Условно обобщая, алтарь — место, где присутствует божество. Или где человек и божество вступают в контакт. То есть это сакральная часть храма, непосредственно связанная с высшим миром.
В христианстве между этой частью храма, символизирующей мир горний, божественный, и «миром земным» принято располагать иконостас. На первый взгляд, иконостас — граница, разделяющая эти миры. Это самая очевидная аналогия. Ведь доступ в алтарь, как известно всякому бывавшему в храме, строго ограничен.
Но здесь есть нюансы. Во-первых, иконостас был таким далеко не всегда. И особое развитие он получил как раз на Руси. Во-вторых, иконостас, конечно, разделяет две части храма. Но еще и связывает! То есть это не только граница, преграда — но и «мост». С иконостаса в «мир земной» смотрят лики святых — зримое воплощение стремления (и приближения!) человека к Богу. А главное — Бога к человеку!
Появились иконостасы не сразу. И уж точно — не в нынешнем виде! Большие иконостасы типа современных появились уже на Руси весьма поздно — примерно в первой половине XVI века.
В раннехристианских храмах не просто не было иконостасов; сакральная и «земная» части могли быть вообще не разделены. Во всяком случае, об алтарной преграде (еще не иконостасе!) впервые (согласно Википедии!) упоминается в IV веке. По археологическим данным, сохранившиеся преграды IV в. — тот самый ряд колонн, соединенных невысокими каменными плитами с барельефом. То есть это та самая, скорее символическая, преграда, не закрывающая обзора.
Зачем? Наверное, можно скорее предполагать. С другой стороны, можно понять… попытаться понять логику. Возможно, по мере развития христианства, представлений о мироустройстве, возникла идея: отделить «проявленную» часть мира от божественной, не имеющей зримой формы. И поначалу алтарная преграда была скорее символической: деревянная решетка, завеса, ряд колонн…
Собственно иконостасы появляются много позже, в Византии. Но и там это не сплошная преграда, а все та же деревянная решетка или колоннада. Преграда могла быть сплошной, но невысокой, примерно по грудь.
Кстати, иконостас и даже просто развитая алтарная преграда — элемент именно православного храма. Развитый иконостас в современной Греции — «обратное» русское влияние. В Европе же иконостас не развился. Больше того, там и алтарную преграду не стали считать обязательным элементом храма.
Образы Иисуса и святых появляются в Византии довольно рано; с IX в., по окончании борьбы иконоборцев с иконопочитателями, эта христанская традиция распространяется. Обычно это образы Иисуса, Богоматери и храма.
Естественно, из Византии идея алтарной преграды пришла и на Русь. Помним, когда Русь приняла официальное крещение? Именно в конце IX века. Вместе со священниками, обрядностью и архитектурой. Не скажу точно, но кажется (насколько помню визуально), в храме Покрова на Нерли (середина XII в.) — как раз колоннада. К счастью, там не установили иконостаса и пространство храма открыто. Во всяком случае, с год назад высокого иконостаса «русского типа» там не было.
Сама перегородка, темплон, на Руси могла быть двух видов: перекрывающая только центр, сам алтарный проем; или — весь храм.
Со временем пространство алтарной преграды стало заполняться иконами. Не знаю причины. Не знаю даже, были ли инициаторами этого ромеи или русские, хотя предположу, что все же русские. Наши предки учились, появлялись свои мастера. К тому же первые упоминания о собственно иконостасе на Руси — довольно поздние, относящиеся к середине XIV века.
В храмах Византийской империи развитие иконостаса идет примерно до XII в. Иконостасы здесь, как правило, трехрядные. И еще важное отличие: в Византии образы писали прямо на темплоне, на самой преграде. По крайней мере, так было долгое время. Насколько я лично понял: если нужно было увеличить число икон, увеличивалась сама алтарная перегородка.
Византийские алтарные преграды имели от одного до трех рядов икон. На Руси же они приобрели нынешний пятирядный облик.
Любо!
Оценка статьи: 5
1 Ответить