Ольга Терехина Мастер

Как в России появился театр?

Издавна на Руси существовали обряды: проводы зимы, колядки. Эти игры подхватили первые артисты — скоморохи. Слово «скоморох» произошло, по разным версиям, от славянского «скомати» — «шуметь» или от греческого «скомарх» — «мастер смехотворства». Они путешествовали по городам, веселя людей своими представлениями, танцами. У них не было сценария выступления. Их выступление было импровизацией и не всегда устраивало гражданские власти.

В середине 16 века Стоглавый собор воспретил им петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил развлекать гостей на свадьбе. В 1648 г. царем Алексеем Михайловичем выступление скоморохов было запрещено.

Интерес к постановкам послужил созданию народной драмы, похожей на коллективную игру. Каждый артист вносил что-то свое, но уже появлялись сюжеты и тексты. Другой формой театра был церковный театр. Представления проходили по церковным праздникам, инсценировались сцены из «Библии».

Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование. В одном из летних царских дворцов был сыгран первый спектакль. У царя Алексея Михайловича возник интерес к этому искусству, и он поручил найти специалистов за границей. Такой человек нашелся в Немецкой слободе, где жили иностранцы, работавшие в России. Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу по мотивам библейского сюжета. Так появился придворный театр. Но представления стали играть и в духовных и светских школах.

После смерти Алексея Михайловича придворные спектакли прекратились, но идея продолжала жить. Елизавета Петровна разрешила устраивать театрализованные представления горожанам. Так стали появляться самодеятельные театры. Снималось помещение, выбиралась пьеса, и ставился спектакль. До сих пор Ярославль считается родиной русского театра. Его основал Федор Григорьевич Волков, первый профессиональный актер.

По приказу Елизаветы Петровны Федор Волков и его братья приехали в Петербург для создания общедоступного театра. Директором стал известный драматург и поэт Александр Петрович Сумароков. Становление русского театра сопровождалось трудностями. Люди не привыкли посещать представления. Здание располагалось на Васильевском острове, мостов еще не существовало. Поэтому добираться до него осенью и весной было трудно. Творческие разногласия возникали между Сумароковым и Волковым. Но театр выжил.

Стали появляться не только профессиональные театры, но и театральные школы, стала развиваться драматургия, и появился журнал «Русский театр». Своими труппами прославились домашние театры графа А. Р. Воронцова, князя Н. Б. Юсупова.

В начале XIX века появились Императорские театры: Мариинский, Александрийский и Михайловский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. В конце XIX века стали открываться частные театры. Одним из них был театр Ф. А. Корша. В нем преобладала классика, ставились пьесы А. П. Чехова и С. А. Найденова. Здесь проводились утренние спектакли в воскресенье для учащихся, а каждую пятницу показывали новую постановку. Это было коммерческое предприятие.

Театры стали появляться в губернских городах. В небольших городах труппы существовали как антрепризы. Антрепренер брал в аренду здание, набирал труппу актеров на сезон и ставил спектакли. Стали входить в моду бенефисы, средства от которых поступали в пользу актера; водевили, которые игрались перед началом пьесы.

В начале XX века был создан Художественный Общедоступный театр, который гарантировал высокий уровень искусства. Его основателем был В. И. Немирович-Данченко. На сцене этого театра состоялась премьера «Чайки» А. П. Чехова.

Проходят столетия. Каждый век вносит что-то новое в театральное искусство, побуждая нас восхищаться игрой актеров или выражать свое недовольство репертуаром. Постановки пробуждают в нас разные чувства: то слезы, то улыбку, но главное — дают надежду на лучшее. За это мы и любим театр.

Литература: «Энциклопедия для детей. Искусство», часть 3. (Музыка. Театр. Кино).

Обновлено 16.11.2018
Статья размещена на сайте 5.07.2007

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Повторяю - в такой теме и обойтись без Димитрия Ростовского!
    Фи! И это при том, что о нем диссертации именно в этом плане написаны, его пьесы по сию пору играют...
    А меж Алексеем Михайловичем и Елизаветой столько всяких царей было - поклонников театра, в частности.
    Давая ссылку на литературу, надо указывать год выпуска (и место, если уж правилам следовать).

    Оценка статьи: 2

  • В такой теме обойтись без святителя Димитрия Ростовского?!

    Оценка статьи: 2

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 10 июля 2007 в 15:02

    А.Белкин:
    Коpотко изложим pазличные веpсии пpоисхождения слова "скомоpох". В pyсской доpеволюционной наyке каждый, кто писал о скомоpохах, считал своим долгом высказаться и о пpоисхождении слова. Только И. Беляев отказался от этого, заявив, что оставляет pешение задачи филологам. Сyществyет не менее 20 попыток объяснить этимологию нашего слова. Остановимся только на самых значительных. читать дальше →