Катя  Чековска Мастер

Обыкновенная история?

Обыкновенная история повторяется. Восторженная душа разбивается о жесткие реалии, идеализм не выдерживает реализма, а мечты разбиваются о собственные корыстные посылы. Иван Гончаров прекрасно показал, что происходит с идеализмом. «Мы все были Александрами Адуевыми», — сказал Кирилл Серебренников, открывая занавес «Обыкновенной истории» в «Гоголь-центре».

…Двадцатилетний современный провинциал Александр Адуев (Филипп Авдеев) приезжает в Москву. Цель его визита, в отличие от анкеты туриста, однозначно не определишь. Александр в своей деревне был обласкан, все понимал, пел лирико-патриотические песни и был уверен, что на все способен. Не сомневался, что всеми любим, свернет любые горы и переживет все неприятности.

В деревне у него остается девушка Соня (Мария Селезнева). Она наивна и глуповата, но пылкая, визгливая и естественная. А какой еще может быть девушка деревенского самоуверенного поэта-гитариста-романтика?

Верный друг Виктор (Иван Фоминов) понимает с полуслова. С ним можно часами перебирать гитарные аккорды и душевным фальцетом фальшивить свои и чужие песни. Мужлан Виктор так сосредоточенно кивает в такт каждому слову и аккорду друга, что Саша абсолютно уверен, что и весь мир станет поддакивать с тем же щенячьим восторгом, искренней преданностью и заверениями в вечной дружбе. Тем более что помыслы чисты, мотивы благородны, а что делать — непонятно. Когда Саша в Москве устроится, Виктор обязательно к нему приедет. Вместе можно будет свернуть не только горы, но и стены, хотя не очень понятно — какие и зачем.

Но город однозначно не пожалеет, что гостеприимно встретил очередных провинциальных героев. Что-то великое для людей Саша совершит обязательно, потому что ему так хочется. Да и мама говорит, что он лучший (Светлана Брагарник). Мама собрала в Москву тринадцать пар носков, деньги положила в зеленые. Она посоветовала не пить, денег в долг не давать. Дала еще другие свежие советы, без которых любой бы запил, загулял или остался бы простофилей. Еще мама сказала: «Как я тебя люблю, никто так любить не будет». Весь напутственный текст Саша прослушал рассеянно. Тряпки и банку грибов из чемодана выбросил, а зеленые носки с деньгами перепрятал.

В Москве Адуев остановился у дяди Петра Ивановича — успешного, расчетливого и циничного человека. Петр Иванович не смог скрыть разочарований от того, что на его голову свалился наивный олух, желающий воплотить идеалы «бобра». Петр Иванович в исполнении Алексея Аграновича — брутальный, манерный и жестокий человек. Ему совсем не хочется заниматься племянником, но видеть рядом блестящие глаза тоже невозможно. «Тебе не вынести того, что вынес я». Когда-то пылким юношей он тоже приехал покорять столицу. Расставшись с идеалами романтизма, вечной любви, поэтической восторженности, Петр Иванович покорил себе город и очень раздражается от душевных соплей провинциального родственника.

Саша поначалу не перестает удивлять дядю душевными порывами. То чуть не женился, но невеста предпочла другого. То пишет другу душераздирающую галиматью. То блажит песни под два аккорда надрывным голосом. Дядя как никто знает, что провинциального гастролера ждут сплошные разочарования. Они забросают душевный огонь предательствами, изменами, ложью и лицемерием.

Похожий на Мефистофеля томным взглядом и осведомленностью в житейских делах Петр Иванович является миру с пластикой пантеры. Он появляется из мрака и нередко напоминает собственную тень. Почти всегда в элегантном смокинге. Ни разу не закурил, хотя атласные лацканы позволяют не прожечь костюм. Петр Иванович много пьет и к месту поругивается (в правовых рамках возвращения в театр литературной нецензурщины). Дядя харизматичен, обаятелен и цинично доказателен. Двигается вкрадчиво, высказывается веско и убедительно. От такого «не заразиться» невозможно.

Саша вначале пытается возражать. Часто обижается, спорит, наскакивает на дядю, как молодой петух, но предъявить железным аргументам провинциалу нечего. Постепенно, медленно, но верно идеализм превращается в холодную расчетливость, цинизм и эмоциональную тупость. Душа черствеет, юношеские принципы забыты. Живые эмоции заменяются презрительной маской. Порывистые движения становятся медлительно вальяжными. Провинциальный сasual сменяет черный дорогой костюм. Даже голубые глаза в финальной сцене становятся карими. Новые респектабельные зубы придают лицу клановую конъюнктурность. Даже Москва вокруг Саши видоизменяется. Жизнеутверждающие софиты московского метро постепенно превращаются в OOO для M W, желающих в городе справить быструю нужду.

Последним порывом идеализма стала любовь Саши к Юлии Тафаевой (Ольга Науменко). Юлия низким грудным голосом говорит о последнем счастье, бросает к ногам Саши свое сердце. Сама стелется к ногам любимого на дорогом ковре с люрексом. Но Петр Иванович рекомендует племяннику душевные страдания прекратить и спрятаться в деревне. Саша покладист. Он легко разбивает сердце влюбленной женщины и даже не сожалеет об этом. Женя Лукашин однажды бросил московскую невесту Галю. Юлия Тафаева отпускает жениха с таким же ледяным блеском в глазах — очередной болтун и негодяй.

Единственным светом в душе Петра Ивановича является жена Лиза (Екатерина Стеблина). Лиза видит в Саше чистоту помыслов, верит в его талант и пытается утешить. Но сама страдает хандрой, мучается от собственной нереализованности. Купаясь в роскоши, красавица не находит своего места. С ее смертью жизнь Петра Ивановича теряет смысл. Саша, прихрамывая (лыжная травма), приперается на поминки и фамильярно мямлит слова соболезнования. Очень при этом напоминает мерзость в самом буквальном ее смысле. Как каменный истукан сидит убитый горем Петр Иванович. Он не реагирует на лицемерные стенания племянника.

Александр Адуев, между тем, стал успешен. Он хорошо усвоил дядин урок и занял место в обществе. Обществе лицемерных угодников, мздоимцев и бездушных дельцов.

Со времен Адама и Евы происходит одно и то же. Обыкновенная история. Иван Гончаров актуален как никогда. «Мы все когда-то были Сашей Адуевым», — сказал перед спектаклем режиссер Кирилл Серебренников.

Спектакль «Обыкновенная история» — о тех, кто утратил идеалистические порывы. О городе, разбивающем мечты и создающем иллюзии новых. О душевных терзаниях имеющих и странном облегчении все потерявших. Спектакль — для тех, кто способен думать, теряя — находить, и пытающихся разобраться в том, что происходит вокруг на самом деле.

Режиссер, художественный руководитель: Кирилл Серебренников.
В ролях: Филипп Авдеев, Алексей Агранович, Светлана Брагарник, Ольга Науменко, Екатерина Стеблина, Яна Иртеньева, Иван Фоминов, Мария Селезнева, Андрей Поляков, Евгений Харитонов.

В спектакле исполняется вокальный цикл Александра Маноцкова «Пять коротких откровений» для двух сопрано, низкого неакадемического женского вокала, фортепиано и любительского синтезатора на текст «Откровения Иоанна Богослова». Музыкальная композиция спектакля — Андрей Поляков. В спектакле звучат песни «Россия, дыши» Ивана Каприса и «Луна» Олега Васенина, стихи Тимура Мартынова и Ольги Васильевой.

Премьера: 12, 13, 14, 15 марта, 8, 9, 10 апреля, 16, 17 июня 2015 года.

Статья размещена на сайте 12.03.2015

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: