Сергей Пузырев Грандмастер

Откуда взялись феминистки? Часть1

Начало движения за эмансипацию женщин относится к эпохе Великой французской революции, когда в 1789 году председательницей Женского клуба Олимпией де Гуж было обнародовано требование политических прав наравне с мужчинами. Судьба этой вдохновительницы женской эмансипации может служить показательным моментом в дальнейшей истории феминизма.

Zemler , Shutterstock.com

Созданию движения за равноправие женщин способствовала политическая ситуация в мире, на фоне войны за независимость в Северной Америке (175−1783) и последующей за ней Великой французской революции (1789−1799). Стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизнедеятельности назвали феминизмом, который стремится к равноправию полов и анализу проблем женщин в обществе.

Революционные настроения разжигались публикациями английского либерала Джона Стюарта Милля «О подчинении женщины», книгой Мэри Воллстонкрафт «Vindication of the rights of women» («Оправдание прав женщин»), защитой свободы женской индивидуальности в семье и обществе в романах Жорж Санд и других писателей. Пропаганда женской независимости создала движение, которое перекинулось из Нового света в Старый свет.

Целью общественно-политического движения было предоставление женщинам всей полноты гражданских прав, устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. С 1870-х возникают первые женские союзы: в Северной Америке для достижения избирательных прав, в Германии для содействия женскому труду и женскому образованию. Во Франции была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок».

Французская конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве, и в этом же году Олимпией де Гуж Национальному собранию Франции была передана «Декларация прав женщины и гражданки», в которой было представлено требование признания полного социального и политического равноправия женщин, по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Однако Конвент посчитал невыполнимыми эти требования женщин.

В 1793 году деятельность общества революционных республиканок была запрещена, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Этим закончилась первая волна феминизма в Европе.

Идеи феминизма привели к тому, что под давлением общественности в Англии и в некоторых американских штатах женщин допустили к голосованию на местных выборах. И если «первая волна» феминизма сосредотачивалась на вопросах избирательного права, то «вторая волна» касалась вопросов равенства — ликвидация дискриминации во всех областях, в том числе и имущественных. Вопрос о праве владения собственностью для женщин занимал важное место в их жизни. И в 1860 году Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло в качестве закона «Акт о собственности замужних женщин», гарантирующий им право оставлять за собой заработанное ими, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены.

Американка Бетти Фридан, считавшая, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине, в своей книге «Загадка женственности» подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Внесший свою долю в создание русского феминизма поэт М. Л. Михайлов опубликовал статью «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» и ряд других, об истории женщин, где знакомил русского читателя с женским движением на Западе.

Он писал о выпадах Прудона, Конта и Мишле против женской эмансипации и об отпоре, который они получили со стороны поборницы женской эмансипации француженки Жени д’Эрикур. Автор «Розы мира» Даниил Андреев также указывает на абсолютную незаменимость женщин именно в сфере воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, указывая на то, что ни одной женщины не представлено в шеренге «великих» архитекторов, музыкантов, художников…

В спорах о женском творчестве появилось эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году. Причины отсутствия среди женщин выдающихся художников Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. А затем и художница Линда Бенглис в 1974 году демонстративным жестом бросила вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке, выражая отношение художниц-феминисток к доминированию мужчин в искусстве. Этот вызов подлил масла в огонь разгорающейся сексуальной революции в Европе, которая, считают, позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам получать большее удовольствие от интимной близости.

«Вторая волна» феминизма принесла перемены в отношении сексуального поведения и морали в обществе, в том числе предоставление женщинам права на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, включая выбор противозачаточных средств, аборты и другое.

С 1960-х годов женское движение вело борьбу за женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их действия привели к неоднозначным результатам.

Некоторые критики считают, что феминистки сеют вражду между полами. Тем не менее основные ценности феминизма (равенство прав и возможностей независимо от пола) стали неотъемлемой частью западной культуры, и отступление от этих ценностей и правил вызывает неприятие большинства людей, как мужчин, так и женщин.

Продолжение следует…

Статья размещена на сайте 23.12.2014

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: