Сергей Курий Грандмастер

Как песни о маме и Отеле разбитых сердец сделали водителя грузовика "королём рок-н-ролла"? Ко дню рождения Элвиса Пресли.

Всё началось в июне 1954 года, когда в студию «Sun» американского города Мемфис заглянул 19-летний водитель грузовика с редким (тогда) имечком Элвис. Цель визита была прозаична — юноша просто хотел записать парочку баллад в подарок для своей горячо любимой мамы. На этом бы всё и закончилось, если бы запись случайно не услышала Мэрион Кейзер — помощница главы «Sun» Сэма Филиппса. Она пришла к начальнику и сказала: «Сэм, ты вроде бы искал белого парня с голосом чёрного? Так вот, он сам пришёл».

Как песни о маме и Отеле разбитых сердец сделали водителя грузовика «королём рок-н-ролла»? Ко дню рождения Элвиса Пресли. nito Shutterstock.com

«That's All Right, Mama» (1954)

Уже 5 июля Филиппс пригласил Элвиса в студию на прослушивание. Процесс шёл вяло: юноша скромно пел те же баллады, Филиппс слушал и… скучал. Пока во время перерыва Элвис вместе с сессионными музыкантами Скотти Муром и Биллом Блэком не начал дурачиться и исполнил старый блюз Артура Крэдапа 1946 года «That's All Right, Mama» в необычно ускоренной манере.

«Нашёл!» — подобно Архимеду, воскликнул Филиппс и энергичная песенка с рефреном «Мама, не волнуйся, у твоего сыночка всё в порядке» была зафиксирована. Предчувствия не обманули. Когда запись прокрутили на местном радио, посыпались письма и звонки с требованием «Ещё!». Тут же был нарезан сингл, и «That's All Right, Mama» взлетела на вершину хит-парада. Правда, пока не национального, а местного… Этой же песнью Элвис открыл и свой первый концерт, состоявшийся 30 июля.

К 1955 года у Пресли уже был свой почерк, а также личный менеджер с бульдожьей хваткой с именем Том Паркер и прозвищем «Полковник». Паркер намекал Филиппсу, что вывести Элвиса на «звёздную» орбиту способен только крупный лейбл. Филиппс согласился, однако отдавать перспективного парня задарма не хотел и заломил за Пресли цену в 40 тысяч долларов. Цена кусалась, пока продюсер RCA — Стив Шоулз — не убедил руководство своего лейбла взять Элвиса под крыло…

А в 2004 году RCA отпразднуют день рождения рок-н-ролла, отчитывая его именно с того момента, когда Элвис записал «That's All Right, Mama». И хотя на звание первого рок-н-ролла есть немало заслуженных претендентов, одно бесспорно — именно Пресли «раскрутил» этот стиль до масштабов национального явления, благодаря своей харизме, таланту и (что немаловажно) тому, что он не был негром. С этого момента «чёрные ритмы» проникают в белую поп-музыку и, судя по всему, уходить оттуда так и не собираются.

«Heartbreak Hotel» (1956)

Как известно, Пресли песен не писал. Зато умел отлично подбирать себе репертуар. Следующий (а, по большому счёту, первый настоящий) хит Элвису подарили жители Флориды.
В данном случае всё началось с… газетной заметки о самоубийце, который выбросился из окна отеля, оставив после себя лишь записку со словами «I walk a lonely street» — «Я бреду по пустынной („lonely“ также значит и „одинокой“) улице». Заметку прочла Мэй Борен Экстон — учительница из г. Джексонвилля, которая в порядке хобби любила пописывать песенки вместе с местным музыкантом — Томасом Дерденом. В контексте трагедии строчка про «одинокую улицу» показалась ей очень поэтичной.

Мэй Экстон:
«Я сказала Томми: «Давай напишем песню об этом! Эта песня затронет сердца многих людей. Давай постоим отель разбитых сердец в конце этой одинокой улицы».

Когда Дерден набросал на текст Мэй мелодию, она внезапно вспомнила о перспективном пареньке по имени Элвис. Экстон познакомилась с ним летом 1955 года, когда Пресли с двумя друзьями заехал во Флориду — на раздолбанном авто и с 50 долларами в кармане. Элвис так очаровал женщину своей искренностью, талантом, скромностью, да и — чего уж там! — красотой, что она оплатила ему гостиницу и пообещала написать хит, «который будет продан миллионным тиражом».

Вспомнив об этом, Мэй и Томас пригласили в студию своего знакомого Глена Ривза и попросили спеть свежеиспечённую песню в манере Пресли. Узнав, что песня называется «Отель Разбитых Сердец», Глен фыркнул и заявил, что более дурацкого названия ещё не слышал. Тем не менее, песню он спел, а вот разделить авторские права отказался, ибо не хотел связывать своё имя с этой «чушью». Эх, «знал бы прикуп…» и т. д.

Демо-запись послали Элвису, и он был от неё в восторге. Однако, руководство RCA восторга не разделяло, особенно, когда узнало, что «Heartbreak Hotel» планируется стать первым синглом певца на этом лейбле. «Визитками» Элвиса считались позитивные песни, а тут — какой-то смурной блюз об одиночестве.

Правда, Пресли так хорошо поработал над композицией, что сам Дерден узнал своё детище не сразу. Одной из «фишек» записи (и предметом язвительных шуток диск-жокеев) стало пространное эхо, которого смогли добиться, лишь разместив певца в огромном зале.

Поначалу казалось, что опасения лейбла были не напрасны. Выпущенный 27 января 1956 года, сингл «Heartbreak Hotel» рванул к вершинам хит-парада далеко не сразу. Лишь к весне — после успешных выступлений Элвиса в ТВ-шоу — народ дозрел и «Отель Разбитых Сердец» возглавил американский топ — первым из песен Пресли. А таких у него будет немало…

«Don't Be Cruel» (1956)

«Визитной карточкой» Пресли, как «короля рок-н-ролла» станет заводная песня про гончего пса. Эту песню Элвис «увёл» у негритянской певицы по прозвищу «Большая (таки да!) Мама Торнтон» — заодно с её авторами — творческим тандемом Майка Столлера и Джерри Лейбера. А далее — выступление на шоу Эда Салливана с собачкой, издевательскими шутками ведущего и указанием оператору не снимать певца ниже пояса. Об этом всём подробнее уже написано здесь…

Но, вообще-то, на сингле с «Hound Dog» стороной «А» была первоначально назначена другая композиция — «Don't Be Cruel» («Не будь жестокой»). То есть, именно она, а не «Пёс» была предназначена для радио-ротации.

Песня была написана Отисом Блэквеллом, который создаст ещё немало замечательных рок-хитов. Правда, тогда — в канун Рождества 1955-го — дела его шли плохо. Отис вспоминал, как стоял на улице под дождём в дырявых ботинках, пока его не заметил старый приятель Лерой Киркленд и предложил постоянную работу сонграйтера.
На песенку «Don't Be Cruel» тут же положил глаз Пресли. Правда, «Полковник» Паркер потребовал у Блэквелла половину авторских отчислений за запись песни Элвисом. Отис, чуть было, не отказал, но его убедили, что всё, к чему прикасается этот юноша, превращается во вполне ощутимое «золото».

Так оно и вышло. «Don't Be Cruel» стала № 1 — да ещё и сразу в трёх категориях -«поп-музыка», «ртим-энд-блюз», «кантри-энд-вестерн» (первый такой прецедент в истории хит-парадов). А тут ещё «выстрелила» в «яблочко» и вторая сторона с «Hound Dog». Поэтому позже пластинку с этими песнями переиздали уже, как двуххитовый сингл.
Как понимаете, даже с половиной авторских отчислений Блэквелл в накладе не остался, поэтому ещё не раз снабжал Пресли блестящими хитами, вроде «All Shook Up», «Return To Sender» и «Fever».

Кстати, хотя сексуально-магическую «Fever» многие ассоциируют с Элвисом, наиболее удачным исполнением заслуженно признана версия Пегги Ли. Поэтому вас ещё ждёт отдельный рассказ и об этой певице, и об этой песне. Но это уже после того, как мы «изучим» ещё несколько хитов Элвиса.

Продолжение следует…



P.S: Сами песни можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Обновлено 3.07.2018
Статья размещена на сайте 6.01.2015

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: