Игорь Ткачев Грандмастер

Ток-шоу: в споре рождается истина, или Как оптом продаются пороки?

Talk show — от английского «разговорное шоу», «телевизионная развлекательная беседа», «кухонный разговор всем на обозрение, всем на удивление», телевизионный жанр, в центре которого — беседа, разговор, спор о чем-то насущном и злободневном.

Diego Cervo Shutterstock.com

Бывают ток-шоу разные — культурные, просветительские, с претензией на интеллектуальность, когда обсуждается, например, творчество какого-нибудь видного деятеля искусств, где маститые титулоносцы с достоинством обмениваются аргументированными мнениями. Бывают откровенно скандальные, что называется «ниже плинтуса», где на радость толпы вывешивается чье-то грязное белье, срываются все последние одежды с частной тайны и элементарного уважения к чьей-то личной жизни, как правило, на повышенных тонах, со скандалом и квазисенсацией, иногда дракой. Бывают спортивные, кулинарные, политические, музыкальные, молодежные, для мужчин и женщин.

В советские времена ток-шоу находились в своем собственном жанре, были немногочисленны и на интеллектуальный и культурный порядок выше ток-шоу сегодняшних, хотя и проигрывали напрочь по накалу страстей.

Например, передача «Очевидное-невероятное», где академик Капица вел умиротворенные и просветительские беседы со своими коллегами, тоже академиками и профессорами — своего рода советское научно-просветительское ток-«почти что шоу». Или какой-нибудь съезд Компартии, когда часами транслировались дебаты и прения на самих верхах, где академик Сахаров выступал с речью против ввода советских войск в Афганистан, после чего его всячески поносили в тех же самых верхах; или Генсек Горбачев рассказывал о Перестройке, а его аккуратно так критиковали, — то же ток-шоу со всеми присущими ему атрибутами, да еще и «ток-шоу лайв» — неподстроенные, аутентичные и не менее драматичные.

В 90-е наше ТВ бросилось во все лопатки перенимать опыт высоких рейтингов и бешеной популярности у западного ТВ. Сначала появился «Взгляд», уже ток-шоу в том самом западном понимании термина, хотя и без обязательного скандала и подставных актеров, потом появились другие. Молодые и ретивые, вроде Андрея Малахова, не стали долго думать и принялись калькировать не самые лучшие образцы западных шоу со всей присущей им грязью, скандалами, подставными драками (те, кто близко знаком, например, с американскими ток-шоу, отметят почти идентичную схожесть с ними).

В конце 90-х наше ТВ уже пестрело ток-посиделками на все вкусы и примерно с одинаковой интеллектуальной претензией: «Моя семья», «Окна», «Большая стирка», «Пусть говорят». Сегодня те же дельцы от ТВ-бизнеса прекрасно понимают, что интереснее реальных, жизненных ситуаций для обсуждения могут быть только ситуации выдуманные, утрированные, гипертрофированные в своей порочности, блеске и нищете богатой-бедной жизни страны.

Сегодня самые ходовые роли, расписанные на таких ток-шоу на месяцы вперед — это роли гулящих женщин, непутевых мамаш, у которых отбирают детей в дом ребенка, внезапно нашедшиеся дети, внезапно нашедшиеся родители, непутевые отцы, бывшие преступники, экстрасенсы и люди с неординарными способностями и извращенными пристрастиями. Самый большой спрос — на умение не договориться и поладить, а устроить скандал или потасовку в студии. Как ни странно, житейские истории, где в семье лад и гармония, не пользуются большим спросом, так как в сегодняшнем российском обществе лучшей терапией своей собственной депрессии является подглядывание за депрессией чужой. Хотя, после большой дозы негатива, специалисты временами дают зрителю маленькую пилюлю счастья и благополучия — иногда это тоже срабатывает.

Все сегодняшние ток-шоу стряпаются примерно по одной схеме:

1) подхватывается злободневная, интересующая всех тема (семья, работа, измена, популярность — или что на сегодня наиболее раскручено в СМИ);

2) подбираются актеры (как правило, это подставные актеры погорелых театров, которых широкая публика в лицо не знает, и просто люди с актерскими способностями, хотя часто приглашают людей с вполне реальными, своими историями, на которые пишется сценарий в жанре мелодрама, триллер, хоррор, или настоящие несчастные люди из глубинки, готовые за сто долларов вывернуть свое белье на всеобщее обозрение и не совсем отдающие себе отчет в том, что их используют);

3) приглашаются ведущие, а также так называемые эксперты (часто это просто известные личности, к чьему мнению обыватель должен прислушаться: например, известные актеры или музыканты, депутаты и деятели искусств, которые судят, например, на тему психологии или судопроизводства — здесь по принципу «Талантливый человек — талантлив во всем», они курсируют из передачи в передачу, участие в которых им неплохо оплачивается).

4) среди зрителей в зале также распределяются роли статистов — кому задать какой вопрос, кому возмутиться, кому иногда выбежать в центр и дать в морду (чем жестче — тем лучше).

И пошло-поехало: дубль, другой, двадцать пятый, порезали, это выкинули, это вставили, сшили в одно лоскутное одеяло — и глядишь, вот те и ток-шоу. И развитие болтовни-балагана — всегда по принципу от малого к большому, часто по сценарию, известному только устроителям передачи, но не самим участникам — так разжигается и удерживается интерес зрителя, который вот-вот переключится на другой канал.

Со стороны, для здорового человека, подобное действо выглядит как средневековый цирк уродов, когда в центр выкидывают какого-нибудь карлика или горбуна — героя передачи (Вавилонскую блудницу — гулящую женщину, которая якобы толком не знает, кто отцы ее детей, мужчину-алкоголика-тунеядца-дебила, заплаканных детей), который на потеху многоуважаемой публике начинает выкидывать коленца, да так высоко, что видать нижнее обгаженное белье.

Зритель-толпа неистовствует, закидывая уродца гнилыми помидорами, чтобы потом, может быть, великодушно пожалеть. Многоуважаемые судьи-эксперты величаво, с высокомерной усмешкой или таким же высоким презрением клеймят уродца за то, что тот выкидывает коленца да еще и свое грязное белье всем кажет — ай-ай-ай, как ему не стыдно. Иногда, чтобы в самом конце-апогее также явить свое великодушие — простить и принять уродца, а публике устроить массовый катарсис.

В сегодняшних ток-шоу на самом деле нет ничего нового. Как и сто лет назад, подобные публичные зрелища удовлетворяют ненасытную человеческую потребность в эмоциях и эксплуатируют низменные страсти каждого из нас: любопытство и желание подглядывать за чужой частной жизнью, желание толкнуть ближнего или, напротив, почувствовать себя добрым самаритянином и протянуть руку помощи, желательно ненадолго. Научить нравственности или как-то поправить ситуацию на таких шоу почти невозможно, так как они имеют, скорее, обратный эффект: многие видят в них возможность подзаработать и прославиться — не больше.

Единственный очевидный плюс, о котором я заметил выше, это массовая ремиссия собственного депрессивного состояния путем наблюдения за депрессией чужой. Остальное — весьма сомнительная польза, дурная сказка для больных взрослых, которые считают себя здоровыми.

Обновлено 14.09.2016
Статья размещена на сайте 8.01.2015

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, "Вавилонская" поселковая блудница, разыскивающая отца своего ребенка, это "шедевр", была просто в шоке Зачем показывать такой идиотизм А самое главное, зачем тратить на это такие деньги, лучше бы эти деньги отдали в детский дом, больше бы пользы было.

    Оценка статьи: 5

  • Александра Брие Александра Брие Читатель 12 января 2015 в 18:43 отредактирован 12 января 2015 в 18:52

    Удручает то, что упомянутые в статье шоу, по демонстрации пороков,как маргиналов так и "рос.звезд", действительно воспринимаются "на ура" подавляющим большинством, более того, с охотой и немалым наслаждением, обсуждаются в кругу коллег, друзей и родственников.
    Народ, как и прежде, жаждет хлеба и зрелищ, причем зрелищ низкопробных и уродливых, по содержанию. И на этом людском пороке - ненасытной жажде перемывания и муссирования чужих пороков, и строится TV индустрия, принося не малые доходы продюсерам.
    Спрос определяет предложение

    Оценка статьи: 5

  • А мне представилось, как автор ради написания статьи самоотверженно смотрел разные ток-шоу) Настоящий героизм! я бы наверное не смогла.

