Марианна Поникаровская Профессионал

Что празднует русский народ 8 июля?

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф. 19,6)

Оказывается, есть исконно русский праздник любви, а точнее, День любящих людей. В России, еще в дореволюционное время, были свои святые, покровители не влюбленных, но любящих — Петр и Феврония Муромские. На Руси уже много веков благоприятным днем для всех любящих, днем супружеского счастья считался День Петра и Февронии. 8 июля (25 июня по старому стилю) день успения преподобномученицы Февронии и благоверного князя Петра, если говорить грамотно, с точки зрения церковных канонов. Что значил этот праздник раньше, и как может восприниматься в современном обществе влюбленных и любящих пар?

Почему именно эта дата, а не дата знакомства или первого признания в любви и верности?
В истории Церкви не так много святых, прославившихся исключительно любовью и верностью друг к другу. И хотя этот день не «пропиарен», как 14 февраля, все же те, кто ищет небесного покровительства своей любви, могут смело сегодня обращаться в молитвах к Петру и Февронии. Жизнь святых Петра и Февронии — это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке. Ведь в браке главное — единомыслие, общий духовный стержень.

Согласно преданию, Петр был младшим братом княжившего в Муроме Павла и женился на Февронии потому, что загадочная дочь пчеловода исцелила его от тяжелой болезни. Это происходило в конце XII века, и женитьба князя на простой крестьянке вызвала много шума и осуждения среди горожан. Но Феврония была очень мудрая, как Василиса Прекрасная из сказок. Она прекрасно знала, что главное для нее — владеть сердцем своего мужа. Скоро Феврония стала княгиней, и они «начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

Однако через некоторое время, в 1204 году скончался князь Павел и править Муромом предстояло молодому Петру. Ничего не имели против его кандидатуры бояре — кроме одного: не нравилась боярским женам Феврония — простолюдинка. Собравшись по установленному обычаю, бояре известили своего князя о том, что сами они не против подчиняться ему, но вот их жены — боярыни — не хотят подчиняться бывшей крестьянке. Петр же, выслушав их мнение, сказал: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет». Обрадованные бояре посетили Февронию и предложили сохранить ей жизнь, если она оставит своего мужа и покинет город. «Что же вы дадите мне взять с собой?» — спросила мудрая Феврония. «Да что угодно отдадим! — клялись бояре, — забирай. Все, что хочешь, любые богатства!» «Хорошо. Но я хочу забрать только одно — своего мужа!», — ответила Феврония. Бояре были ошеломлены. Но боясь нарушить свою клятву, с неохотой решили: пусть князь Петр сам сделает свой выбор. Каждый из них подумал, что Петр может уйти вместе с женой, и тогда при благоприятном стечении княжить сможет любой из них. Узнав о решении Февронии, Петр сказал слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» и стал собираться в дорогу вместе с любимой женой. Собрав несколько приближенных, изгнанные супруги поплыли по Оке куда Бог пошлет.

Но бывший князь Петр не мог успокоиться — горевал о том, что стал изгнанником и переживал о потерянном. Феврония же утешила мужа и сказала, что Бог не оставит их. На следующее утро Петр смог убедиться в этом, потому что приехали гонцы из Мурома с просьбой вернуться. Оказалось, что бояре затеяли настоящую бойню за княжеский титул и началось кровопролитие и раздор. Народ, испуганный беспорядками, послал гонцов к князю Петру и велел молить его о возвращении. Петр и Феврония вернулись в Муром и много лет «правили народом, соблюдая все заповеди и наставления Господни беспорочно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, под их властью бывшим, как чадолюбивые отец и мать».

Когда Петр и Феврония достигли преклонных лет, он приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Петр жил в мужской обители, Феврония — в женской. Они молили Бога даровать им смерть в один день и в один час, а также завещали положить их тела в одном гробу, заранее приготовив соответствующую гробницу, имеющую между собой тонкую перегородку.

Однажды Петр почувствовал, что умирает и послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). «…Пусть подождет, мне надо закончить…», — просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье, обмотав иголку золотой нитью и умерла. Это случилось 8 июля (по новому стилю) 1228 года.

Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах (по другим версиям в разных храмах) — потому что побоялись хоронить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов — но наутро их тела снова были вместе.

Тем самым муромские чудотворцы, благоверные князь и княгиня, открыли миру одну из тайн русской Святости: нераздельность в духе мужского и женского начала, нераздельное единство в браке, таинство которого освящено Церковью. По учению Церкви, цельность человека была разрушена через грехопадение. До падения Адам и Ева были как бы зеркальным отражением друг друга; после грехопадения «зеркало» разбилось, и половины потомства Адама и Евы перестали узнавать друг друга. Но есть нераздельное внутреннее единство в браке, таинство которого освящено Церковью. «Что, как не брак, соединило море и сушу влажной дорогой и объединило раздельное друг от друга?» — писал святитель Григорий Богослов. Вот эту цельность и целомудрие в браке являют собой любимейшие русские святые.

20-летнее правление князя Петра и княгини Февронии в Муромском Княжестве зафиксировано в истории одним из самых благополучных и процветающих периодов. Они любили друг друга до смерти и после. Супруги, которые смогли пронести свои любовь, преданность и верность друг другу через всю свою жизнь, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю.

Какие выводы можно сделать, что принять или о чем задуматься? К сожалению, сегодня часто соединяются пары, которыми правят животные инстинкты и страсть, часто нынче называемая любовью. Однако пройдет время, и если у двух людей не было «духовного стержня», то брак, если и не распадется, то счастливым, скорее всего, не будет. Петр и Феврония «любили друг друга любовью светлой, чистой, бескорыстной любовью, наполненной глубиной и необыкновенным духовным содержанием».

Как можно сегодня, с современными реалиями и безверием соблюдать нашу старую русскую традицию и праздновать этот добрый праздник? Если есть влюбленные, почему бы не сделать приятным еще один день? Отметить еще одну дату рядом с близким человеком? Можно просто сделать ВСЁ, чтобы любимый человек светился от счастья. Нет ничего плохого в том, чтобы появлялись новые традиции и взгляды. В этот день можно просто поздравить друг друга, сказать слова любви, благодарности, признательности. Касательно не женатых пар, думаю можно и нужно тоже отметить этот праздник. Пусть без «валентиновского» пафоса и моря сердечек, зато от души и чистого сердца. Ведь достаточно просто провести день вместе! Как отмечать — это должен каждый решать для себя сам.

Другой вопрос — национальная культура, традиции, осознание себя как частицы своего народа. Все эти понятия в современном обществе далеко не актуальны или потеряли свою ценность. Но я думаю, для любви и такой важной жизненной ценности, как семья — есть место в душе любого человека. И неважно, какого мы вероисповедания, к какой культуре принадлежим, привязаны или нет к какой-либо конфессии. Можно праздновать всемирный день Ромео и Джульетты, Адама и Евы, Цезаря и Клеопатры — любой понравившейся вам влюбленной пары из истории. Тогда, может, у каждой влюбленной пары будет своя пара покровителей любви, возможно со схожей историей любви. Неважно, что вас связывает или не связывает, ассоциируетесь вы с этой парой или нет — главное ваша любовь и отношения.

Любите и будьте любимы! С праздником, всех любящих людей этого сайта!

Обновлено 8.07.2007
Статья размещена на сайте 7.07.2007

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • И ведь знаю про него, и сказание читала, но всегда забываю дату...

    Оценка статьи: 5

  • Пока праила статью, я упоминала о том, что варианты согласно разным истоникам-разные
    Истина- в поиске этой истины, и в знании различных версий

    Оценка статьи: 5

  • Статья очень интереная. Только первая часть истории (женитьбы) по легендам на много менее безоблочнее чем в статье: Петр болел проказой и Февронья пообещела его вылечить при условии, что он д
    женится на ней. Излечившись же, Петр благополучно забыл о своем обещании. Но, когда же болезнь вернулась вновь, вот только тогда, Петр и женался на Февроньи. Получается, что вначале история была очень даже скверной и не о какой любви там даже билазко речи не шло... Февронья шантажом хотела женить на себе Петра, а Петр, дав обещание, не хотел его исполнять....

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 10 июля 2007 в 12:43

      Думаю, следует читать канонический текст, чтобы понять, что именно православные отмечают в этот день. На него есть ссылка в статье. А в моем первом комментарии есть ссылка на размышление по поводу этой легенды на православном сайте. То, что Вы толкуете как "шантаж", понимается как божественное предназначение...

  • Даже и не знала об этом. Спасибо. Вот прочитала и буду знать!

  • Очень приятное чувство осталось от этой истории. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Хех, а я вот расстался с девушкой и менно ночью 8 июля.

  • Красивая история, приятно читается.Моя 5

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Марианна и Татьяна!!! Все учту и исправлю!

    Оценка статьи: 5

  • Вот и возникает вопрос - зачем отмечать католический праздник 14 февраля День Святого Валентина, когда у нас есть свой, православный "день любящих"? День двух святых, любящих супругов Муромских.

    Мне эта фраза показалась не слишком корректной. В России достаточно много католиков (и не только в России, ведь журнал читают люди из разных стран), к тому же, в наше время думаю, день св. Валентина уже не воспринимается, как праздник религиозный. От оценки воздержусь, а за исторические аспекты спасибо, интересно было почитать.

  • Люба Мельник Бывший модератор 7 июля 2007 в 18:13

    Занятно - о тайнах русской святости. Особенно если учесть, что святые - христианские, религия мировая, для Христа нет ни эллина, ни иудея...
    Особенно если учесть, что жития святых - такой жанр, в котором ведущими приемами было то, что ныне называется компиляцией и плагиатом. То есть жития одного святого - русского -с малыми изменениями повторяли житие другого святого - византйиского или общехристианского.

    Оценка статьи: 3

    • Люба Мельник Бывший модератор 8 июля 2007 в 13:58

      Кстати, о тайнах русской же святости. Единственная тайна - что в истории русской святости это единственный случай канонизации супругов именно как супругов. Все прочее - сплошь либо аскеты, либо князья-мученики, либо мученики вообще, юродивые и т.п.
      Раскручивать этот праздник стали совсем недавно, кстати, - и в этом пиаре больше инициативы не РПЦ, а собственно муромской.

      Оценка статьи: 3

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 7 июля 2007 в 19:54

      А я не уверена ни в том, что семьи были сплошь счастливыми потому, что были крепкими, ни в том, что этот день памяти когда-нибудь был праздником.

      Я очень люблю эту легенду, а еще больше - православное толкование ее. Смирение и поучение. Святость и благочестие. И с Днем святого Валентина сравнивать просто неуместно, и призывать превращать в праздник для всех и для каждого - тоже.