Сергей Курий Грандмастер

Как группа АУКЦЫОН создала свои хиты про деньги, Карлика-носа и осколки девичьих сердец? Ко дню рождения Олега Гаркуши

В 1983 году юный рок-музыкант Леонид Фёдоров был просто сражён зажигательным выступлением группы СТРАННЫЕ ИГРЫ на 1-м фестивале Ленинградского рок-клуба. Тогда он решил сделать собственный коллектив, который был бы ещё круче, ещё отвязнее. Вместо хард-рока Фёдоров заиграл модный ска, а концертные выступления задумал превратить в настоящий театр абсурда. Так начал формироваться тот самый АУКЦЫОН, который мы хорошо знаем.

Фёдоров и Гаркуша. скан, Обложка диска.

Если главным композитором группы всегда был сам Леонид, то поставщиков текстов было аж два — клавишник Дмитрий Озерский и брат жены Фёдорова — Олег Гаркуша. Так как Гаркуша работал киномехаником и имел доступ ко всяким динамикам-колонкам, то поначалу он играл ещё и роль звукорежиссёра. Главный талант Олега раскрылся позже.

О. Гаркуша:
«Я приходил на репетиции и где-то в уголочке там „тым-тырым-тырым“ (делает пассы ногами). И Лёня в конечном итоге говорит: „А чё ты там где-то „тырым-тырым“… Может ты что-нибудь [на сцене попробуешь]“. Ну, я подхожу к микрофону и типа пою песню „Деньги — это бумага“. Он рот открыл [и говорит]: „Вот здесь будешь стоять всегда“».

«Деньги — это бумага» (1986)

Надо сказать, что дебют АУКЦЫОНА в Ленинградском рок-клубе был крайне неудачным. Особенно напрягло руководство клуба пение Фёдорова: «Он же у вас 32 буквы алфавита не выговаривает. Или сводите его к логопеду, или возьмите нового вокалиста». Так в коллективе появляется Сергей Рогожин — певец с отменным тенором.

Памятуя о неудачном дебюте, АУКЦЫОН готовил свою новую программу «Вернись в Сорренто» целых два года. Группа не только писала песни, но и разрабатывала хореографию выступления, создавала специальные костюмы и макияж.

Результат не заставил себя ждать. В мае 1986 года на 4-м Ленинградском рок-фестивале АУКЦЫОН буквально порвал публику своим безумным перфомансом. После него выступление группы КИНО уже никого не впечатлило (не помог даже только что сыгранный хит про перемены).

Фёдоров в то время вовсе не выделялся — на сцене безраздельно царили красавчик Рогожин и долговязый клоун Гаркуша, исполнявший нечто вроде «плясок святого Витта».

К сожалению, увидеть всё это «безобразие» в полной мере я смог лишь в мае 1989-го, когда группа появилась в ТВ-программе «Музыкальный ринг». До этого песни АУКЦЫОНА попадались мне от случая к случаю. Например, «Волчицу» я услышал на пластинке-сборнике групп Ленинградского рок-клуба. Текст песни показался мне тогда странным, а вот музыка сразу понравилось. Потом было эпизодическое появление АУКЦЫОНА в х-ф «Взломщик» с песней «Книга Учёта Жизни».

Но самой запоминающейся композицией стала задорная ска-песня «Деньги — это бумага». Во многом благодаря смешному клипу, где сюжет вращался вокруг… туалета. Сегодня это покажется странным, но тема кооперативных туалетов была в перестройку весьма животрепещущей. Платный туалет выступал, ни много ни мало, символом преимущества частной собственности над общественной. Вот и в клипе мы видим, как Гаркуша (автор текста песни) реально превращает туалетную бумагу в деньги.

О. Гаркуша:
«Я хотел каждую песню как-то оформить. Все идеи приходили спонтанно. Однажды я сидел на унитазе и гадал, что придумать для песни „Деньги — это бумага“. Взгляд упал на рулон туалетной бумаги — и меня осенило. На сцене я ходил с рулоном, раскручивая его».

Для молодёжи, наверное, стоит пояснить и строчку песни «Будет в будущем всё без денег…». Дело в том, что в советские времена учили, что когда мы всё-таки построим коммунизм, то деньги потеряют свою ценность и будет действовать принцип «От каждого — по возможности, каждому — по потребности».

«Карлик-нос» (1987)

«Вернись в Сорренто» стала первой и последней бесшабашно весёлой программой АУКЦЫОНА. Уверившись в собственных силах, группа подготовила к следующему рок-фестивалю более сложную, серьёзную и концептуальную программу под названием «В Багдаде всё спокойно». Хотя музыканты всегда считали своё творчество аполитичным, социальная сатира всё чаще проглядывала в текстах песен — даже самых абсурдных. Так как программа затачивалась под одну идею, то и автором текстов здесь выступил один Озерский.

Д. Озерский:
«Тогда начитались Гофмана замечательного. Вот, начитались Гофмана, и решили привнести гофманскую атмосферу на какую-нибудь Богом забытую страну, где кроме нефти ничего нет. Да, но что бы стало, если бы оттуда и нефть ещё ушла… Поэтому у нас там зазвучали всякие арабские мотивы. Страна грёз представлялась нам чем-то вроде Арабских Эмиратов…»

В результате музыканты изрядно перемудрили. Несмотря на то что на сцене было целое представление в духе «1001 ночи», в новых песнях уже не было привычного драйва. Недаром альбом «В Багдаде всё спокойно» породил лишь один хит — песенку про сказочного уродца Карлика-носа (правда, из сказок Гауфа, а не Гофмана). Да и то настоящим хитом эта песня стала лишь после её переиздания на сборнике АУКЦЫОНА 1995 года.

Впрочем, песня действительно отличная. По сути, в ней уже оформился главный лирический герой будущих песен АУКЦЫОНА — маленький ущербный человечек, находящийся между молотом и наковальней — внутренними комплексами и давлением общества.

Больной вопрос — я — Карлик-нос,
А вдруг война?
Я все смогу, я не сбегу.
Бытует мнение, и я йе-йе.

Относительная неудача «Багдада» привела к тому, что сразу после выступления на рок-фестивале группу покинул Сергей Рогожин (он ушёл в более коммерчески перспективный ФОРУМ). Именно по этой причине альбом «В Багдаде всё спокойно» был записан и издан на пластинке лишь в 1989 году. К этому времени Фёдоров плюнул на свои дефекты речи и все песни стал исполнять сам.

«Полька (Сосёт)» (1988)

В полную силу оригинальный стиль АУКЦЫОНА раскрылся на следующем альбоме «Как Я Стал Предателем». Кстати, в этот период в составе группы появился Евгений Дятлов — впоследствии известный российский киноактёр. Дятлов не только спел на альбоме две песни («Охотник» и «Лейтенант»), но и замечательно сыграл на скрипке в композиции «Полька». «Полька» — тот редкий случай, когда ведущий вокал группа поручила автору слов — Олегу Гаркуше (он же исполнит и «Бомбы» — издевательскую пародию на штампы советской пропаганды).

О. Гаркуша о песне «Полька»:
«Ну, наверное, [она] про робкого наивного человека, который никак не может определиться в жизни и своих отношениях с девушками. Но воспринимать это нужно, конечно, не в лоб. Сосёт в душе, или что-то еще в этом роде.

…Помню, был момент, мы играли на выставке детского рисунка, и когда я пел песню «Сосёт», то выскочили детишки из толпы и стали подпевать «сосё-о-от». А потом спрашивали меня, «дяденька, а вы еще будете петь про леденец?».

«Осколки» (1988)

Так как обычно свои стихи Гаркуша сочинял ещё до появления музыки, с ними обращались достаточно вольно. Иногда от оригинала оставалась только одна — самая яркая и ключевая — строчка. Например, «Он идёт к своей волчице» или «Осколки девичьих сердец хрустят у меня под ногами…».

Последняя фраза стала основой песни «Осколки» — ещё одной ёрнической песни о герое, «воюющем в чужой стране». Недаром на первоначальной версии альбома песню предваряли вопли: «Выво-о-одят, выво-о-одят!», явно намекающие на вывод советских войск из Афганистана.

Что касается музыки, то здесь меня очередной раз поразило умение АУКЦЫОНА на основе нескольких аккордов создать сложную изысканную аранжировку.

Рассказ о прочих песнях этого и других альбомов группы я продолжу в следующей статье.

Послушать эти и другие песни АУКЦЫОНА вы можете в 1-м комментарии к статье.

Статья размещена на сайте 20.02.2015

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: