Михаил Берсенев Грандмастер

Сериал «Молодая гвардия» 2015 года. Так ли уж плохи современные ремейки на лучшие советские картины?

Легко ли быть молодым? Вроде бы, должно быть легко. Органы тела еще молодые, здоровые, сильные. Мозг свежий, игривый. Казалось бы, живи и радуйся! Ан нет. В юности свой ворох проблем, в среднем возрасте — другой ворох, в старости — свой. Молодым людям в сериале-ремейке «Молодая гвардия» 2015 года выпала молодость, обожженная фашистским вторжением. Кровью родителей и односельчан залилась земля, и перед каждым молодым человеком и девушкой встал жуткий вопрос: а ты с кем?

Кадр из фильма Источник

Что сразу бросается в глаза в этой экранизации — как раз глаза. Да, именно так: в глаза бросаются глаза. Ну, не горят они сейчас у актеров сериала! У актеров советского варианта «Молодой гвардии» 1948-го года глаза горели энтузиазмом, и те актёры, как мне кажется, реально вживались в роли. Плюс тогда актеры были настоящими комсомольцами, с соответствующими билетами и значком.

У наших сегодняшних сериальных ребят ничего подобного нет. Вместо этого у них смартфоны, что практичнее билета члена комсомола, но не дает того уникального драйва, что был у советских актеров «Молодой гвардии». Правда, и требования к качеству картинки и игре актеров сейчас много ниже, чем в сталинские времена.

В «Молодой гвардии» 2015 года персонажам не хватает пламенности в речах. Нет этакой экспрессии, чтобы что ни слово, то искра. И чтобы вместо сердца — пламенный мотор! Но винить нынешних молодых актеров в том мы не можем. Другое время, другие стили актерской игры. Короткий метр есть короткий метр. Мыльная опера. Но все же… И в таком формате можно создать классные образы на экране (например, «Штрафбат» и Алексей Серебряков или Елена Яковлева в сериале «Катя»).

Сделать нечто подобное пытается молодой актер Никита Тезин (Виктор Третьякевич). Лицо у него как раз комсомольское, открытое, и тут директор по кастингу картины не прогадал. В отличие от персонажа Юрия Чурсина (Артист), который на комсомольца похож так же, как байкер Хирург на балерину Большого театра. Чурсин, скорее, тянет на немца, и ему была бы более уместна роль немецкого контрразведчика. Олег Кошевой (Вячеслав Чепуренко) — вообще чуть ли не модель с обложки мужского журнала мод. Он что там, по два часа с утра марафет себе наводил на съемках?

Но в сериале есть и положительные моменты. Вернемся к тональности образа Виктора Третьякевича. Мне кажется позитивным здесь то, что он в наше меркантильное время показывает, что не все можно измерить деньгами. Что были, есть и будут люди, которые способны на подвиг не ради банкнот, а ради женщины или Родины. В наше время «купи — продай» как раз молодым зрителям важно показывать, что есть иной мир — благородный! — а не офисные склоки и подсиживания ради карьерной лестницы.

Офисным работникам сейчас трудно представить, как и что должно произойти, чтобы они смогли, к примеру, организовать боевое подполье. Хотя, может, нужен лишь повод… В сериале «Молодая гвардия» точкой отсчета становится жестокость немцев. Даже не жестокость, а откровенное человеконенавистничество.

Я когда-то во время отдыха в Феодосии слушал рассказ бабушки, у которой мы снимали комнату в сезон, и та неожиданно за разговорами сказала, что, возможно, Германия бы и одолела СССР, если бы фашисты не стали истреблять простое население. Я так понял, бабуся была молодой девушкой в годы ВОВ, и рядовые люди не особо-то Советскую власть и любили. Но когда гитлеровцы стали жечь, вешать, насиловать, расстреливать обычных людей (не коммунистов и евреев), ненависть к захватчикам переросла в иное качество: месть! И тогда поднялся на войну весь народ стеной.

В сериале «Молодая гвардия» как раз и наблюдается такая вот совсем не офисная метаморфоза. Месть побуждает главного героя взять на себя первую кровь. А как иначе?

Наибольшую симпатию у меня вызвала героиня Любушки Шевцовой (Катерина Шпица). Я считаю эту актрису одной из лучших в российском кино. В сериале «Молодая гвардия» она, по сравнению с сериалом «Катя», утеряла часть наивности, но стала настоящей Леди.

Хрупкость ее героини в фильме «Иван Поддубный» с Пореченковым тут сменилась хитростью и решительностью во взгляде. В действиях. Да, пусть сделано все чуть наивно. Перед актрисой стояли две задачи: хореографически-вокальная и лингвистическая. Любушка — как артистка кабаре — показала большую гибкость в сценах танца. Возможно, актрису дублировала профессиональная танцовщица, но те планы, где играла сама Шпица, показались мне хорошими.

Что касается второй задачи (авторы наделили Любушку способностью бегло говорить по-немецки), все-таки чувствуется некоторая натянутость ее речи. Не так движутся губы при произнесении немецких слов, нет унисона между словом и мимикой. Впрочем, именно Любушка вытягивает весь довольно слабенький в общем сериал на приемлемый уровень. Персонаж Катерины Шпица самый запоминающийся, несмотря на недостатки. По иронии судьбы еще и немцы здесь получились весьма колоритные (особенно Гедеман с его платочком — актёр Андрей Гусев).

В данном ремейке произведения Фадеева актерская игра остальных главных действующих лиц довольно слаба. Молодые актеры совсем необстрелянные. «Тюлень» (Юрий Борисов) и вовсе мажет роль, ну не такой был фадеевский Тюленин, не такой! Впрочем, сериал «Молодая гвардия» режиссера Леонида Пляскина — это не калька с великого произведения Фадеева, а вольная интерпретация. Очень вольная!

Зрителям показана, с одной стороны, жесткая проза военной жизни, но при этом сериал не лишен мягкого юмора. Кто сказал, что юмор в военных картинах — лишний? В советское время этот момент был под табу, а зря. Война ведь не только кровь и смерть, там бывают самые разные персонажи и ситуации, в том числе и комические. В российском кинематографе короткого метра примером мягкого юмора в сериале о ВОВ стал знаменитый «Диверсант» с Вячеславом Галкиным. Я считаю, что мягкий юмор прибавляет плюсов и «Молодой гвардии» 2015 года и поднимает настроение, как хороший спектакль.

Этот фильм тоже подчас напоминает больше спектакль, нежели кинематограф. В игре персонажей чаще нет красок, нет внутренней борьбы мотивов, так, чтобы скулы сводило. Но! Сериал «Молодая гвардия» имеет одно несомненное положительное свойство: этот ремейк показывает молодым людям, что не только гамбургером и айфоном жив человек. Есть понятие Родины, которая стонет в беде, и есть молодежь, что способна стряхнуть с себя леность и страх и встать на ее защиту. И вот этот патриотический и немеркантильный посыл и является самым ценным качеством ремейка «Молодой гвардии» 2015 года.

Статья размещена на сайте 3.06.2015

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Современные фильмы о войне не передают атмосферу тех лет. Современные авторы сценария и режиссёры стараются "современность отправить в прошлое", поэтому получаются сплошь пародийные фильмы. Пусть каждое поколение снимает фильмы про своё время, которое оно помнит и знает.
    А про ту бабушку, которая строила предположения о победе фашистской Германии - что же, малодушные бесхребетники были всегда. Они своим недалёким умом не могут понять, что когда армия государства вторгается на чужую территорию, то вряд ли такая армия хочет принести благо завоёванному народу. Во всяком случае таких примеров в истории пока нет.

    • Мартин Абалкин, а Япония, а Южная Корея. Конституцию Японии, по которой она живёт и сейчас, написал какой-то американский майор. Не вторгнись США в Южную Корею - сейчас бы на карте мира была одна Корея - копия нынешней Северной.
      Не займись европейские страны колонизацией вновь открытых земель, тамошние аборигены и по сей день жили-бы в каменном веке, да жрали друг друга.

    • Один вопрос: а откуда вы, живущие в нашем времени, знаете, какая атмосфера была "в те годы"?

      • Марта Александрова, фильмы каждой эпохи и есть отличное зеркало того, как жили люди. Гараж Рязанова это атмосфера застоя. Цирк сгорел и клоуны разбежались с Караченцевым это слепок с 90-х. Так что фильмы послевоенные тоже нам показывают как и ради чего жили тогда

        • Михаил Берсенев, вот заладили этот эастой с чьей-то недоброй подачи и пошло-поехало, как ,типа, "Копейка" прилипла к Жигулям. Сейчас бы организовать такой, тот "застой", да "всё что-то идет не так."

        • Михаил Берсенев, современные фильмы о войне чистейшей воды суррогаты, типа: Цитадель, два Утомлённых солнцем, Сталинград, ещё наберётся кое-что. Посмотрите для контраста хотя бы "Сын полка" - там хорошо переданы жуть и юмор войны.

    • Современные фильмы о войне не передают атмосферу тех лет.

      Угу.. достаточно вспомнить трусики инвалидки Веры из фильма водительдляверы

      там такие трусики что нынешним ботоксным с силиконовыми грудями и в сладких снах не снились

      вобщем все как всегда, дьявол в мелочах.

      Оценка статьи: 3

  • У Фадеева не "вольная интерпретация", а художественная передача по горячим следам военного времени, за текстом проступают даже запахи и общие настроения переданы достоверно - это по личным воспоминаниям побывавшего в немецкой оккупации.

    • Марта Александрова Профессионал 11 июня 2015 в 15:54 отредактирован 11 июня 2015 в 15:54

      Сергей Дмитриев, в Краснодоне жили мои родственники, тесно общались с семьями молодогвардейцев. И по их словам, у Фадеева таки вольная интерпретация. В частности, сильно преувеличена роль Олега Кошевого.

  • Вот что интересно... Автор сравнивает современный фильм с произведением Фадеева и говорит о вольной интерпретации истории. Но известно ли автору, что само произведение Фадееева - уже вольная интерпретация реальной истории?

  • Артур Владленович Читатель 11 июня 2015 в 11:50 отредактирован 26 мая 2018 в 12:57

    Нескончаемый поток фильмов и сериалов про войну показывает, что общество и страна продолжает жить в состоянии войны. Если показывают, значит есть запрос. Вместо того что бы созидать, мы продолжаем воевать и этой войне не видно конца, враг всегда найдётся - не за пределами страны, так внутри. Согласен с Алфредом Кохом , который написал на своей странице в ФБ, - " Страна пропадает. Гибнет большая нация с тяжелой и необычной судьбой. А мы все подъелдыкиваем, да подлавливаем, зубы скалим...
    Она сама гибнет, ей никто не мешает жить. Просто так видимо нужно. Где-то там, в горных высях принято такое решение - побыл среди народов этот народ - и будя. Вона - к этрусскам да финикийцам идите, туды, в историю...
    И включился механизм самоликвидации. Все что от этой нации требовал Создатель - она, видимо, уже сделала... И неча тут теперь место занимать: ишь как расперло, сколько суши заняла... Сделал дело - гуляй на хер...
    Тут бы помолчать. Шапку в руке теребя. Ничего тут уже не напишешь. Все сказано. Реквием. А потом - тишина... "

    • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 14 июня 2015 в 20:13 отредактирован 14 июня 2015 в 20:15

      Артур Владленович , слухи о кончине Руси несколько преувеличены. Так примерно говорил Марк Твен про свою кончину. Мне нравятся фильмы про войну и современные в том числе. Пусть и свотльной интерпретацией но я вижу вещички той эпохи, какие были автомобили,что носили люди,как любили и ненавидели и кино даёт эту уникальную возможность: заглянуть мир который я никогда не видел

  • Фамилия героя-молодогвардейца Тюленин, а не Тюленев.

  • В основном согласен с автором. А всё-таки оправдывать бездарность создателей сериала (за редким проблесками актерской игры) важностью затронутой темы не есть правильно, мне думается.

    Оценка статьи: 5

  • "Не смотрел, но осуждаю !" и согласен с оценкой автора. Надо копать своё недавнее время. Увы, хорошего художественного воплощения не получается. Пресловутый Левиафан, Территория и др. снимаются по принятым шаблонам "Цитадели" или "Сталинграда".

    • Сергей Дмитриев, что общего вы нашли у "Территории" с "Цитаделью" и "Сталинградом" ("Левиафан" не смотрела, прокомментировать не могу)? Совершенно разный подход к кино. "Цитадель" и "Сталинград" - типичные блокбастеры, снятые по канонам Голливуда с его спецэффектами и клиповостью. "Территория" - совершенно другой фильм. Это, скорее, советская стилистика: долгие планы, медленное развитие сюжета... И фильм, кстати, очень хорош.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 11 июня 2015 в 14:52 отредактирован 11 июня 2015 в 14:53

        Марта Александрова, "Обижаешь, начальник !" советскую стилистику, с которой эта помпезная самодеятельность не имеет ничего общего.
        Вы обязаны посмотреть невыносимого Левиафана, которого я всё-таки одолел, а вот на Территорию уже пороху хватило только на половину.

        Эти клипсовые спецэффекты только обнажают творческую нищету закопёрщиков фильма. Ещё вот забацали такой же суррогат "Молодой гвардии". Всё хоЧУт дешёвыми "бандитскими приёмчиками" "выжать слезу" и втюхать свою мелкотравчатость быдлу.