• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вячеслав Старостин Грандмастер

Как превратить краску в цвет? Урок второй: локальный цвет пятном в пейзаже

Локальный цвет — видимый глазом цвет, характерный для окраски самого предмета (неизменный предметный цвет) без оттенков от воздействия внешней среды и передача художниками этой предметной окраски однородным цветовым пятном без нюансов живописи. Таким образом, одним термином обозначается и восприятие цвета в натуре, и восприятие цвета из области живописной практики.

Другими словами, видим траву зеленой, небо голубым, облака белыми, апельсин оранжевым, море синим… Рисуем то же самое. Это и есть локальные цвета.

Локальные цвета чистого цвета редко используются в живописи традиционного понимания. Но в экспериментах с цветом возможно всё. Воспользуемся этим.

Городской пейзаж

Для справки: городской пейзаж (ведута, итал. veduta, «вид») возник и стал популярным в Европе, начиная с XVI века. На момент пика наибольшей популярности представлял собой крупную по размерам, детально выписанную панораму будничной городской жизни.

В настоящее время слово «ведута» редко употребляется, да и детально выписать панораму будничной городской жизни художники вряд ли возьмутся — современные технологии позволяют это сделать другим способом.

Нынешний городской пейзаж — это романтика городских будней, настроение города и образы людей, в нем живущих. Это ритм жизни, суета горожан в контрасте с величественной безмолвностью памятников архитектуры, бесчисленные витрины магазинов, разные мосты и мостики, автомобильные развязки взглядом пешехода, железные дороги, автомобили и многое другое…

Вдохновитесь графикой В. Алфеевского и попробуйте нарисовать нечто подобное. Как это сделать?.. Характерные для города сочетания цвета локальными пятнами нанесем на бумагу в качестве фона по предварительно размеченному легкому рисунку. Как только высохла краска, уверенно рисуем вчистовую, не обращая внимания на ошибки. Ждем… Высохло? Еще немного пятен уже поверх рисунка. И готов пейзаж в смешанной технике.

Пейзаж в технике «пуантель»

Техника «пуантель» (pointille — point, точка) — манера рисования маленькими точками, аккуратными мазками чистого цвета образующие элементы мозаики. Выражаясь современным языком, это своего рода очень большие «пикселы» на поверхности холста или бумаги. Если смотреть близко, то кроме красочного хаоса ничего не увидишь, издали — невольно обобщая, вырисовывается нечто задуманное художником.

Если при работе в технике пуантель наносить точки сложного цвета (смешивая три и более оттенка вместе), то в итоге наверняка получите довольно-таки неприятную картину. Механическое смешение красок до нанесения плюс обобщение при восприятии сделают свое грязное дело — получится настоящая каша, в сравнении с которой палитра художника покажется интересным этюдом.

Поэтому рекомендуется использовать чистые локальные цвета. Возьмите краски, кисти и с хорошим настроением (желательно задорно так) попробуйте невзрачную среднерусскую природу выразить на манер буйства сочных тонов и оттенков Востока.

Кстати, некоторые художники любят отходить от всего классического — они лихо на одном холсте пишут и точками, и «запятыми», и тут же мастихином пройдутся, пальцами пошкрябают, черенком кисти по красочному свеженанесенному слою процарапают что-нибудь, ладонью быстренько поправят, тряпочкой смахнут лишнее, подмалёвок в некоторых местах оставят нетронутым…

Но вы в данном случае будьте по-хорошему консервативным — создавайте некое подобие пейзажа в традиционном понимании пуантели. Только небольшими аккуратными равновеликими мазками локальных чистых цветов и желательно в одной манере нанесения. И не забывайте искать цвет, смешивая краски только на палитре. На чистовой поверхности будущей картины применяйте уже найденный цвет.

Декоративная композиция «Пейзаж»

В «Популярной художественной энциклопедии» под ред. В. М Полевого точно и ёмко дано определение декоративности: «Декоративность — совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде.

Художественные приёмы, обусловливающие декоративность произведения искусства, богаты, многообразны и специфичны для каждого вида искусства. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор (в том числе орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластические формы, композиционная организация линейных ритмов, пластических объёмов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка и др.

Декоративность является одним из главных художественных средств произведений декоративно-прикладного искусства. Она бывает присуща и произведениям изобразительного искусства, как станковым, так и монументально-декоративным (скульптура, настенная живопись, мозаика и т. д.), вступающим во взаимосвязь с архитектурой и образующим художественный ансамбль…"

Это ничего, что длинно цитирую — не каждый день художественные словари читаете. А тут, глядишь, почти заставил вас прочесть. Хуже не будет.

Впрочем, заканчиваем читать — самое время закрепить новый материал. Проговорите вслух и хорошенечко запомните: «Видим траву зеленой, небо голубым, облака белыми, апельсин оранжевым, море синим. Рисуем то же самое. Это и есть локальные цвета».

А теперь придуманный пейзаж выражаем в декоративной композиции, не забывая обобщать, стилизовать, стараясь яркие локальные цвета «собирать вместе» в красивых сочетаниях.

Статья опубликована в выпуске 6.01.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я, было, сунулся написать Вам в личку по прочтении статьи о новогодних кричалках, но случился облом: рамочки "Отправить сообщение" немае. Так что офтоп пишу здесь.
    Я заждался Вашей профоценки нового "дизайна" подачи выпусков ШЖ. Меня и не только один вид этого "дизайнерского излишества" удручает и колышет. "Прошу-умоляю" дать заключение по этому неудачному решению.

  • Мне нравятся парижские пейзажи К.Коровина. Коровинский колорит его картин - его конёк. Академический колорит современных художников меня не восхищает.