Борис Рохленко Грандмастер

Рождение ребенка. Как это было в семнадцатом веке?

Альма-Тадема сэр Лоуренс в 1868 году на Салоне мастеров в Амстердаме представил картину «Воскресное утро няни» (A nurse Sunday morning), за которую был удостоен звания кавалера ордена Нидерландского льва.

Затемненная комната. У раскрытого окна стоит женщина с ребенком на руках. Рядом с ней сидит другая. Она читает большую и толстую книгу. Солнце освещает обеих — прямые лучи падают на няню, а отраженный от книги свет — на читательницу.

Дом, судя по всему, небогатый: дощатые полы. Читательница одета как монашка. Может быть, что это кто-то из приходской церкви пришел навестить и няню, и младенца. Зачем? Проверить, как обихожен ребенок. Может быть, это помещение — родильная комната в ведении приходской церкви. И гостья — как проверяющая от попечительского совета при церкви.

Визит некороткий, видимо, есть о чем поговорить. И гостья ищет в книге подходящие к моменту рекомендации. Расположилась она удобно, под ногами — грелка с тлеющими углями.

Кто мать ребенка: та, что нянчится, или кто-то другой. Вопрос не праздный, если взглянуть еще на одну картину сэра Лоуренса: «Родильная комната».

Похоже, что это — та же комната: разница в виде за окном. Та же няня (только что платье другое), но обстановка слегка изменилась. Слева появилась кровать под балдахином, на которой лежит одетая в белое женщина, скорее всего — роженица. Возле кровати сидит посетительница, может быть, это — сиделка, может быть, повитуха, пришедшая навестить свою пациентку.

Название картины наводит на мысль о том, что в те времена (семнадцатый век) уже существовали специальные комнаты для приема родов, как бы родильные отделения. Как пишут историки, они были в ведении приходских церквей. Более того, процесс подготовки к родам был подробно описан в наставлениях, которые передавались от повитухи к повитухе:

«…родовспоможение в семнадцатом веке было только женским делом… муж вызывал или привозил повитуху, после чего его выгоняли из комнаты, где повитуха принимала роды, а вся подготовка, собственно роды и последующий уход ложились на акушерку, родственников роженицы, соседей и друзей.

По прибытии (иногда верхом на лошади) повитуха надевала свежий фартук, проверяла «наличие детской кроватки или люльки и подходит ли она по высоте, конверта для младенца и т. д. — чтобы все было под рукой. Если у будущей матери нехватало простыней или каких-то постельных принадлежностей, повитуха давала недостающее из своих запасов. Комната должна была быть затемненной и теплой, роженицу следовало потеплее укрыть. В руководстве для повитух от 1680 года, написанное автором, который про себя написал, что она мать повитухи (вероятно, и она сама была повитухой), говорится, что только что приехавшая повитуха должна «посмотреть, что кровать вполне подходит для роженицы, чтобы для нее был небольшой халат и жакет и другое необходимое белье». В 1649 году ответственные за бедных (которые назначались в соответствии с законом о бедности; судя по всему, английский закон, обязывающий приходские церкви надзирать за состоянием бедняков, был принят в 1552 году — Б.Р.) в приходе церкви Сант Олаф Джеври оплатили подушку, конверт, жакет и белье, «необходимое для бедной женщины, которая была доставлена в дом приходской повитухи».

Сэр Лоуренс, вероятнее всего, никогда не видел сам процесс родов. Если бы это произошло, нет сомнения, что он написал бы картину. Вместо него это делали другие, возможно, в силу своих желаний помочь и женщинам, и повитухам принимать роды. Одна из таких картинок показывает, очевидно, тяжеловатый случай: мужчина держит роженицу, а женщины принимают ребенка.

На вооружении повитух был специальный стульчик, и есть картинка, как он применялся.

Один из вопросов, который возникает при знакомстве с историей картины: за что автор получил такой высокий орден? Искусствоведы пишут, что одна из причин — тема, которая вполне соответствовала голландским вкусам того времени. Можно добавить, что немалую роль в присуждении этой награды сыграло мастерство художника: картина выполнена в лучших традициях нидерландской живописи. А для нас эти полотна — как иллюстрация развития родовспоможения…

Статья размещена на сайте 13.06.2015

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: