• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Габриэль Метсю, «Девушка за туалетом». Почему она безрадостная?

Во времена «золотого века голландской живописи» появилось заметное количество картин, изображающих разгульных солдат в тавернах, в караулках. Эти картины получили название «казарменных». В то же время было написано множество полотен, связанных с блохами и вшами. И у них нет такого группового названия. А, тем не менее, они это вполне заслужили. Без сомнения, их можно называть «вшивые».

Они есть у многих художников. С одной стороны, художникам эти маленькие коварные бестии тоже досаждали, с другой — полная свобода в изображении женщин: хоть одетых, хоть раздетых, хоть полураздетых, поодиночке или с помощником в ловле кусачих гадов.

Среди таких произведений — работа Габриэля Метсю «Девушка за туалетом»…

Небольшая тесноватая и бедновато обставленная комната. У настежь раскрытого окна — столик. На столике — поднос с какой-то бумагой, сложенной гармошкой, нечто вроде пялец. Слева у обреза картины — прислоненное к стене зеркало, перед ним — страусиное перо. Зеркало разбито, из него вылетел осколок. За столом сидит молодая женщина с красными глазами. За ее креслом — старушка вычесывает волосы частым черепаховым гребнем. На плечах молодухи — пелеринка.

Передний план украшает виолончель (между прочим — пятиструнная, в отличие от современных четырехструнных). Виолончель опирается на сундук, на котором лежит нотная тетрадь. Виолончель — самая дорогая вещь в комнате. Есть еще один примечательный предмет — шкатулка, стоящая на пяльцах: красное дерево, металлические набойки на углах, ручка с привязанным к ней ключиком.

Судя по всему, в ней нет украшений (потому что их нет на девушке), скорее всего, это подарок возлюбленного и там лежат любовные записки.

На заднем плане справа — альков, кровать.

Комната, в которой это происходит, видимо, расположена в очень богатом доме, если не сказать — в замке, на первом этаже. О том, что этот этаж первый, говорит открытая ставня из грубо обработанных досок. И петли у нее довольно солидные, и решетка на окне — защита от грабежей.

Девушка, судя по всему, — музыкантша, виолончелистка, играет в ансамбле или оркестре владельца замка. Казалось бы, не так уж это и плохо. Но что-то у девушки не так: красные заплаканные глаза, устремленные в разбитое зеркало. Как будто в нем она что-то хочет рассмотреть. И у старушки сострадательное выражение лица (наверное, она приходится девушке матерью, есть портретное сходство). На их головы свалились какие-то неприятности.

Одну из неприятностей можно уверенно назвать: вши. Именно ими занята сейчас старушка. На столе — бутылочка с каким-то снадобьем (притирание от паразитов?). Но вряд ли это самое большое несчастье. Разбитое зеркало — символ разрушенных надежд. Возможно, что девушку увольняют, это ее последний день в замке. Возможно, что в результате любовных приключений она забеременела (есть какой-то смутный намек в изображении живота).

На улице — разгар лета, прекрасная солнечная погода. Но нашу красавицу это не радует. Ей надо идти на репетицию, готовиться к выступлению, а настроение — хоть святых выноси. И причина, скорее всего, — в смятой бумаге, лежащей перед ней на блюде.

Старушка расчесывает волосы, вошки падают на пелеринку, девушка плачет… Что-то будет завтра?

Статья опубликована в выпуске 20.08.2015
Обновлено 21.07.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: