• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

«Возврат» (2005). Кто останавливает прекрасные мгновенья?

…Абсолютное большинство людских бед происходит от нехватки времени, денег и любви. С деньгами у Бена Уиллиса, студента художественного колледжа, всегда было туго, а вот с любовью ему не повезло конкретно: недавно юноша расстался со своей возлюбленной Сюзи. Плохо не то, что завяли помидоры. Гораздо хуже, что бывшая тут же пристроилась к другому, чем окончательно разбила Бену сердце.

Кадр из фильма www.kinopoisk.ru

Пустота в душе стала причиной депрессии, депрессия развилась в бессонницу. Бедняга перечитал и пересмотрел все любимые книги и фильмы, но мысли о Сюзи, о том, как ей сейчас хорошо, а ему плохо, все равно мешают ему заснуть. И тогда Бен решил совместить полезное с приятным, раз уж девать лишние 8 часов ему все равно некуда. И устроился продавцом на ночную смену в супермаркет, где обнаружил в себе способность замораживать ход времени. Однако пока непонятно, как этот необычный дар поможет ему раскрыть свои спящие резервы и завоевать сердце симпатичной кассирши Шэрон…

Короткий метр довольно часто становится источником вдохновения для большого кино, особенно, если этот формат не позволяет всесторонне развить замысел автора. Чаще всего такими «превращениями» грешат начинающие режиссеры, коим грех разбрасываться хорошими идеями. Так появился на свет дебютный фантастический фильм Джорджа Лукаса «Галактика ТНХ-1138», так родился культовый ужастик Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы», так коллекция мирового кинематографа пополнилась фантастикой «Район № 9» и триллером «Пила».

В 2005 году к этой славной компании прибавил свое имя и британец Шон Эллис, чья короткометражка «Возврат» (другой перевод — «Возврат наличных») годом ранее была обласкана номинацией на Оскара. И хотя приза киноакадемии работа Эллиса не получила, уступив золотую статуэтку ирландской драмеди «Шестизарядный», сам факт номинации позволил режиссеру приступить к съемкам полноценного фильма, который, фактически, «поглотил» 18-минутную ленту, сделав ее одним из эпизодов полнометражной картины.

Все-таки британский стиль чувствуется сразу, тут далеко ходить не надо, достаточно сравнить две версии, английскую и американскую, популярного телесериала «Офис». Если в английском оригинале присутствует тонкая самоирония и шикарный фарс, то в штатовском варианте — откровенный стеб и клоунада. С фильмами та же беда: современные голливудские комедии (не все, но в большинстве своем) страдают разносторонними болезнями — от дурашливости и политкорректности, граничащих с идиотизмом, до тупого сортирного юмора. У Шона Эллиса, несмотря на смелый видеоряд, в кадре, скорее, театр абсурда, нежели полноценная комедия. Этому способствует и чуть менее чем полностью неизвестный массовому зрителю актерский состав. Ведь куда проще поверить в эмоции лиц, не примелькавшихся на экране, чем отыскать истину в ужимках очередной «суперзвезды», снимающейся ежегодно в трех-четырех блокбастерах.

Разумеется, короткий метр, растянутый до размеров полнометражки, подрастерял в динамике, но, надо отдать должное Эллису, получился столь же очаровательной и забавной «вещью в себе». В том числе и благодаря нестандартным визуальным решениям, авторскому монтажу и саундтреку, удивительно дополняющему настроение фильма. Не исключено, что именно из настроения «Возврата» черпал вдохновение для своего режиссерского дебюта соотечественник Эллиса Ричард Айоади, когда работал над «Субмариной». Обе ленты объединяет странный, подчас неуловимый привкус счастья первой любви, который сможет почувствовать каждый, кто хоть раз пребывал в этом состоянии. Причем упор делается именно на эмоционально-душевном настрое, а не на гормональном взрыве, что подчеркивается простыми, доступными деталями и закадровыми пояснениями главного героя.

Возможно, кое-где авторам и не хватило энтузиазма, легкости и задора, чтобы рассказать историю на одном дыхании. Местами фильм провисает в ненужных связках, смысловых пустотах, статических кадрах, но этих неловких для любого режиссера эпизодов так мало, что концентрировать на них внимание не хочется. Как и на том, что в некоторых каталогах фильм почему-то «складируется» в категории «эротика», хотя той эротики здесь — пара-тройка обнаженных торсов. Тех самых, что в застывшем во времени супермаркете живописует юный Бен Уиллис. Или все-таки способность главного героя останавливать время — это не какая-то фантастическая особенность, не супергеройская сила, а истинный дар художника, умеющего поймать, зафиксировать на холсте момент «ускользающей красоты».

Статья опубликована в выпуске 17.01.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: