Катя  Чековска Мастер

«Мне не больно». О чем расскажет проект Дмитрия Бикбаева в театре Луны?

Земным страстям все равно где кипеть. Балет им тоже подходит, были бы люди. Юные души подвержены соблазнам больше всего. «Мне не больно» — драма в одном действии о балете и его внутренней жизни.

…Выпускница Балетной академии Лиза (Елизавета Бурмистрова), подающая большие надежды, одержима славой. Талант, трудолюбие и фанатизм позволили ей стать претенденткой на главную роль в дипломном спектакле. Она преодолевает зависть сокурсниц, появление влиятельной конкурентки, эмоциональное давление педагогов. Не выдерживая ответственности, неожиданно для всех идет на компромисс со своей душой, любовью и совестью. Почти прикоснувшись к мечте, она теряет ее. Морально самоуничтожается и воскресает в новом качестве, очень не похожем на прежнюю чистую Лизу.

Сатана (Станислав Бешеля) летает рядом и покровительствует ее слабостям. Он не гордый. Не гнушается работой костюмера или реквизитора. Главное, быть рядом с подопечной — отражаться в зеркалах, касаться краем балетной пачки, дышать в затылок и не отпускать ни на минуту. Вдруг она передумает и откажется от идеи величия?!

Лиза без сожаления обижает влюбленного в нее парня. Оскорбляет педагога. Она делает много поступков, которые были недоступны раньше. Переступив черту, девушка изменяет себе и поступает на службу к… Впрочем, никто ее не неволил.

История, выполненная силами драматических актеров и балетмейстеров, наполнена пластикой, истязающими диалогами и великими мелодиями П. И. Чайковского. Свет и подвижные зеркала режут пространство на классы, сцены, грезы и долгие лабиринты сомнений. Это сильные стороны спектакля. Прекрасные юные балетные девы меняются на глазах и становятся злобными фуриями. Точеные фигурки вспархивают на пуантах и с такой же легкостью вздрагивают от злорадных ехидных смешков. Это балет — тяжкий труд на выживание. Это юность — период необратимых ошибок. Это слава, граничащая с забвением. Это жизнь длиною в одно неверное па. Это вечная музыка, заглушающая неутихающую боль заблудшей души.

Идею для спектакля Дмитрий Бикбаев нашел не новую. Тем труднее ему было не сорваться на нашумевшие штампы: тонкая грань драматизма иногда переходит грань бытовых разборов. Понятно, что жизнь граней тоже не ставит, но хочется, чтобы сцена стала такой гранью. Смелость, отчаянность — сильная черта молодого режиссера. Он не побоялся наделить танцовщиц драматическими обязанностями, дать им возможности выразиться пластическими средствами.

Много внимания уделено хореографии (Сергей Захарин) — это тоже однозначно сильная черта постановки. Вызывают вопросы чрезмерная эмоциональность и истеричность героинь. Понятно, что темы подняты животрепещущие. Но балет, все же, не базар.

 — Полегче, пожалуйста, девочки, потише.

Как в жизни содрогаешься, когда рядом истошно болеют юные прекрасные люди. А тут еще и воздушные эльфы на пуантах. Так и хочется воскликнуть:

 — Балет, убери свои бесчувственные лапы от прекрасных и чистых людей!

Понятно, что балет здесь ни при чем. А звуками Петра Ильича люди даже исцеляются. И «мне не больно» может сказать только закаленный испытаниями мужественный человек.

Создателей спектакля в смысле балета понять можно — он прекрасная школа мужества и выносливости. Он показателен и достоин умных зрителей. На таких спектакль обречен обязательно. Потому что он о вечном. Он искренен и поставлен с поклонением театру. Спектакль еще очень юн, он новорожден. И не боги горшки обжигают, то есть ставят спектакли.

У молодого режиссера все получиться не может по определению, потому что критик постарше больше видел, уже настрадался и захочет потешить свою субъективность. Всем важно помнить следующее: то, что критикуется сегодня, может оказаться шедевром и остаться в анналах классики.

Посмотрим, подождем и скрестим пальцы за спектакль. Любое произведение искусства должно вылежаться, даже если оно — безусловно гениально. Современники редко готовы признать рождение шедевра, потомки — более восприимчивы.

Сегодня зрителю спектакля «Мне не больно» есть над чем подумать. Есть на что посмотреть. И поспорить тоже есть над чем. На то театр нам и нужен — чтобы переживать за героев, узнавая себя, и надеяться на лучшее.

Режиссер-постановщик: Дмитрий Бикбаев

В ролях: Елизавета Бурмистрова, Валерия Жидкова, Ольга Ершова, Надежда Луцкая, Ксения Мишанина, Иван Складчиков

Премьера 14 мая 2015 г.

Статья размещена на сайте 30.04.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: