Борис Рохленко Грандмастер

Габриэль Метсю, «Девушка за туалетом». Почему она безрадостная?

Во времена «золотого века голландской живописи» появилось заметное количество картин, изображающих разгульных солдат в тавернах, в караулках. Эти картины получили название «казарменных». В то же время было написано множество полотен, связанных с блохами и вшами. И у них нет такого группового названия. А, тем не менее, они это вполне заслужили. Без сомнения, их можно называть «вшивые».

Габриэль Метсю, Женщина за туалетом, 1654, 65х58 см, Norton Simon Museum, Pasadena, США http://www.the-athenaeum.org/art/list.php?m=a&s=tu&aid=5252

Они есть у многих художников. С одной стороны, художникам эти маленькие коварные бестии тоже досаждали, с другой — полная свобода в изображении женщин: хоть одетых, хоть раздетых, хоть полураздетых, поодиночке или с помощником в ловле кусачих гадов.

Среди таких произведений — работа Габриэля Метсю «Девушка за туалетом»…

Небольшая тесноватая и бедновато обставленная комната. У настежь раскрытого окна — столик. На столике — поднос с какой-то бумагой, сложенной гармошкой, нечто вроде пялец. Слева у обреза картины — прислоненное к стене зеркало, перед ним — страусиное перо. Зеркало разбито, из него вылетел осколок. За столом сидит молодая женщина с красными глазами. За ее креслом — старушка вычесывает волосы частым черепаховым гребнем. На плечах молодухи — пелеринка.

Передний план украшает виолончель (между прочим — пятиструнная, в отличие от современных четырехструнных). Виолончель опирается на сундук, на котором лежит нотная тетрадь. Виолончель — самая дорогая вещь в комнате. Есть еще один примечательный предмет — шкатулка, стоящая на пяльцах: красное дерево, металлические набойки на углах, ручка с привязанным к ней ключиком.

Судя по всему, в ней нет украшений (потому что их нет на девушке), скорее всего, это подарок возлюбленного и там лежат любовные записки.

На заднем плане справа — альков, кровать.

Комната, в которой это происходит, видимо, расположена в очень богатом доме, если не сказать — в замке, на первом этаже. О том, что этот этаж первый, говорит открытая ставня из грубо обработанных досок. И петли у нее довольно солидные, и решетка на окне — защита от грабежей.

Девушка, судя по всему, — музыкантша, виолончелистка, играет в ансамбле или оркестре владельца замка. Казалось бы, не так уж это и плохо. Но что-то у девушки не так: красные заплаканные глаза, устремленные в разбитое зеркало. Как будто в нем она что-то хочет рассмотреть. И у старушки сострадательное выражение лица (наверное, она приходится девушке матерью, есть портретное сходство). На их головы свалились какие-то неприятности.

Одну из неприятностей можно уверенно назвать: вши. Именно ими занята сейчас старушка. На столе — бутылочка с каким-то снадобьем (притирание от паразитов?). Но вряд ли это самое большое несчастье. Разбитое зеркало — символ разрушенных надежд. Возможно, что девушку увольняют, это ее последний день в замке. Возможно, что в результате любовных приключений она забеременела (есть какой-то смутный намек в изображении живота).

На улице — разгар лета, прекрасная солнечная погода. Но нашу красавицу это не радует. Ей надо идти на репетицию, готовиться к выступлению, а настроение — хоть святых выноси. И причина, скорее всего, — в смятой бумаге, лежащей перед ней на блюде.

Старушка расчесывает волосы, вошки падают на пелеринку, девушка плачет… Что-то будет завтра?

Обновлено 18.08.2015
Статья размещена на сайте 11.08.2015

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: