Игорь Вадимов Грандмастер

Виртуальная реальность. Чему можно научиться, глядя сериалы?

Наверное, это глупый вопрос. Да чему там можно научиться? НИЧЕМУ! Как говорила героиня одного фильма военных лет, снятого в Алма-Ате: «Надоело это вранье! Влюбляться в мифического графа Данилу, изображать невозможные в нормальной жизни страсти…» (эвакуированная прима оперетты в результате таких мыслей ушла из театра и стала простой санитаркой в эвакогоспитале — сюжет столь же невозможный, как те, которые она сама критиковала). А может, что-то узнать из сериалов все же можно?

Кадр из сериала «Твин Пикс»

Невозможные роковые страсти, младенцы, пачками сдаваемые в Дома ребенка и на усыновление, раскаяние сразу после, многолетние поиски — и слезы радости в конце последней серии очередного сезона сериала. И мы точно знаем — в начале нового сериала найдется какая-нибудь еще незаметная зацепка, которая развернет новые аспекты, заставив героев вновь погрузиться в приключения. Это, конечно, если рейтинг данного сезона оказался высоким, сделав продолжение потенциально выгодным вложением денег. Иначе сериал закончен.

Или — сначала переспать, потом приревновать к кому-нибудь (иногда — даже к «чему-нибудь») и уйти в спокойную бездетную жизнь, чтобы — опять в конце последней серии — найти бывшую сожительницу с уже взрослым ребенком и красиво (в меру собственного таланта актера и умения сценаристов) раскаяться и помириться с брошенной много лет назад женщиной.

И это и днем, и вечером — на всех каналах. Видимо, есть спрос? Или у телевизионщиков не хватает воображения создать что-то более интересное?

Если считать сериалы жвачкой для ума, то до Дирола «этому» очень далеко. И все же… И все же… Вот очередная убийственно красивая брошенка с огромным бутафорским животом проходит мимо бабок, продающих у дороги ягоды, картошку и пр. Брошенка со страданием на челе — туфта. А вот бабки у дороги — это правда. А кроме этого, в каждую серию сериала просачивается правда жизни в виде реалий быта героев.

Вот герои в стандартном универсаме. Что они там говорят, какие действия разворачиваются — дело десятое. А вот полки и товары на них — это взято из жизни. А по их покупкам вполне можно понять, что в период съемки сериала люди покупали в магазинах.

Вот показывают квартиру в многоэтажке. Понятно, что это, скорее всего, лишь декорация в студии, но вот планировка декорации — такая, как и в реальных квартирах. Прихожая, кухня, ванная, туалет, жилые комнаты. Точно так же, как квартиры в многоэтажных жилых домах в Америке — это длинный общий коридор снаружи и за каждой дверью — вход прямо в жилую комнату. Так уж принято строить. А в малоэтажных домах чаще всего у каждой отдельной квартиры — отдельный вход, за которым, если квартира на втором этаже — лестница наверх, к квартире.

Причем, что интересно, в Италии мне довелось видеть и американскую планировку, и нормальные с точки зрения российского жителя квартиры с прихожей, гостиной и спальнями.

Вот сериал советского времени. Герой входит в трамвай-автобус-троллейбус, бросает в кассовый аппарат медяк и откручивает себе билетик. Или компостирует талон. И не беда, что сериал — по большей части пародия на нормальную жизнь тогдашних жителей РСФСР. Те, кто тогда тут жил, помнят эти «кассы» и эти компостеры.

В наше время герои сериалов ездят, как правило, на собственных иномарках (три раза «ха») или в маршрутках. Но если кого-то из них сценаристы отправят в поездку на автобусе, он наверняка на входе махнет у электронного считывателя карт своей проездной карточкой. И в этом — тоже правда жизни. Нам сегодня она вовсе неинтересна, но через сколько-то лет будет кусочком правды нынешней истории.

Так что вполне можно сказать, что нынешние наши сериалы со временем окажутся кладезем информации о нас для историков будущего. Но не дай Бог, чтобы эти историки начали всерьез рассматривать их содержание…

Обновлено 13.08.2015
Статья размещена на сайте 1.08.2015

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: