Прежде и проще всего иконы классифицируются по месту нахождения: домовые и храмовые. Храмовые, в свою очередь, на иконостасные, заамвонные… Если честно, дальше я не «копал». Показалось не очень принципиальным.
Среди домовых выделяют: семейные (передающиеся по наследству); именные (с изображением тезоименного её владельцу святого); мерные (именная икона, изготавливаемая к рождению ребенка в честь его небесного покровителя; икона выполняется размером в рост ребёнка); венчальные (участвующие в венчании). И далее, но эти можно считать основными.
Отдельно можно выделить путевые, или путные, дорожные иконы, которые берут с собой в дорогу. В современном варианте — всем известные автомобильные.
Классификация по месту расположения как бы «уточняет», точнее, дополняет предыдущую, выделяя иконы настенные, настольные и престольные.
Важнейшее и, наверное, главное — сюжеты. Существует вполне определенный набор или комплекс иконописных сюжетов. Прежде всего, это:
- иконы Святой Троицы;
- иконы христологического ряда — иконы Спасителя и изображения событий с его участием; здесь выделяют иконы страстного цикла, повествующие о страданиях и распятии Христа;
- богородичные иконы — непосредственно иконы Богоматери и иконы богородичных праздников;
- иконы святых и сил бесплотных;
- иконы праздников и событий священной истории;
- символические и аллегорические композиции.
Также иконы классифицируются по:
- числу изображаемых персонажей;
- числу композиций; на иконе могут быть изображены несколько относительно самостоятельных сюжетов; есть иконы с клеймами: центральная композиция окружена рядом второстепенных сюжетов, связанных центральным персонажем;
- по охватываемости фигур (поясные, ростовые, огрудные, оплечные, оглавные; сюда же относят тронные изображения — восседающие на престоле фигуры);
- по размеру;
- по проявлению (сил и благодати Небесных);
- по стилю — к какой иконописной школе или традиции относится данная икона; чаще школы выделяют по географическому признаку (традиции, сложившиеся в том или ином регионе) или по школам отдельных выдающихся мастеров;
- по технике исполнения: печатные, живописные, резные, литые, вышитые…
Среди живописных, в зависимости от основы используемой краски, выделяют иконы:
- «масляные»,
т. е. написанные маслом; - энкаустические (связующее вещество краски — воск);
- темперные — основа краски натуральные порошковые пигменты (или синтетические аналоги), связующее вещество — натуральные или искусственные эмульсии;
- мозаические и пр.
Среди чудотворных икон выделяют по проявлению сил и благодати Небесных:
- явленные;
- мироточивые;
- целительные
и т. д.
Конечно, все многообразие икон в православии этим не исчерпывается, но примерно, в общих чертах, как-то так. Как знать — может быть, пригодится?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...