Юлия Турукина Профессионал

«Алиса в Стране Чудес». Почему великий режиссер Сесил Хепуорт примерил на себя костюм лягушки?

В этом году знаменитой сказке Льюиса Кэролла «Алиса в Стране Чудес» исполнилось уже 150 лет. За это время ее успели полюбить миллионы людей по всему миру, и автор этой заметки не исключение.

Алиса убегает от стражи BFI, https://wfpp.cdrs.columbia.edu/pioneer/ccp-may-clark/

Произведение Кэролла (настоящее имя — Чарльз Латдвидж Додсон) хоть и считается сказкой для детей, но на самом деле таит в себе совершенно не детский смысл. По сути говоря, «Алиса» является великолепной пародией на нравы викторианского общества. В сказке также остроумнейшим образом обыгрываются физические и математические законы, рассуждения о жизни и смерти. «Алису в Стране Чудес» неоднократно ставили на театральной сцене и экранизировали.

Впервые сказку экранизировал английский режиссер и сценарист Сесил Хепуорт (Cecil Milton Hepworth) в 1903 году. Этот фильм и принес кинематографисту настоящую славу. Для своего времени постановка была поистине революционной.

В 1903 году Хепуорт вместе со вторым режиссером своей киностудии Hepworth&Co Перси Стоу (Percy Stow) решил перенести на киноэкран сказку Кэролла, которой в тот год исполнилось 38 лет. К участию в съемках были привлечены работники киностудии Хепуорта, и даже члены его семьи. Так, жена режиссера сыграла Белого Кролика и королеву червей, а дети — игральные карты. Забавный факт: собака и кот семьи Хепуорт тоже засветились на экране. Им достались роли огромного щенка, с которым играла Алиса в Стране Чудес, и чеширского кота. Сам Хепуорт исполнил роль лягушки.

Алисой же стала четырнадцатилетняя Мэйбел Кларк (в титрах указана как May Clark), подрабатывающая в студии секретарем. Впоследствии, Мэй Кларк снимется еще в одном фильме Хепуорта — «Спасение Ровера» (Rescued by Rover) (1905). Профессиональной актрисой девушка не стала. В 22 года она вышла замуж и вместе с мужем работала в его киностудии монтажером.

Костюмы и декорации фильма были точно выдержаны в стиле рисунков Джона Тэнниела — первого иллюстратора «Алисы». Были изготовлены около двух десятков костюмов для актеров, изображающих игральные карты. Съемки проходили в доме и в саду Хепуорта на небольших деревянных платформах.

В фильме присутствуют по-настоящему новаторские приемы. Например, уменьшение и увеличение роста Алисы. Подобного эффекта добились с помощью склейки и монтажа кадров. Даже сейчас, спустя 112 лет, эти эпизоды производят впечатление на зрителя. Что уж говорить о зрителях в начале 20 века! Лично мне также запомнился эпизод «путешествия» Алисы по кроличьей норе.

Технические возможности не позволяли режиссерам поставить сказку полностью, хотя ключевые моменты, такие как преследование кролика, знакомство с герцогиней и королевой, пробуждение, были сохранены. Концовка фильма достаточно упрощенная, без знаменитой сцены суда. Когда Алиса отказывается играть в крокет с королевой, та вызывает палача. Алиса ударяет его по ушам и убегает. За ней бежит толпа карт.

Премьера фильма состоялась 17 октября 1903 года в Лондоне. По замыслу Хепуорта, показ фильма сопровождался игрой на фортепиано. «Алиса в Стране Чудес» шла целых 12 минут, что для того времени было рекордом. В начале 20 века фильм считался самым длинным в истории британского кинематографа. Так как кинотеатры не были приспособлены для демонстрации такого длинного фильма, «Алису» показывали частями. Зрителям предлагалось выбрать конкретный фрагмент. Тем не менее фильм имел большой успех.

Долгое время этот фильм считался утерянным. В 1963 году единственная уцелевшая копия была найдена в одном частном кинотеатре. Британский Институт Кинематографии (BFI) на основе предоставленного материала смог «оживить» фильм.

Только в 2009 году, с развитием технологий, фильм наконец-то реставрировали. Так как копия очень плохо сохранилась, были утрачены навсегда несколько эпизодов. До наших дней дошло только 8,5 минут. Через год фильм вышел на DVD в качестве бонуса к телевизионной версии сказки 1966 года в постановке режиссера Джонатана Миллера.

В наш век высоких технологий «Алиса в Стране Чудес» 1903 года может показаться слишком примитивной и скучной. Зрители, избалованные 3D изображением, с отвращением отзовутся о качестве картинки, ведь камера постоянно трясется, лица нечеткие, пленка постоянно меняет цвет. Но давайте не забывать, что именно с таких фильмов начинался мировой кинематограф. Без первых экспериментаторов Великого Немого, таких как братья Люмьер, Сесил Хепуорт, Жорж Мельес и Дэвид Гриффит, вряд ли киноискусство смогло бы достигнуть таких высот.

Уже то, что «Алиса» 1903 года смогла дойти до нас — невероятно. Ведь многие фильмы конца 19-го, начала 20-го веков безвозвратно утеряны. Благодаря немногим уцелевшим немым фильмам, в том числе и «Алисе в Стране Чудес» Сесила Хепуорта, мы можем прикоснуться к волшебному миру кинематографа на заре его становления. Миру, в котором выход самого маленького фильма был сам по себе чудом.

Обновлено 7.10.2015
Статья размещена на сайте 19.07.2015

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: