Казалось бы, вот он — эпиграф к блистательной творческой биографии. Однако сценическая судьба Клавдии Ивановны Канцыревой сложилась очень драматично.
Её репертуар не был обширен, а в ранге солистки она пробыла всего несколько лет. Но те партии, которые она станцевала, стали ярким явлением в балетном искусстве 60-х годов XIX века. Благодаря её участию спектакли преображались. Подчас отнюдь не лучшие постановки смотрелись более выигрышно. Это признавали даже самые строгие критики.
Первые успехи
В биографии Клавдии Канцыревой немало загадок. Известен год её рождения — 1847-й. Появилась на свет будущая артистка в семье крепостных. В восьмилетнем возрасте получила свободу.
Сложно сказать, при каких обстоятельствах она оказалась в Петербургском театральном училище. Однако талант девочки был замечен рано, и уже в школьные годы она узнала первый успех. В одной из газет был помещён восторженный отзыв о танце, который она исполнила в опере «Руслан и Людмила».
По окончании училища, в 1866 году, она была принята в Петербургскую императорскую труппу. Дебют в балете «Тщетная предосторожность» принёс ей большой успех. Партия Лизы идеально подходила к дарованию танцовщицы. Исполнение отличалось живостью и резвостью. Тонкий юмор актёрской игры помог создать обаятельный образ. Эта роль стала одной из лучших в репертуаре Клавдии Канцыревой.
Театральное волшебство
В те годы в Российской Империи работал французский балетмейстер Артур Сен-Леон. Он был, безусловно, значительной фигурой в истории балета. Однако в своих постановках он делал ставку на развлекательность, за что его нередко порицали.
Одной из его работ стал балет «Золотая рыбка» на музыку Людвига Минкуса. Это было попыткой обращения к славянской теме. Но либретто лишь отдалённо напоминало пушкинскую сказку. Золотую рыбку танцевала Клавдия Канцырева — партия была поставлена специально для неё.
По сюжету, молодая казачка Галя требовала у своего старого мужа Тараса всевозможные чудеса. Это давало повод для демонстрации достижений театральной машинерии. В ходе спектакля образ рыбки тоже претерпевал метаморфозы. Так в одной из сцен она превращалась в юного пажа, прислуживающего Гале-царице. Канцырева, по словам критиков, исполнила партию рыбки «с большим тактом и умом». Артистичность, сценическое обаяние очень помогли танцовщице.
Но в целом балет не имел успеха у зрителей. Критики же чуть ли не состязались между собой в уничижительных отзывах. Особенно досталось сен-леоновскому творению от Михаила Салтыкова-Щедрина.
Сейчас сложно сказать, объективны ли были столь негативные оценки. Однако даже те критики, которые категорически не принимали сам балет, нашли слова похвалы для Клавдии Канцыревой. Безусловно, нужно обладать большим талантом, чтобы создать яркий образ в достаточно посредственном спектакле.
Земная героиня
Танцевала Канцырева и Джанину в прекрасном романтическом балете «Наяда и рыбак». Спектакль поставил Жюль Перро на музыку Цезаря Пуни. Согласно либретто, морская дева Наяда полюбила рыбака Маттео. Но у него была невеста, и он оказывался перед мучительным выбором.
Две героини были очень разными. Текучая, истаивающая пластика Наяды причудливо контрастировала с резвым, задорным танцем Джанины. Образ девушки-рыбачки был очень близок Клавдии Канцыревой. В каждом движении её Джанины ощущалась теплота чувств.
Были в репертуаре Канцыревой и другие партии, некоторые ставились в расчёте на неё. Однако солисткой она пробыла всего около пяти лет. Артистка начала хворать, что, возможно, послужило причиной её перевода в кордебалет. В 1880 году она окончательно оставила сцену.
О дальнейшей судьбе танцовщицы нет никаких сведений. Неизвестен даже год её смерти — в энциклопедиях вместо него стоит вопросительный знак.
Клавдия Канцырева не успела полностью раскрыть свои возможности. Однако то, что она сделала, позволило ей оставить заметный след в истории русского балета. Её танец, наполненный изящным юмором и живыми чувствами, восхищал зрителей. Даже самые взыскательные критики высоко оценивали выступления артистки. Салтыков-Щедрин признавался, что «не лететь за ней невозможно». Такие похвалы особенно ценны. Они красноречиво свидетельствуют о незаурядности таланта балерины.
Что еще почитать по теме?
Для кого танцевала Айседора Дункан?
История балета. Чем знаменита танцовщица Мари Салле?
Как танцовщица Лола Монтес стала графиней и лишила короля трона?
георгий рудик, Годунов строил крепости по границам и прочие проекты начинал. Можно узнать подробнее.