Алена Стряпчиева Профессионал

Что такое умная толпа?

Ежеминутно люди совершают кучу одинаковых действий. И десятки, и тысячи собираются в одно и то же время в одном месте, но не задумываются об этом.

Сегодня они перестают быть частью этой однообразной, серой толпы, а становятся частью другой, где пытаются строить новые отношения между людьми, находят новые формы социальной коммуникации, и одним из средств современного самовыражения стал флешмоб. Это явление мегаполисов, где повседневно образуются толпы людей и не это является чем-то из ряда вон выходящим.

Откуда же взялось это загадочное явление? Вся история флешмоба окружена тайной. А тайны мы уж очень любим!..
Флешмоб (flash mob) — «вспышка толпы», это сообщество людей, которые с помощью Интернета, объявлений договариваются о том, где и когда они должны появиться, совершить одно и то же действие, чтобы потом быстро вновь раствориться в толпе.

Когда говорят о зарождении флешмоба, чаще всего рассказывают про человека по имени Билл, живущего в Нью-Йорке. Что это он — после нескольких неудачных попыток — с помощью электронной почты и sms-сообщений сумел добиться того, чтобы 17 июня 2003 года около полутора сот незнакомых друг с другом людей зашли в один супермаркет, расположенный на Манхэттене, и попросили продать им «коврик любви для загородной коммуны» ценой в $ 10000. Пока ошарашенные продавцы консультировались с менеджерами, все потенциальные покупатели «коврика» исчезли. Это и является официальной датой возникновения флешмоба. Потом Билл провел шесть или семь акций, после чего вышел из игры. А вирус флешмоба проник во все уголки планеты.

С виду флешмоб прост. Большое количество незнакомых людей, самоорганизовавшись с помощью современных средств коммуникации (Интернет, мобильный телефон), собираются в определённое время в определённом месте и чётко выполняют обговоренное ранее действие. Любая акция состоит из «простых движений». Все действия для будущего сценария берутся прямо из жизни.

Главное — повнимательнее смотреть по сторонам! Для него важен эффект внезапности, случайности и одновременности. Для свидетеля флешмоба его участники появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Как считают флешмоберы, хороший сценарий — тот, который способен породить реальное событие, хотя бы на несколько мгновений создать альтернативную, иную, реальность. И это обязательно произойдет, если случайные прохожие смогут поверить в то, что это действительно происходит.

Цель — вывести человека хоть на мгновение из собственного уютного, но замкнутого мирка и, заодно, выйти из него самим участникам. В истории не остаются ни имена авторов акции, ни имена участников. Флешмоб пытается освободить себя от истории, а заодно и от действительности. Это процесс ради процесса. Люди, коллективно подурачившись, не оставляя «хвостов», расходятся, возвращаясь к нормальной, повседневной жизни.

Трудно однозначно сказать, что заставляет людей участвовать во флешмобах. У каждого мобера своя идея. Для некоторых это уход от рутины, просто способ развлечься, посмеяться над серыми буднями. Для других — способ избавиться от комплексов и убедиться в том, что он может совершить дурацкий поступок у всех на виду. Для кого-то — способ сделать вызов окружающему миру.

Вот некоторые примеры акций флешмоба. В Берлине 250 человек встретились неподалеку от американского посольства, откупорили бутылки с шампанским и три минуты выпивали «За Наташу». В столице Татарстана провели флешмоб против пыток на пересечении центральных улиц. Подошедшие к месту с разных концов улицы участники неожиданно упали на дорогу, судорожно начали корчиться от боли и писать мелом на выложенной плитке «Нет пыткам!», все это длилось две минуты.

Идеологи флешмоба, правда, предпочитают называть такое сборище smartmob, то есть «умная толпа». Идея пришла к ним после прочтения книги известного американского социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция». Рейнгольд специализируется на социологической рефлексии относительно новых технологий. В «Умной толпе» он, в частности, сделал предположение о новых возможностях самоорганизации и возникновения новых неожиданных сообществ, состоящих из ничем не связанных и совсем незнакомых друг с другом людей. «Технология сделала общество невероятно мобильным, — пишет Рейнгольд. — Мгновенная толпа может возникнуть и исчезнуть где и когда угодно — для этого нужны примитивные технические средства…».

Если флешмоб — технология собирания толпы, то смартмоб — это цель, с которой собирается толпа. Флешмоб — это форма, а смартмоб — ее содержание. Это два взаимодополняющих понятия, каждое из которых немыслимо друг без друга. Хотя есть мнения, что они различны. Потому что цель smartmoba- заострить людское внимание на животрепещущих вопросах.

Но «сколько людей — столько и мнений» и отношения к флешмобу как к явлению тоже различны. Вот некоторые из них.
Это еще не культура, говорят одни, но проявления массовой культуры существуют в различных формах. А, как известно, одно из определений культуры — это то, что создано человеком в определенную эпоху, в промежуток человеческого развития. А искусство, культура многообразно, многогранно, существуют сотни типов, видов, загадок… Это искусственное явление, маленькое чудо, которое умрет без людей как без электричества.

Кто-то считает, что это просто игра, и игра по определенному сценарию, который кто-то придумал и рассказал всем, это как и сама жизнь. Ведь говорят же, что «вся жизнь — игра». И люди проигрывают эту жизнь, реальность снова и снова создавая ситуации. Присмотревшись, мы увидим, что он ничего не меняет в мире, почти ничего не привнес в нашу жизнь. Но это и принципиально новое отношение ко всему в мире, что человек сознательно вмешивается в простые схемы своей жизни, осознанно их проделывает. Немногие считаю, что это очень авторская, элитарная вещь, связанная со специфическими навыками чтения этого послания.

Есть мнение, что это форма неполитического протеста, совершенно новая для нашего времени. Но какой это протест? Протест против одиночества, против изолированности в большом обществе, где каждому плевать друг на друга, плевать, что происходит вокруг, что даже близкие друзья больше общаются по телефону, чем встречаются. И таким образом подсознательно борясь против одиночества, молодежь придумала такую форму протеста.
Но каждый сам выбирает для себя толкование флешмоба — это или часть культуры, или протест, или просто способ подурачиться…

Принимайте жизнь такой, какой она есть!

Обновлено 2.10.2017
Статья размещена на сайте 9.07.2007

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: