Елена Гончарук Мастер

Всегда ли награда находит героя? Юрий Лисянский

В августе 1803 года из Кронштадта отправились два корабля «Надежда» и «Нева». Капитаном первого корабля был Иван Крузенштерн, а второго — Юрий Лисянский. Так началось первое русское кругосветное путешествие…

zhu difeng, Shutterstock.com

Имя Крузенштерна известно не только взрослым, но и всем детям, ведь на пароходе с таким названием плавала бабушка кота Матроскина. И действительно, вся слава досталась капитану первого корабля. А вот о Юрии Лисянском вспоминают немногие, хотя его вклад в эту экспедицию был не меньший.

Причиной тому был скромный характер капитана. Выходец из семьи священника из города Нежина Черниговской губернии (Украина), он поступил на учебу в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Там он познакомился с Иваном Федоровичем Крузенштерном, и эта тесная дружба осталась на всю жизнь. Когда шла подготовка к кругосветному путешествию, то было принято решение отправляться двумя кораблями.

Путешествие сопровождалось всеми тяготами морской жизни. Тем не менее Лисянскому удалось провести научные исследования — метеорологические, гидрографические, астрономические, океанографические, этнографические. Собранные им кораллы, ракушки, этнографические материалы, одежда и оружие пополнили коллекцию Русского Географического общества.

Во время экспедиции был открыт необитаемый остров на Гавайях, полуостров на берегу Охотского моря, гора на Сахалине, которые были названы в его честь. На Аляске Лисянский основал Новоархангельский порт. Также было исследовано северо-западное побережье Северной Америки, районы Тихого океана, открыт новый, более короткий, путь от Камчатки до Аляски. Карты морских путей, составленные Юрием Лисянским, много лет использовали капитаны дальнего плавания.

В конце путешествия возле берегов Китая оказалось, что продуктов на судне осталось на три месяца плавания. Тогда Лисянский принял решение плыть прямо в Европу без захода в порты. Корабль преодолел огромное расстояние за 142 дня без повреждений и потерь, поставив при этом рекорд. Ни одно судно до этого не могло проплыть такое расстояние без остановок.

22 июля 1806 года корабль «Нева» вернулся в Кронштадт, а через две недели пришла и «Надежда» Крузенштерна. Но слава досталась последнему, потому что Крузеншнтерна назначили начальником кадетского корпуса, а Лисянского снова отправили в море. Конечно же, писать отчеты о путешествии легче в кабинете, чем в каюте корабля в море, поэтому Иван Федорович первым опубликовал доклад о своем путешествии в Географическом обществе. Иван Крузенштерн купался во всеобщей славе, а Юрий Лисянский оставался в тени.

Конечно же, Лисянский получил награды, достойную пенсию. Самым дорогим подарком он считал золотую шпагу от своей команды, которая вернулась домой без потерь. Он очень серьезно относился к своим рабочим обязанностям и начал свои описательные труды лишь после выхода в отставку в 1809 году.

Для издания своих наблюдений денег не было, а государство не оказывало для этого материальной поддержки. Поэтому было принято решение продать имение его жены и на вырученные деньги издать книгу. Она вышла под названием «Путешествие вокруг света в 1803,4,5 и 1806 годах по повелению его императорского величия Александра Перваго, на корабле Неве под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана I-го ранга и кавалера Юрия Лисянского» и сопровождалась атласом «Собрание карт и рисунков к путешествию Ю. Лисянского». Вначале она вышла небольшим тиражом всего в 200 экземпляров на русском языке, а через некоторое время — на английском, и сразу же разошлась среди читателей.

Первому русскому кругосветному путешествию посвящено много литературы, документальных и художественных фильмов. Памятник Юрию Лисянскому был установлен в его родном городе Нежине. Похоронен выдающийся мореплаватель на территории Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. На его могиле можно прочитать слова: «Прохожий, не тужи о том, кто кинул якорь здесь, он взял с собою паруса, под коими взлетит в предел небес».

Обновлено 5.09.2015
Статья размещена на сайте 31.08.2015

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я так понимаю, Лисянский был из той категории людей, для которых не столь важно - какая часть славы за сделанное достанется лично ему. Значительно важнее - сделать. И они с Крузенштерном - СДЕЛАЛИ!! Может, во многом благодаря тому, что у Лисянского был именно такой характер. Если бы они начали делить славу ещё на берегу, вполне возможно, они бы даже не отправились в кругосветку.
    Ну, и кроме того, всегда нужно помнить, что в дружбе и в любви есть ведущий, и есть ведомый. Два медведя в одной берлоге, как правило, не уживаются. А людям свойственно запоминать ведущего. Ведомый, он же априори, в силу своего характера, уже изначально, в тени ведущего. И это всегда так, не только в данном конкретном случае. Кто сейчас помнит ведомых Покрышкина или Кожедуба?
    А Лисянского и его "Неву" - помнят. Даже из тени Крузенштерна, его фигура проступает выпукло и отчетливо. А потому, наверное, не всё так плохо, как кажется?..

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер, мне кажется фамилии Покрышкина и Кожедуба знают почти все. А касательно заслуг то здесь как и в любой сфере - популярным стает тот, кто умеет себя подать, преподнести и разрекламировать. А скромные по характеру люди часто остаются в тени