• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Путешествие в Санкт-Петербург: куда сходить? Кронштадт

Вы приехали в Питер на несколько дней, значит, можете посмотреть очень многое. Например, минимум на полдня можно съездить в Кронштадт. Во времена СССР попасть туда было очень сложно. Военно-морская база, военные корабли, пропуска, паспорта… Теперь город открыт для туристов.

Чтобы попасть туда, есть несколько способов. Наиболее удобны два из них.

Во-первых, от набережной Невы напротив Эрмитажа до Кронштадта ходят суда. Причем ходят не только «Ракеты», но и обычные суда. «Ракета» несется на своих подводных крыльях, а обычное пассажирское судно идет раза в два медленнее — зато снаружи нет такого ветра, как на «Ракете». Удобнее смотреть, а велика ли разница, полчаса или час потратить при поездке в Кронштадт?

А во-вторых, можно на метро доехать до станции «Проспект Просвещения» (это предпоследняя станция Московско-Петроградской линии на северном направлении), по диагонали перейти перекресток, а еще лучше — спросить, откуда отправляются автобусы в «Мегу». Рядом с остановкой этих автобусов стоят и маршрутки на Кронштадт. Маршрут номер 407. Минут сорок — и вы в Кронштадте. Вот только никакой романтики, никакого Финского залива и никакого соленого ветра над водой. Как вариант, можно в одну сторону ехать сушей, а в другую — морем.

Кронштадт имеет историю лишь на пару лет короче, чем Петербург. В условиях войны со Швецией совершенно очевидна идея разместить на острове Котлин передовое укрепление, которое должно было в случае чего принять первый удар неприятеля. Кроме укреплений на острове, сразу начали создавать искусственные острова, на которых решено было разместить форты, чьи пушки должны были закрыть проход неприятелю по южному фарватеру.

Искусственные острова создавали очень просто — зимой прямо на льду сооружали деревянные срубы — ряжи, опускали их под лед и засыпали камнями. Они опускались на дно и создавали основу для грунтовой насыпи. Так за зиму 1703−1704 года были сооружены форты, перекрывшие артиллерийским огнем дорогу кораблям врага к устью Невы. И шведы не преминули проверить качество русских пушек уже летом 1704 года.

К началу XIX века Кронштадт был построен, а во время Великого наводнения 1824 года его, практически полностью, смыло волнами. Подъем воды даже в Кронштадте был таков, что весь остров скрылся под водой. И деревянные строения просто смыло волнами. Размыло даже кладбище.

После этого Кронштадт начали отстраивать уже в камне. Этот город вы и увидите, выйдя из маршрутки или сойдя на причал в порту города.

Кронштадт — маленький город и большая военно-морская база со всеми службами. Что в нем стоит посмотреть?

Синий с золотом Морской Никольский собор был сооружен в начале XX века. В его создании принимал участие, а затем служил в нем Иоанн Кронштадский, последний православный святой, канонизированный в 1990 году. До последнего времени собор находился в запустении. Очень красив снаружи, внутри еще не до конца отреставрирован. В 2013 году собор был вновь освящен.

Возле собора — Якорная площадь (и памятники на ней). Улица рядом с площадью вымощена чугунными плашками.

В 60-е годы XIX века улицы Кронштадта были сплошь замощены чугуном. При мнимой дороговизне тут очевидна экономия. Один раз замостив улицу, скажем, в 1861 году, получили надежную мостовую, служащую до сих пор. Уже 150 лет!

Правда, с чугунными мостовыми в Кронштадте дела идут не совсем так. В середине XIX века улицы замостили чугуном, и до 40-х годов XX века они отлично служили, но… Пришла война, блокада. Судоремонтным заводам нужен был чугун… Начали корчевать мостовые. И выдрали почти все, за исключением 200-метрового участка мостовой возле Якорной площади. По чугуну можно прогуляться, по нему ездят машины. 150 лет эксплуатации не нанесли мостовой никакого вреда. Говорят, что почти за сто лет использования плашки стерлись на пару сантиметров, но внешнему виду и функциональности мостовой это не мешает.

Еще весьма интересно посмотреть на чудо русской изобретательности — сухой док XVIII века. Собственно, сам док работает и сейчас. В нем ремонтируют суда и без пропуска туда не войдешь. В наше время сухим доком никого не удивишь. Загнали судно, зафиксировали его, включили насосы, откачали воду и — готово!

А как было поступать в XVIII веке, когда мощных насосов и паровых машин для работы насосов еще не было? Русские доказали свою изобретательность. В док загоняли судно, крепили его и открывали трубу, соединявшую док с огромным котлованом, выкопанным рядом. Вода утекала, док становился сухим. Пока шел ремонт, куча народу ручными насосами откачивали воду из котлована. К моменту окончания ремонта и начала ремонта нового — котлован снова был пуст. Расположен котлован возле якорной площади и через него переброшен совершенно очаровательный подвесной пешеходный мост.

Кроме этого — живописные улочки, поющий фонтан в центре города, мемориальные доски в память о многочисленных путешественниках и мореплавателях, некогда живших и служивших в Кронштадте.

Вот так, в поисках прекрасного незаметно пройдет полдня, а то и весь день. Кронштадт — очень гостеприимный, маленький и уютный город, стоящий объект для туриста!

Статья опубликована в выпуске 2.05.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая статья! До Кронштадта можно доехать еще и обычным городским автобусом № 101 от метро Старая деревня, за 28 рублей,автобусы ходят по расписанию каждые 10-11 минут, время в пути около часа, путь идет по дамбе, которую тоже интересно посмотреть, тем более, что с нее прекрасно обозреваются и форты перед Кронштадтом. По Кронштадту надо ходить пешком, потому что там очень много замечательных памятников.Вот снимок Морского собора и памятника Адмиралу Макарову.

    Оценка статьи: 5

  • Ещё одна достопримечательность Кронштадта, известная всем географам-топографам-геодезистам - нулевая отметка уровня океана, Кронштадтский футшток.

  • Замечательный цикл, Игорь Вадимов, но... Но немного придуманностью отдает.

    Лично мне было бы приятнее довериться провожатому-эскурсоводу самодеятельно-профессиональному от "бога" - от любви к Питеру. Взял бы и рассказал по-свойски о замечательном городе. Как другу бы рассказал. Доверительно. И красиво.

    Оценка статьи: 5

    • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 2 мая 2015 в 18:59 отредактирован 2 мая 2015 в 19:00 Сообщить модератору

      Вячеслав Старостин, найти экскурсовода от "бога" очень сложно, поэтому лучше ознакомится с литературой (с смысле с объектом), а потом пройтись и своими глазами всё увидеть без слов, молча, если это ваш город, вы его полюбите без слов и для вас не надо будет рассказывать какой он прекрасный

    • Вячеслав Старостин, просто прикидывал - что бы посмотреть в городе. За день, за два, за три...
      Вообще, если впереди еще много, много раз, то в первый раз можно и неделю потратить на Эрмитаж.
      Он ведь - и главный корпус и в помещении Генштаба, это через Дворцовую, напротив, там сейчас временные выставки открывают, он и в Дворце Меншикова - вообще на В.О,, через Дворцовый мост и налево.
      Даже в главном корпусе (корпусах) можно день на испанцев, день на французов, день-два на фламандцев...
      А Петропавловка - тоже, если по музеям, то целый день.
      А Русский музей? День, но к вечеру уже без ног.
      А прочие музеи?! Артиллерийский, музей связи, музей Арктики и Антарктики, в бывшем Варшавском Вокзале - железнодорожный музей, на стрелке В.О. - военно-морской музей. А рядом кунст-камера - а это тоже день целиком...
      Но если от музеев Питера в основном абстрагироваться, тогда - первый день, по верхам, Эрмитаж, второй день - Петергоф, третий - Кронштадт. А уж потом...
      Вот только - каждому свое интересно.
      Мне, еще с детства - Артиллерийский музей, а в Эрмитаже - испанцы и Рембрант на втором, французский классицизм на третьем этаж и импрессионисты(рядом).
      Кому-то - фламандцы в Эрмитаже и поездка по рекам и каналам...
      А кому-то Голден-Доллз на Невском, напротив Гостинки - и ничего другого не надо.

  • А отец Иоанн Крондштадский служил в Андреевском соборе, ныне не не сохранившийся.