  • А откуда у ТВ деньги что бы оплачивать всю эту похабень? От рекламы. Платит рекламодатель и чем выше рейтинг передачи - тем дороже эфирное время. Вот и прогибаются ТВешники в угоду быдлам и о никаком воспитании тут речи быть и не может. Поэтому на ТВ и рулит Малахов с ему подобными.

  • Деньги, уважаемый Игорь Ткачев, деньги. Не разум, не интеллект, не даже святое в душе, а большие деньги. Или просто деньги.

    Вот допустим я купил эфирное время в рамках устава медиакомпании и в рамках действующего законодательства, но у меня моча в голову ударила. И пошла плясать губерния в мое эфирное время. Как быть?

    В вашем случае - писать регулярно на эти и другие темы. Убедительно писать. Глядишь, поубавится бестолковых у экрана. Мне так думается.

  • Есть вещи, которые только методом тыка проверяются на прочность и жизнеспособность. Заранее не предугадать. Так что ток-шоу, как и многое другое отфильтруется. Нормальное явление. Нет надобности страдать и руки заламывать от горя. Тем более, что есть супер-пупер контроль над этими шоу - вкл\выкл.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 января 2015 в 15:48 отредактирован 12 января 2015 в 15:52

      Вячеслав Старостин, неА ! Это всё оттого, что "там, наверху" нет "царя" в голове". Раньше, при пресловутом "совке" там был целый идеологический отдел, Лито, цензура. Иногда они досаждали "мелким ситом", но и не пропускали откровенную "шнягу". Это стимулировало качество, как рынок.(а м/б и лучше)

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 12 января 2015 в 12:24 отредактирован 12 января 2015 в 12:25

      Вячеслав Старостин, одна из самых "проверенных" - "Пусть говорят".
      Именно тот случай, когда не самая лучшая передача (не в плане, как она сделана - здесь они профи) который год на пике рейтинга.

      Ну, и не все осознают пагубность подобного подобного китча - смотрят в оба глаза и причмокивают, таким образом незаметно корректируя свое отношение к миру и человеку.
      Ведь не мне Вам рассказывать, что если человеку давать что-то стоящее (хотя бы передачи советских времен, которые были не так уж плохи), то он и тянуться будет к этому стоящему. Ну, а если подсаживать его на эту шнягу, то на ней большинство сидеть и будет. Здесь вкл-выкл не обойтись.

  • Это точно... За некоторые шоу вообще гореть им в аду.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 января 2015 в 00:33 отредактирован 12 января 2015 в 00:35

    "Пожалуй, тяжело не согласиться" с трактовкой нОнешнего ТВ-шоу НА РФ. Только не вспомянуты "лучшие из приличных дешёвых" "совковых" передачь, таких как: "Теливизионные знакомства", "Встречи в Останкино", "ЭВМ", "Клуб кинопутешественников" или новейшие: "Чтобы помнили", "К барьеру!" плавно изменённое на "Поединок"(?)

    Остаётся посетовать на крайне низкий уровень ТВ в США. Даже такие киты, как CNN, гонЮт таку пресную, неинтересную пургу, что дальше некуда. Из вечера в вечер валтузят какой-нить криминальный случай, о котором и бегло упомянуть достаточно.Остального мира, кроме по части кАлинарии, как-будто нет.

    • Сергей Дмитриев, спасибо за дополнение. Не уверен, что все они подходят по бренд "ток-шоу", но все из них были передачами полезными и достойными.

      Когда человечество жиреет - мельчает, у него и проблемы для обсуждения такие же. Делать большинству нечего, но посплетничать и поподглядывать хочется также, как всегда.

      Жалкие людишки с такими же темами и проблемами-)