• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Ян Стен, «Мир вверх тормашками». Что бы это значило?

Голландский художник Ян Стен (1626−1679) написал множество картин. В целом, их можно назвать праздничными: веселье, застолья, вино, еда в обилии… Стен был точен в подробностях, в его полотнах — реалии его времени. Одна из таких «сочных» работ — «Мир вверх тормашками».

Ян Стен, Мир вверх тормашками, 1668, 105х145 см, музей истории искусств, Вена, Австрия https://commons.wikimedia.org/

В центре картины — цветущая молодуха с кувшином в правой руке и с полной рюмкой в левой. На ее колене лежит нога молодого усача. Правая рука ухажёра лежит на талии девицы, а в левой он держит розы, которые в приступе страсти забыл вручить (цветы, вероятно, символизируют невозможность скрыть их связь, хотя и скрывать нечего, всё очевидно). Оба пьяненькие и очень довольны жизнью.

Слева от молодухи сидит женщина в возрасте. Она порядком поднабралась и дремлет. Её детки разошлись: младшенький сбросил на пол миску, старшенький изображает курильщика трубки. Он же посадил на стол пса, чтобы тот поел мясной пирог. А дочка постарше строит глазки скрипачу, который не столько играет, сколько с ней переговаривается.

На заднем плане справа две фигуры довольно пожилых людей, которые кажутся совершенно чужими на этой развесёлой пирушке. Оба в чёрном и заняты чтением какой-то пухленькой книги.

Справа у обреза картины — горящий камин, а на переднем плане — поросёнок.

А что наверху, под потолком? На одной полке — какая-то кухонная утварь, к полке подвешены кастрюля типа котелка с крышкой (символ того, что всё идет не так, как надо) и кошелёк с деревянной рукояткой. Это кошелёк небедного человека, ему приходится носить довольно много монет разного достоинства, и для каждого номинала — своё отделение.

Справа под потолком висит корзина, в которой лежат несовместимые с пирушкой веши: трость, карты, пучок каких-то веточек (если это метла, то она намекает на сожительство без брака), шпага, рог. Ещё правее — обезьянка сидит на вешалке и играет с настенными часами.

Как бы все веселы, жизнерадостны (кроме двух персонажей в чёрном), веселятся от души. Но в этой картине есть несколько странностей.

Первое — фигуры в чёрном. И не просто персонажи — они что-то нашли в книге, и женщина пытается донести это до молодого весельчака. Почему-то у мужчины на плече сидит утка (в словарях пишут, что утка символизирует обман, значит, эта пара — лжецы?).

Второе — странный набор предметов в подвешенной к потолку корзине перекликается с предметами «суетных» натюрмортов (это натюрморты, основная идея которых — «суета сует, всё суета»).

Третье — играющая часами обезьянка. Часы — тоже непременная принадлежность «суетных» натюрмортов.

Казалось бы, развесёлая картина! На самом деле это — иллюстрация фламандских пословиц. У Питера Брейгеля-старшего есть аналогичное полотно. Оно намного замысловатее, знатоки увидели на нём изображение более 100 пословиц (а некоторые до сих пор не расшифрованы). Вот как они соотносятся с работой Яна Стена.

«Здесь что-то не так» — на стене висит горшок.

«Упущенного не вернёшь» — из сосудов выливается содержимое.

«Сожительство без брака» — метла, торчащая из окна.

«Беспечность ведет к потерям» — свиньи убегают из открытого свинарника.

Картина Яна Стена естественнее и явно намекает на изречение «Memento mori» (помни о смерти): обезьянка подняла гирю часов, как бы останавливая ход времени и отодвигая момент ухода в иной мир…

Статья опубликована в выпуске 11.11.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: