишь на концертнике «Шабаш» 1990 года песня, наконец-то, была зафиксирована — правда, на мой взгляд, не в самой лучшей версии. Лично мне больше всего нравится концертный дебют этой песни с партией саксофона, сыгранный весной 1988 года на VI Ленинградском рок-фестивале.

Публика в очередной раз убедилась, что в написании рок-гимнов Кинчев не имеет себе равных.

Беседы на сонных кухнях,
Танцы на пьяных столах,
Где музы облюбовали сортиры,
А боги живут в зеркалах,
Где каждый в душе Сид Вишес,
А на деле Иосиф Кобзон,
Где так стоек девиз:
Кто раньше успеет, ты или он?
Все это Rock-n-Roll!

Строчка «Мы пена в мутном потоке пресловутой красной волны» — явная отсылка к пластинке 1986 г. «Red Wave» («Красная волна»), которой американка Джоана Стингрей впервые пропиарила на Западе советские любительские рок-группы.

Что касается строчек:

Ну, а мы, ну мы — педерасты,
Наркоманы, нацисты, шпана,
Как один социально опасны
И по каждому плачет тюрьма…

…то они тогда не были для Кинчева просто обобщающим поэтическим образом. Заявления вроде «Я — антифашист!» из «Тоталитарного рэпа» не сильно помогли лидеру АЛИСЫ, когда осенью 1987 года он попал в центр сразу нескольких скандалов. Сначала он ударил сотрудника милиции, толкнувшего его беременную жену. После чего, уже на концерте, перед исполнением песни «Эй, ты, там, на том берегу» объявил, что она посвящается «иностранным гостям, присутствующим в этом зале, ментам и прочим гадам».

Последней каплей стала статья в ленинградской газете «Смена», где журналист, заявил, что слышал, как Кинчев спел «Хайль Гитлер, на другом берегу!». Лидер АЛИСЫ решил, что это слишком, и возбудил против газеты судебное дело, которое спустя время выиграл…

Но вернёмся к песне «Всё это рок-н-ролл».

Массовую известность она приобрела лишь в 1992 году, благодаря Гарику Сукачёву, который захотел записать альбом своих любимых чужих песен. Главную роль в раскрутке сыграл, конечно, клип, где хит АЛИСЫ исполнил «сборный хор» советских рокеров: сам Кинчев с Сукачёвым, а также Шахрин, Шевчук, Бутусов, Галанин, Скляр, «Боров», плюс иностранная гостья Джоана Стингрей (кстати, именно ей отдали строчку про «педерастов», которую никто из мужиков не захотел петь).

По воспоминаниям Шахрина, первоначально клип планировали снимать на каких-то песчаных отмелях. Но потом пошёл дождь и музыканты в автобусе изрядно напились. Понимая, что скоро «сборный хор» окончательно расклеится, режиссёр срочно отвёз рокеров в какой-то павильон «Научфильма» и снял песню на фоне чьих-то чужих декораций.

Окончание следует…

P.S: Сами песни можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Статья размещена на сайте 18.12.2014

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: